Определение размеров полюсов ротора

Выбор воздушного зазора,

Воздушный зазор δ в основном определяет технико–экономические показатели машины. При увеличении δ возрастают размеры полюсов и обмотки возбуждения, а значит, размеры и стоимость машины в целом. Однако, чем больше δ, тем меньше индуктивное сопротивление xd и, следовательно, большей будет кратность максимального момента Мм/Mн.

При выборе воздушного зазора исходят из значения xd, при котором Мм/Mн будет иметь заданное значение. Связь между xd и δ установлена в [1] и имеет вид

где Вδ0 = 0,95 Вδн ; xd* – полное индуктивное сопротивление в относительных единицах (о нём будет написано в разделе 9).

На рис. 5.1 дана усредненная зависимость xd*=f(Мм/Mн), по которой, исходя из заданного значения Мм/Mн, предварительно находят xd* для определения величины зазора δ. Отношение Мм/Мн обычно задают в пределах 1,65–2,5.

Чтобы получить распределение магнитного поля, приближающееся к синусоидальному, зазор под краями полюсов δм выбирают примерно в 1,5 раза больше, чем в середине, т.е. δм/δ=1,5.

Рис. 5.1

Поэтому радиус дуги полюсного наконечника получается меньше внутреннего радиуса статора

Среднее значение зазора

Длина полюсной дуги

где α = 0,68–0,73 – конструктивный коэффициент полюсного перекрытия (с увеличением α при той же мощности габариты машины уменьшаются, но возрастает поток рассеяния полюсов).

Полюсы чаще выполняют шихтованными из листовой стали Ст3 толщиной (1–2) мм.

В быстроходных машинах при vр≈πDnн/60 >30 м/с полюсы прикрепляют с помощью хвостовиков и клиньев к шихтованной втулке, насаживаемой на вал (рис. 5.2), а в тихоходных машинах прикрепляют шпильками с гайками к ободу сплошного магнитного колеса, которое изготавливают из стали Ст3 (см. рис. 1.7).

Рис. 5.2

Высоту полюсного наконечника hp выбирают исходя из возможности размещения в нем стержней демпферной обмотки, а на торцах наконечников – короткозамыкающих колец или сегментов. В табл.5.1 приведены значения hp в зависимости от τ при наличии демпферной клетки.

Таблица 5.1

τ, см 15–20 20–30 30–40 40–50 50–60
hp, см 2,2–3 3–4 4–5 5–6 6–7,5

 

Длины полюсного наконечника lр и сердечника полюса lm принимают равными длине статора l1 или на 1-2 см меньше.

Высота сердечника полюса (для машин 16–20-го габаритов)

Окончательно высоту hm устанавливают после расчета и проверки возможности размещения на полюсе обмотки возбуждения.

Ширину сердечника полюса bm определяют с учетом допустимой индукции Bm ≤ 1,4–1,6 Тл в основании полюса, при определении которой кроме основного потока Ф необходимо учитывать поток рассеяния , причем поток в основании полюса

где σm – коэффициент рассеяния.

Фm и σm зависят от геометрических размеров полюсов и расстояний между ними, которые пока неизвестны. Поэтому σm предварительно определяют по формуле

где k – коэффициент, зависящий от hp (табл. 5.2).

Таблица 5.2

hp, см
k 8,5

Исходя из вышесказанного

Коэффициент kcp заполнения полюса cталью равен 0,95 при толщине листов 1 мм и 0,97 при толщине листов 1,5 мм.

Расчетная длина сердечника полюса

где lf – толщина нажимной щеки полюса, lf ≈ (1,5–3)·10-2 м.

Длина втулки или обода ротора lj обычно определяется конструкцией и механической прочностью и получается больше, чем необходимо для проведения потока полюса Фm,

причем Δlc= (4–I0)·10-2 для машин средней мощности.

Высота втулки или обода ротора

а индукция Bj выбирается в пределах 1,0 –1,3 Тл.