Общественная группа поддержки грудного вскармливания

Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления правил грудного вскармливания.

Преодоление пагубной практики

В современном мире быстро растет понимание важности грудного вскармливания. Однако по-прежнему, даже среди медицинских работ­ников, не все понимают, как нужно помогать матерям. Это не их вина: укоренившаяся медицинская практика годами разрушала традиции и навыки грудного вскармливания, и никто этого не подозревал. Теперь отношение к естественному вскармливанию детей и подходы меня­ются. Как в богатых, так и в бедных странах прогрессивные органы здравоохранения проводят реформы в больничных порядках и укрепляют поддержку грудного вскармливания со стороны общества. Совершенствуется подготовка медицинских работников. Глобальные инициативы, такие как совместная инициатива ВОЗ (Всемирная Ор­ганизация Здравоохранения) и ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН) «Боль­ница, доброжелательная к ребенку», способствуют принятию «Десяти шагов, ведущих к успешному грудному вскармливанию». Эти шаги ос­нованы на доскональном знании таких методов работы, которые по­могают матерям кормить, а детям кормиться грудью.

Десять шагов ВОЗ/ЮНИСЕФ, ведущих к успешному грудно­му вскармливанию

Каждое медицинское учреждение, оказывающее услуги по ведению бе­ременности, родовспоможению и уходу за новорожденным, должно:

1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до све­дения медицинского персонала и рожениц.

3. Информировать всех беременных женщин о преимуще­ствах и технике грудного вскармливания.

4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в те­чение первого получаса после родов.

5. Показывать матерям, как кормить грудью и как сохра­нить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.

6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или пи­тья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.

7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и но­ворожденного рядом, в одной палате.

8. Поощрять грудное вскармливание по требованию мла­денца, а не по расписанию.

9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и уст­ройств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.).

10. Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы по­сле выписки из родильного дома или больницы.

Зарубежный опыт создания групп материнской поддержки в отно­шении грудного вскармливания описан в книге Ф. Сэведж Кинг «По­мощь матерям в кормлении грудью», изданной ВОЗ в 1995 г. в каче­стве документа.

Если по соседству друг с другом живет несколько кормящих матерей, у них может возникнуть заинтересованность в том, чтобы создать группу для взаимной поддержки. Такие группы непосредственной поддержки матерей матерям могут оказать наибольший эффект в по­мощи матерям продолжить кормление грудью по истечении первых недель после родов. Возможно, они могут оказывать даже более эф­фективную помощь, чем медработники.

Матери, состоящие в таких группах, со своими малышами регулярно встречаются раз в одну-четыре недели, иногда на квартире одной из ма­терей. Нужно, чтобы одна или несколько матерей были «лидерами», рас­полагающими точной информацией относительно кормления грудью. Основная цель таких встреч состоит в обмене опытом: ощущения ма­терей; приятные моменты кормления грудью; трудности, с которыми им пришлось столкнуться, и то, как они научились с ними справлять­ся. Таким образом, для матерей будет очевидным, что они все посту­пают правильно, что могут делиться друг с другом своими умениями и вместе испытывать чувство гордости.

На каждом собрании для обсуждения может предлагаться тема, например «Преимущества грудного вскармливания» или «Преодоление трудностей». Лидер не должен читать лекцию или много говорить на эту тему. Она мо­жет сделать небольшое вступление к теме. Затем она должна вызвать у дру­гих желание поделиться своим опытом и мыслями. Она должна быть в со­стоянии исправить неверную информацию и предложить решение той или иной проблемы. Это поможет членам группы сохранять уверенность в своей правоте, а не просто высказывать того или иного рода жалобы. Такие встречи предоставляют:

• социальный контакт с «изолированными» матерями;

• источник поддержки, питающий уверенность женщины в необхо­димости кормления грудью и уменьшающий ее волнения.

Встречи предоставляют матерям возможность научиться:

- кормить грудью легко и удобно, например путем исправления по­ложения кормления;

- полезным практическим вещам, например, как кормить ребенка ночью, или как кормить ребенка на людях, чтобы это не бросалось в глаза;

- получить более научную информацию о функционировании сво­его организма, а также росте и развитии ребенка.

Члены группы могут оказывать друг другу помощь не только во вре­мя встреч. Они могут ходить друг к другу в гости, когда у них возни­кают проблемы, когда они не знают, что им делать, или когда они чем-то обеспокоены или подавлены. В некоторых местах женщины имеют возможность общаться друг с другом по телефону. Они могут также помогать матерям, не являющимся членами группы, но нужда­ющимся в помощи.

Членам группы нужно заниматься самообразованием в области кормления грудью. Им требуется современный материал на эту тему, такой, как книги и бюллетени, который можно было бы брать на дом для прочтения. То есть они должны иметь какой-то источник инфор­мации и консультации.

Этим группам необходимо находиться в контакте с более опытно группой поддержки матерей матерями.