VI СЕМЕСТР
II. Методические указания к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии
Основания и фундаменты
Составители:
Альберт Юрьевич Прокопов
Марина Валентиновна Прокопова
Редактор
Темплан 2011 г. Подписано в печать …….. Формат 60х841/16. Бумага офсетная. Печать оперативная. Печ.л. …. Уч.-изд. л. … Тираж 100.
Южно-Российский государственный технический университет
Редакционно-издательский отдел ЮРГТУ
Адрес университета:
346428, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическому занятию № 1.
ТЕМА: Методы изучения топографической анатомии и оперативной хирургии. Хирургический инструментарий. Способы разъединения и соединения тканей. Остановка кровотечения.
Учебные цели : студент должен освоить:
а) методы изучения топографической анатомии и научиться их применять;
б) современную классификацию хирургического инструментария и правила пользования;
в) способы разъединения и соединения тканей;
г) теоретические основы способов остановки кровотечения.
Оснащение занятия: влажные и сухие препараты органов, пироговские срезы, набор хирургического инструментария, тренажеры, муляжи, таблицы, учебные видеофильмы.
Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)
Студенты осваивают методы топографической анатомии, препарирование областей, «Ледяную анатомию» по Н.И.Пирогову, диоптрографию различных органов и тканей, принципы «Типовой анатомии» по В.Н. Шевкуненко, гистотопографию элементов мягкого остова, принципы рентгенографии и инъекционных исследований (коррозия, наливка различными контрастными растворами), обращая внимание на их прикладное значение (для уточнения диагноза, характера течения патологических процессов, обоснования оперативных вмешательств и.т.д). Знакомятся с классификацией хирургических инструментов и правилами пользования хирургическими инструментами для разъединения и соединения тканей, остановки кровотечения (скальпели, ножницы, пинцеты, хирургические иглы и иглодержатели и др.). Осуществляют на тренажерах разрезы, технически выполняют различные виды швов (узловой, непрерывный, матрацный, обвивной и П-образный). В заключении рассматривают методы временной и окончательной остановки кровотечения, сосудистые швы.
Контрольные вопросы.
1. Определение предмета топографическая анатомия.
2. Определение предмета оперативная хирургия.
3. Методы, применяемые при изучении топографической анатомии.
4. Требования, предъявляемые к разъединению и соединению тканей.
5. Инструменты и аппараты, применяемые для разъединения тканей.
6. Инструменты, применяемые для остановки кровотечения в ране.
7. Инструменты и аппараты, применяемые для соединения тканей.
8. Инструменты, применяемые для фиксации тканей.
9. Инструменты специального назначения.
10. Виды швов, применяемых в хирургии.
11. Виды узлов, применяемых в хирургии.
12. Способы остановки кровотечения.
13. Положение скальпеля в руках хирурга при разъединении тканей.
14. Определение оперативного доступа.
15. Определение оперативного приема.
16. Виды хирургических операций.
17. Венепункция и венесекция.
Топографическая анатомия верхней конечности и принципы операций в этой области
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическому занятию № 2.
Тема : Топографическая анатомия лопаточной, дельтовидной, подключичной и подмышечной областей, области плеча. Плечевой сустав.
Учебные цели: студент должен научиться:
а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях образований надплечья, плечевого сустава и плеча;
б) определять границы по внешним ориентирам надплечья и плеча;
в) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию сосудов и нервов, фасциально – клетчаточных структур надплечья и плеча;
г) определять локализацию и пути распространения гнойных затеков в областях надплечья и плеча, характер повреждения сосудисто-нервных пучков при переломах костей и вывихах в плечевом суставе;
д) обосновывать осуществление доступов к плечевому суставу, подмышечной и плечевой артериям с учетом коллатерального кровообращения при ее перевязке, правильно использовать разрезы при гнойных процессах, определять точки пункции и катетеризации подключичной вены.
Оснащение занятия: влажные и сухие препараты верхней конечности, пироговские срезы, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.
Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)
Студенты изучают границы по костным и мышечным ориентирам лопаточной, дельтовидной, подключичной и подмышечной областей и их послойное строение, акцентируя внимание на голотопии, скелетотопии и синтопии сосудисто-нервных пучков, строении лопаточного артериального круга и его значении в формировании коллатерального кровотока, топографии трехстороннего и четырехстороннего отверстий, медиального, латерального и заднего пучков плечевого сплетения, путях лимфооттока в подмышечной области, клиническом значение изучаемых разделов в связи с выполнением пункции и катетеризации подключичной вены, обнажением и перевязкой подмышечной артерии, возможными повреждениями подмышечного нерва, подключичного сосудисто-нервного пучка при переломах ключицы и хирургической шейки плеча, а также вывихах в плечевом суставе. Рекомендуется зарисовать в рабочих тетрадях схемы расположения лопаточного артериального круга, 3–х пучков плечевого сплетения, пироговских распилов плеча в верхней трети. Изучая плечевой сустав, студенты выявляют те его анатомические особенности, которые определяют наибольшую частоту вывихов, и имеют отношение к путям распространения инфекции (места прикрепления и слабые участки капсулы плечевого сустава, локализацию заворотов). Рассматривают клетчаточные пространства лопаточной, дельтовидной, подключичной и подмышечной областей, технику перевязки подмышечной артерии, обращая внимание на пути коллатерального кровотока и точку вкола иглы при осуществлении пункции плечевого сустава.
Далее студенты приступают к изучению границ, костных, мышечных ориентиров, послойного строения, области плеча, голотопии, скелетотопии и синтопии всех сосудисто-нервных образований данных областей. При этом рекомендуется в рабочие тетради зарисовать схемы пироговских распилов плеча в верхней, средней и нижней третях, что позволит усвоению конкретных взаимоотношений сосудов и нервов на разных уровнях и строения фасциальных вместилищ. При этом необходимо акцентировать внимание на строении, расположении и проекции основного сосудисто-нервного пучка плеча, его проекции на кожу, а также на особенности направлений лучевого и подмышечного нервов по отношению к плечевой кости. Рассматриваются показания и техника перевязки плечевой артерии в соответствии с путями коллатерального кровотока.
Контрольные вопросы
1. Границы дельтовидной, лопаточной, подключичной, подмышечной областей и плечевого сустава.
2. Внешние ориентиры дельтовидной, лопаточной, подключичной, подмышечной областей и плечевого сустава.
3. Топографо-анатомические слои дельтовидной, лопаточной, подключичной, подмышечной областей.
4. Границы и содержимое клетчаточных пространств дельтовидной, лопаточной, подключичной, подмышечной областей.
5. Голотопия, скелетотопия и синтопия сосудисто-нервных пучков дельтовидной, лопаточной, подключичной, подмышечной областей.
6. Границы и содержимое надостного и подостного костно-фиброзных лож лопатки.
7. Артериальные анастомозы лопаточной области.
8. Границы и содержимое трехстороннего и четырехстороннего отверстий.
9. Группы лимфатических узлов подмышечной ямки и пути лимфооттока.
10. Прикрепление капсулы плечевого сустава.
11. Завороты синовиальной оболочки плечевого сустава.
12. Этапы пункции и катетеризации подключичной вены.