Россия в годы Первой мировой войны
Россия вступила в войну 1 августа 1914 г. в союзе с Англией и Францией. Этот шаг потенциально был очень опасен для России. Российская империя была аграрно-индустриальной страной, а собиралась вести войну с более развитыми в экономическом отношении государствами (Германия, Авто-Венгрия). Известно, что чаще всего такие войны заканчиваются поражением менее развитых в экономическом отношении государств. К тому же в России не завершились программы перевооружения армии и флота.
Мотивы руководства страны при принятии решения о вступления в войну, были различными. С одной стороны, этоперед нами воплощение претензийи на статус мировой державы. Россия преследовала определенные внешнеполитические цели: решения вопроса в свою пользу о черноморских проливах, получение новых территорий и сфер влияния и др. С другой стороны, явно прослеживается стремление решить внутриполитические проблемы. Правительство намеревалось за счет патриотических чувств ликвидировать очередной подъем (с 1912 г.) оппозиционного движения.
Участие России в войне потребовало приспособление государственного аппарата к военным условиям. Общегражданское управление не претерпело никаких изменений, но были чрезвычайные органы власти. Это пришлось на первый год войны (до июля 1915 г.). 16 июля 1914 г. было утверждено Положение о полевом управлении в военное время. Для руководства военными действиями вводится Ставка верховного главнокомандующего. Во главе всех армий России и полевого аппарата закон ставил верховного главнокомандующего, при котором сосредотачивался аппарат Ставки. Основной структурной частью в Ставке являлся штаб, подразделениями которого выступали управления. Ставка была ответственна только перед императором.
Следующим уровнем управления выступали фронты. Вначале войны было два фронта (Западный и Юго-Западный), позднее появляется Кавказский фронт. В 1915-––1916 гг. число фронтов растет. На каждом фронте действовало несколько армий. Армии включали корпуса, те –– дивизии. Дивизии состояли из бригад, бригады –– из полков и т.д. Фронты, армии, корпуса, дивизии имели своих командующих, штабы, управления и т.д.
В годы войны произошли изменения в аппарате Военного министерства. В задачи Главного штаба при Военном министерстве входило проведение мобилизации.
В первые месяцы войны на волне патриотического подъема предпринимательские круги создали общероссийские общественные организации: Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы. Всероссийский земский союз объединил земские учреждения 41 губернии. Его высшим органом управления являлся съезд уполномоченных земств (по два от каждой губернии). Между съездами дела союза вел Главный комитет в составе 10десяти человек, во главе с главноуполномоченным. Роль местных органов выполняли губернские земские управы. Всероссийский городской союз имел аналогичную структуру. Он состоял из съезда уполномоченных, Главного комитета, областных, городских, фронтовых комитетов.
Первоначально функции этих союзов ограничивались военно-санитарным делом. Но постепенно в их компетенцию вошли вопросы снабжения армии всем необходимым.
Поражения русской армии весной и летом 1915 г., вызванные во многом недостатками снабжения, заставили усилить мобилизационные возможности государственного аппарата. Появились чрезвычайные государственные органы руководства военной экономикой. Ими стали особые совещания –– высшие правительственные учреждения под председательством министров и подотчетных только царю. Действовали особые совещания по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам, устройству беженцев. В состав совещаний входили правительственные чиновники, представители предпринимателей.
Ключевым было Особое совещание по обороне. Оно должно было осуществлять высший надзор за деятельностью всех казенных и частных предприятий, работавших на войну; содействовать созданию новых и переоборудованию старых военных заводов; распределять правительственные заказы и следить за их исполнением. Аппарат особого совещания имел ряд комитетов и комиссий, соответствовавших основным функциям этого органа. На местах создавались местные подразделения особого совещания.
В 1916 г. при председателе Совета министров было учреждено Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла. Особое совещание министров пошло на ограничение деятельности общественных организаций, созданных для помощи фронту в 1914––1915 гг. Так, была прекращена практика передачи им для распределения военных заказов. Эти вопросы были на 97% сосредоточены в Особом совещании по обороне.
Централизация была характерна и структурам, созданным общественными кругами. В мае 1915 г. на IX съезде представителей торговли и промышленности было предложено создать новую организацию –– военно-промышленные комитетовы, во главе с Центральным военно-промышленным комитетом. Согласно закону от 27 августа 1915 г. они помогали мобилизовывать промышленность на нужды войны. Эти комитеты взяли на себя функцию координации работы всей промышленности на оборону, планирование снабжения ее металлами, топливом и сырьем и др. К началу 1916 г. в стране насчитывалось до 220 комитетов. При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями.
Летом 1915 г. были созданы объединительные органы, координировавшие работу Всероссийского земского и Всероссийского городского союзов. Им стал Главный комитет по снабжению армии, или Земгор, а также его местные комитеты при городских и земских управах и уполномоченные на фронтах. Своей задачей он ставил оказание помощи раненым, распределение заказов мелким предприятиям.
Основные изменения в праве связаны с милитаризацией экономики России. Одним из главных направлений регулирования была борьба с дороговизной и дефицитом продовольствия. Поскольку производство находилось в частных руках, государство не могло регламентировать рынок методом «товарных интервенций». У него не было ни запасов продовольствия, ни разветвленного аппарата, поэтому оставался лишь административно-командный метод, когда государство пыталось ввести твердые цены. Февральским указом 1915 г. командующим войсками предоставлялось право запрещать вывоз из вверенного им района продовольственных запасов, устанавливать фиксированные цены и осуществлять меры по реквизиции (когда товаровладельцы отказывались продавать по установленным ценам).
В мае 1915 г. создается Главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входили требования сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых.
Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки, карточки лимитировались.
В годы пПервой мировой войны усилилась уголовная ответственность за поставку действующей армии во время войны негодного вооружения, продовольствия и т.п. В 1916 г. был принят Закон об ответственности за промедление в исполнении договора или поручения правительства о заготовлении средств нападения или защиты, а также за нарушение сроков поставок продовольствия в армию. Была организована система военно-полевых судов. Законом от 20 июля 1914 г. учреждались полковые и этапные, корпусные суды, военно-окружные и Главный военный суд. 10 августа 1914 г. было принято положение, в котором главным начальникам военных округов предоставлялось право учреждать в военное время суды, аналогичные полковым, при всех строевых и нестроевых частях, учреждениях, управлениях военного ведомства. Это привело к усилению военно-административной власти.