Выбор главных размеров активной части генератора
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА
Проектирование синхронного генератора, как и любой другой электрической машины, начинают с выбора главных размеров: внутреннего диаметра статора D и расчетной длины lδ. Как указывалось, эта задача не имеет однозначного решения, поэтому для нахождения оптимальных значений D и lδ приходится рассчитывать ряд вариантов, для сокращения числа которых целесообразно воспользоваться рекомендациями, полученными на основе накопленного опыта проектирования.
Для предварительного определения диаметра D можно воспользоваться зависимостями D=f(S'H), рис.1.1, соответствующими усредненным диаметрам выполненных машин.
Расчетная электромагнитная мощность , кВ×А,
,
где kЕ – отношение ЭДС обмотки якоря при номинальной нагрузке Ен к номинальному напряжению Uн, предварительно принимают kE≈1,08; Рн – номинальная мощность, кВт; cosφн – номинальный коэффициент мощности.
Рис. 1.1
Число пар полюсов р и полюсное деление τ, м, равны соответственно
Предварительное значение внешнего диаметра статора Da , м,
Da=kДD.
Значения kД в зависимости от 2р приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
2р | ||||||
kД | 1,43–1,52 | 1,38–1,45 | 1,35–1,4 | 1,3–1,36 | 1,28–1,33 | 1,25–1,3 |
2р | 32 и более | |||||
kД | 1,22–1,28 | 1,2–1,26 | 1,18–1,25 | 1,16–1,22 | 1,15–1,2 | 1,14–1,18 |
Полученное значение Da округляют до ближайшего нормализованного диаметра (табл. 1.2). От выбранного диаметра Da зависят габариты и высота оси вращения h проектируемой машины.
В случае корректировки Da следует произвести пересчёт диаметра D и полюсного деления τ:
D = Da/kД ;
,
в этом случае для kД берут среднее значение при данном 2р.
Расчетная длина lδ машины, м,
Габарит | Da , мм | h, мм |
где αδ – расчетный коэффициент полюсного перекрытия (определяется по рис. 1.2); kB – коэффициент формы поля (рис. 1.2);
kоб1 – обмоточный коэффициент обмотки статора; А – линейная нагрузка статора, А/м; Вδн – максимальное значение индукции в воздушном зазоре при номинальной нагрузке, Тл.
Рис. 1.2
Так как и kB зависят от размеров и конфигурации полюсного наконечника, а также воздушного зазора δ и полюсного деления τ и пока неизвестны, то предварительно можно принять αδ=
= 0,65–0,68; kB= 1,16–1,14, а их произведение ·kB= 0,75–0,78 (эти значения соответствуют
= 0,68–0,72 при δм/δ =1,5 и δ/τ ≈ ≈0,01).
Обмоточный коэффициент kоб1 предварительно принимают равным 0,92.
Линейную нагрузку А и индукцию Вδн при Uн = 380–6600 В выбирают по рис. 1.3 и 1.4. При Uн = 10000 В величину Вδн можно также выбирать по рис. 1.4, а линейную нагрузку А следует снизить на 10–15 %, так как из-за более толстой пазовой изоляции ухудшается охлаждение обмотки якоря.
Рис 1.3
Выбранные значения А и Вδн являются предварительными и в дальнейшем при необходимости их можно изменять. При этом следует иметь в виду, что чем больше произведение А·Вδн , тем меньший активный объем D2lδ будет иметь проектируемая машина. Однако каждая машина имеет свои верхние пределы А и Вδн.
Рис. 1.4
Приведенные на рис. 1.3 верхние значения А соответствуют серийным машинам защищенного исполнения с косвенным воздушным охлаждением, с изоляцией класса нагревостойкости В. Верхний предел индукции Вδн ограничен насыщением магнитной цепи, в основном – насыщением зубцового слоя. Кроме того, с увеличением отношения А/Вδн возрастают индуктивные сопротивления машины.
Определив расчетную длину lδ , находят отношение
,
причем чем длиннее машина (больше λ), тем хуже условия её охлаждения, а чем короче, тем больше доля лобовых частей в длине витка обмотки и тем больше потери в обмотке. Значения λ для современных машин указаны на рис. 1.5.
Рис. 1.5
Для улучшения охлаждения сталь статора обычно разбивают на несколько пакетов длиной lпак ≈ 4–5 см, между которыми делают радиальные вентиляционные каналы шириной bк = 10 мм (рис. 1.6).
Рис. 1.6
При наличии вентиляционных каналов истинная длина статора будет больше расчетной и предварительно может быть принята
Длину всех пакетов чаще всего берут одинаковой. Число вентиляционных каналов в этом случае
причем nK округляют до целого числа.
После округления nK уточняют длину пакета
и округляют ее до одного миллиметра.
Суммарная длина пакетов сердечника
Проекции синхронного генератора приведены на рис. 1.7.
Рис. 1.7
Синхронная машина имеет радиальную систему вентиляции, обеспечиваемую вентиляционным действием полюсов ротора и вентиляционными лопатками, направляющими часть воздушного потока на лобовые части обмотки статора (рис. 1.8). Охлаждающий воздух в машинах защищённого исполнения входит через вентиляционные окна в подшипниковых щитах (рис. 1.8, а), проходит вдоль лобовых частей обмотки статора, через междуполюсное пространство ротора (охлаждая обмотку возбуждения), радиальные вентиляционные каналы статора и выходит через боковые жалюзи. Схема вентиляции машины закрытого исполнения с установленным в верхней части теплообменником показана на рис. 1.8, б.
Рис. 1.8. Схема вентиляции синхронных машин
2. Выбор типа обмотки и расчёт зубцовой зоны статора
Для статоров синхронных машин общего назначения мощностью от сотен до нескольких тысяч киловатт применяют двухслойные катушечные петлевые обмотки с числом эффективных проводников в пазу uп более двух. По условиям технологии каждый эффективный проводник может состоять из одного или нескольких элементарных прямоугольных проводников с сечением 12–20 мм2. Ток в таком составном проводнике допускается от 50 до 150, реже до 250 А. Если номинальный фазный ток машины Iнф превышает указанные пределы, то обмотку выполняют с несколькими параллельными ветвями a1.
Номинальный фазный ток Iнф обмотки статора при рекомендуемом соединении ее в звезду равен линейному току:
Тогда число параллельных ветвей
Причём число a1 должно быть целым и кратным 2р. В дальнейшем a1 нужно увязать с выбранным числом пазов статора Z1.
При необходимости ток в составном проводнике можно принимать больше 250 А. В этом случае произведение этого тока на число проводников в пазу uп не должно превышать 3000 А.
Рис. 2.1
Число пазов Z1 существенно влияет на технико-экономические показатели проектируемой машины, поэтому оптимальное число Z1 можно выбрать только после расчета и сравнения между собой ряда вариантов.
Зубцовое деление статора
Определив из рис. 2.1 при полученном ранее значении τ максимальное и минимальное значения t1 (1 – для 13–14 габаритов, 2 – для 15–17 габаритов, 3 – для 18–21 габаритов), находят соответствующие им числа пазов (зубцов) машины:
Из диапазона Zlmax – Zlmin выбирают такое целое число Z, при котором выполняются следующие требования:
2.1. Zl должно быть кратным числу фаз m и числу параллельных ветвей a1, т.е. – целое число.
2.2. Число пазов на полюс и фазу должно быть целым или дробным вида q1=b+c/d (b – целое число, а c/d – правильная несократимая дробь, причем d не кратно m и меньше p). При 2р < 8 чаще всего выбирают целое число q1 = 3(2) – 5 (большие значения для машин с меньшим числом полюсов). При 2р > 8 и малом τ можно выбирать обмотки с дробным q1 (
).
2.3. При целом q1 отношение 2р/a1 должно быть целым. При дробном q1 должно быть целым числом отношение .
2.4. Для удобства сегментировки статора при Da>0,99 м желательно, чтобы величина Zl разлагалась на возможно большее число простых множителей (2, 3, 5).
2.5. Для машин с Dа > 3,25 м число пазов должно быть кратным числу разъемов статора, выполняемых для возможной транспортировки по железной дороге.
Из диапазона Zlmax – Zlmin выбирают такое Zl , которое наиболее полно удовлетворяет указанным требованиям. Затем определяют и число эффективных проводников в пазу
которое округляют до ближайшего чётного числа.
По найденному значению uп уточняют линейную нагрузку
.
Число пазов Zl следует принять таким, при котором уточненное значение А отличается от выбранного в начале расчета более, чем на 10 %. Полученные таким образом значения Z1, uп, a1 , q1 и А для машин с Dа ≤ 0,99 м являются окончательными. В случае Da > 0,99 м число пазов устанавливают после выполнения сегментировки статора.