Развитие права

Потребности формирующегося индустриального общества детерминировали эволюцию русского российского права. Оно все больше приближалось к формально рациональному типу, который представляетющему собой логически взаимосвязанную систему абстрактных норм, на основе которой существенные факты конкретного правового дела или правовые проблемы могут быть квалифицированы, а последние и разрешены. Необходимым элементом такого права является функционирование высокоразвитых, рациональных правовых институтов.

Источники права. Основным источником права в первые годы XX в. по-прежнему являлся закон. С принятием Основных законов 23 апреля 1906 г. изменилось понятие закона. Если прежде им считалось любое повеление императора, оформленное в надлежащем порядке Сенатом, то в соответствии со ст. 86 Основных законов 1906 г. законом признавался законодательный акт, принятый Государственной думой, одобренный Государственным советом и подписанный императором.

По своему содержанию законы делились на предписывающие (в форме повеления или запрещения) и восполнительные (дополнявшие волю частных лиц). По пространству действия законы делились на общие (действовавшие на всей территории империи), местные (действовавшие на ее части), особенные (действовавшие в отношении особого рода дел) и специальные (действовавшие в отношении особых категорий лиц). Действие закона во времени начиналось с момента его опубликования, но в силу он вступал с момента получения на данной территории листа сенатского издания Собрания узаконений и распоряжений правительства (если в самом законе не был указан срок вступления его в силу).

Действующее законодательство систематизировалось в Своде законов, в который были внесены многочисленные изменения и дополнения. Помимо общероссийского законодательства во многих регионах продолжало действовать местное законодательство (Финляндия, Привислинский и Западные края, Прибалтийские губернии).

Система нормативных правовых актов в начале XX в. пополнилась новым элементом –– постановлением Совета министров. Они носили подзаконный характер и имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Наряду с постановлениями Совет министров издавал также положения, носившие статусный, правоустанавливающий характер и часто определявшие структуры и функции новых органов управления.

Как форма права активно использовались обычаи. В Европейской России обычное право использовалось чаще всего волостными судами, реже судами мировой и даже общей юстиции при рассмотрении некоторых гражданских и торговых дел и при неполноте законов. Обычаями руководствовались и в отдельных национальных регионах, на Крайнем севере.

Источниками права выступали религиозные нормы. У кочевых и полукочевых народов Средней Азии, исповедовавших ислам, местные суды руководствовались нормами шариата и адата.

В конце XIX –– начале XX в. велись крупные кодификационные работы с целью обновления законодательства. Этим занимались разные учреждения. Основная задача после принятия в ходе судебной реформы 1864 г. вполне современного процессуального законодательства состояла в разработке материального права, адекватного новым общественным отношениям. В 1882 г. была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, которые так и не были приняты. Что касается проекта Уголовного уложения, то он был подготовлен и в 1903 г. утвержден императором.

Государственное право. Принятие манифеста 17 октября 1905 г. и Основных законов 23 апреля 1906 г. внесли существенные изменения в государственное право. Начинается развитие отечественного конституционализма, проявившегося в ограничении власти монарха подданными. Император согласно Основным законам 23 апреля 1906 г. отказался от двух важнейших своих прерогатив –– неограниченного права на издание законов и автономного распоряжения государственным бюджетом. Был образован первый парламент, сформировались легальные политические партии и профсоюзы, получила развитие демократическая пресса. Временными правилами от 15 ноября 1905 г. и Указом от 18 марта 1906 г. отменялись предварительная цензура и право наложения взысканий в административном порядке. Периодическая печать стала отвечать только перед судом.

В России были введены демократические свободы. Свобода собраний регулировалась Временными правилами от 4 марта 1906 г. Правила различали собрания публичные и непубличные: непубличные проводились в явочном порядке, публичные –– в разрешительном порядке. Все это было шагом вперед в развитии таких основных институтов и ценностей капиталистического общества, как гражданское общество и свобода.

Уголовное право. Основными источниками уголовного права являлись: 1) Уложение о наказаниях уголовных и исправительных; 2) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями; 3) Уголовное уложение. Разработка последнего была завершена в 1895 г. Затем оно прошело обсуждение в Особом совещании при министре юстиции, в Государственном совете. В начале 1903 г. проект был подписан императором. Предполагалось, что новый уголовный кодекс заменит все другие уголовные законы. Но введение в действие Уложения целиком было отложено. Отдельные главы и статьи постепенно приобретали юридическую силу.

Таким образом, в начале XX в. в России действовали три уголовных закона, имевших как Общую, так и Особенную части. Новым актом стало Уложение 1903 г. Уложение провозглашало равенство граждан перед законом, отказ от принципа объективного вменения, индивидуализацию наказания и другие прогрессивные начала уголовного права. Впервые давалось определение пространства действия закона: он распространялся на всю территорию России, одинаково на всех лиц, на ней пребывающих.

В его Общей части давались понятия преступления, умысла, неосторожности, приготовления, покушения, соучастия. Под преступлением понималось деяние, «воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Четко проводился принцип –– нет наказания, без преступления, точно обозначенного в законе. Принцип аналогии отвергался. В зависимости от тяжести наказания различались: 1) преступления тяжкие (за них назначались смертная казнь, каторга и ссылка на поселение); 2) преступления (они влекли заключение в исправительном доме, крепости или тюрьме); 3) проступки (наказывались арестом или денежным штрафом).

Субъектом преступления признавалось вменяемое физическое лицо, достигшее десятилетнего возраста. Законодатель предусматривал ситуацию «уменьшенной» вменяемости, относящейся к лицам в возрасте от десяти до семнадцати лет. Новое Уложение более четко формулировало формы вины, различая умысел (прямой и косвенный) и неосторожность (небрежность и легкомыслие).

Более четко регулировалось соучастие: соучастниками признавались лица, действующие заведомо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учиненного несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника. При совершении проступка наказывался только исполнитель, участие в сообществе и шайке наказывалось особо.

Приготовление к преступлению (приобретение или приспособление средств для приведения в исполнение преступного умысла) наказывалось лишь в случаях, указанных законом. Добровольный отказ исключал наказание. Покушение на преступление (действие, которым начинается исполнение преступного умысла, но не доведенное до конца по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного) наказывалось в случаях, предусмотренных законом (при покушении на тяжкое преступление –– во всех случаях).

Система наказаний была упрощена, все наказания делились на главные, дополнительные и заменяющие. Предусматривались восемь родов главных наказаний и восемь родов дополнительных. Смертная казнь (повешение) не применялась к лицам моложе семнадцати и старше семидесяти лет. Приговоренные к смертной казни лишались всех прав состояния и иных прав. Каторга назначалась без срока или на срок от четырех до 15 лет, ссылка назначалась без срока, но с правом досрочного освобождения за хорошее поведение. Заключение в крепость назначалось на срок до шести лет, в тюрьму –– до двух лет, арест –– на срок до шести месяцев, помещение в исправительный дом –– до восьми лет.

Уложение группировало преступления по 37 направлениям. На первом месте стояли преступления против веры и Церкви. Затем шли преступления государственные и против порядка управления: далее –– посягательства на основы жизни общества; к следующей группе относились посягательства на частных лиц, их права личные и имущественные. Завершалось группой преступлений по службе государственной и общественной.

Революционные события 1905 г. и реформы государственного строя детерминировали коррективы уголовного законодательства. В ноябре 1905 г. появился состав преступления, связанный с побуждением воинских чинов к нарушению обязанностей воинской службы. В декабре 1905 г. был принят закон,ом введенаший уголовнуюая ответственность за участие в забастовках на предприятиях, имеющих общественное или государственное значение. Виновные наказывались лишением свободы на срок от восьми месяцев до полутора лет. Участие в «преступном сообществе» влекло наказание на срок до четырех лет. Зарплата за период забастовки не выплачивалась, возмещение пострадавшим от забастовки уплачивалось казной или предприятием.

В феврале 1906 г. было издано мнение Государственного совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц. Объективная сторона этих преступлений заключалась в распространении сведений, «возбуждающих в населении враждебное к ним (правовым установлениям и должностным лицам) отношение»; «возбуждающих общественную тревогу слухами о правительственных распоряжениях, общественных бедствиях»; «возбуждающих вражду между классами населения, между сословиями, хозяевами и рабочими».

Позднее была введена ответственность за нарушение правил выборов в Государственный совет и Государственную думу и препятствование их работе, появились новые законы об уголовной ответственности за шпионаж и «недозволенное оставление Отечества».

Новации наблюдались и в уголовно-исполнительной политике государства. Все большее распространение получали идеи перевоспитания и создания возможностей для возвращения человека к нормальной жизни после заключения. В 1909 г. возник институт уголовно-досрочного освобождения. С 1910 г. время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 г. осужденные получили право реабилитации.

Гражданское право. В области гражданского права в качестве основного источника права по-прежнему действовал т. Х Свода законов. В начале XX в. в гражданском праве сохранялись сословные пережитки, что проявлялось в правовом регулировании статуса физического лица. В начале XX в. Активнее стало использоваться понятие юридического лица. Русская цивилистическая наука различала корпорации и учреждения. Учреждения рассматривались как юридические лица, не имеющие объединения членов. Среди корпораций выделялись товарищества, общества с внешним единством, собственно корпорации. В указанное времяБыл упростилищен порядок образования акционерных обществ, принятия и пересмотра их уставов. По Закону от 4 марта 1906 г. можно было создавать общества без предварительного разрешения.

Вещное право характеризовалось различием понятий собственности и права собственности. Первое трактовалось как более широкое –– под собственностью понимали все имущественные права, принадлежащие лицу. Законодательство определяло право собственности как «власть владеть, пользоваться и распоряжаться… имуществом…». По природе своей право собственности трактовалось как бессрочное и безусловное.

Законодательство сохранило все известные ранее подходы к классификации вещей (движимые и недвижимые, потребляемые и непотребляемые, оборотные и изъятые из оборота, родовые и благоприобретенные). Имуществао подразделялоись также по признаку ограничения частного обладания в зависимости от характера имущества или категорий собственников или владельцев. Так, действовали ограничения, налагавшиеся на имения в казачьих областях. Особым ограничениям подчинялся такой вид имущества, как иконы. Использовалось деление имущества на наличное и долговое. Наличным признавалось имущество, произведенное самим лицом, а долговым –– то, что принадлежало ему по какому-либо обязательственному правоотношению.

Обязательственное право не претерпело серьезных изменений. Применялась прежняя система договоров. Сохранилось разграничение гражданских и торговых сделок, хотя это не привело к распространению дуалистического взгляда на систему частного права.

Развивалось промышленное право, т.е. право на товарный знак, фирму, изобретение. Изобретение оформлялось патентом, который давал изобретателю исключительное право на использование своего изобретения в течение 15 лет. Однако изобретение могло быть отчуждено государством и ранее, но с выплатой компенсации. Авторское право предоставляло автору исключительное право на использование продукта его интеллектуального творчества (книги, музыка, картины и т.д.), после смерти автора это право переходило к наследникам на 50 лет.

Семейное право. Церковь по-прежнему регулировала заключение, расторжение брака и иные личные отношения в семье, государство –– имущественные отношения членов семьи. Церковь осуждала смешанные браки и браки, заключенные без согласия родителей (по жалобе родителей непослушных детей можно было подвергнуть тюремному заключению, лишению наследства). Заключению брака предшествовало обручение. Расторжение брака, возможное при наличии необходимых оснований (прелюбодеяние, лишение всех прав, безвестное отсутствие, импотенция), осуществлялось консисторией. В 1891 г. были изданы правила об узаконении незаконнорожденных детей через последующий брак.

Либерализация коснулась даже канонического права. Так, если ранее при разводе по мотивам нарушения супружеской верности виновной стороне запрещалось повторное вступление в брак, то теперь это запрещение устанавливалось не пожизненно, а на срок не более семи лет. Церковными судами по таким делам больше не накладывались на виновную сторону епитимьи.

Более четко стал проводиться принцип раздельности имущества супругов, при этом взыскания могли обращаться только на совместное имущество. Но имущественная независимость жены все больше наталкивалась на сохраняющуюся по традиции семейную власть мужа. Неразрешенным оставался вопрос о средствах побуждения супругов к продолжению совместной жизни: практика использовала лишь одно средство –– отказ в материальном содержании жене, ушедшей от мужа, и понуждение мужа к уплате такого содержания в случае его ухода из семьи. По Закону от 14 марта 1914 г. замужние женщины приобрели право на получение от полиции постоянного вида на жительство для раздельного от мужа проживания без его согласия, если будет установлена невозможность совместного проживания.

Закон, как и раньше, не регламентировал пределов родительской власти над детьми, единственным препятствием на ее пути было лишение родительских прав. Внебрачные дети получили право участвовать в наследовании имущества матери (наряду с другими детьми) и требовать от отца алименты.

Фабричное (социальное и трудовое) законодательство. В 1903 г. была введена ответственность предпринимателей на несчастные случаи с рабочими на производстве. В 1905––1906 гг., в момент подъема революционного движения, только что учрежденное Министерство торговли и промышленности разработало программу фабрично-заводского законодательства. Основная идея этой программы состояла в том, чтобы отменить мелочную регламентацию в таких вопросах, как установление продолжительности рабочего времени, размера заработной платы, внутреннего распорядка на предприятиях, предоставив решение этих вопросов соглашению сторон. Подготавливались также проекты законов о страховании от болезней, несчастных случаев, о врачебной помощи, рабочем времени и найме.

По мере спада революционного движения либеральный курс Министерства торговли и промышленности натолкнулся на противодействие в политической элите. Из всех упомянутых законопроектов в 1912 г. был принят лишь Закон о страховании от болезней и несчастных случаев. В соответствии с ним на предприятиях учреждались больничные кассы, капитал которых составлялся из взносов рабочих и предпринимателей. Ими управляли выборные представители от рабочих и администрации и под надзором фабричных инспекторов. Больничные кассы объединялись в 12 страховых товариществ. Общее руководство страховым делом возлагалось на Главный страховой совет, включавший в свой состав также представителей рабочих. Больничные кассы должны были оплачивать медицинскую помощь при несчастных случаях, выдавать пособия (25% от заработка) по болезни и несчастному случаю.

Закон 1912 г. действовал не на всей территории России, а лишь на ее европейской части и на Кавказе. Из сферы применения Закона исключались работники мелких предприятий, сельскохозяйственные рабочие, лица, нанятые для случайных работ и выполнявшие работы, непосредственно не связанные с производством. Таким образом, объем вводимого в России страхования по закону 1911 г. был крайне мал.

В Положении о страховании от несчастных случаев было определено понятие несчастного случая, условия назначения вознаграждений, порядок их исчисления, предельные размеры, сроки выдачи. Вознаграждения пострадавшим производились из средств страховых товариществ в виде пособий и пенсий, вознаграждения членам семьи пострадавшего –– в виде пенсий.

Закон от 23 июня 1912 г. об обеспечении на случай болезни распространялся на те же категории лиц наемного труда, что и Закон о страховании от несчастных случаев. Страховые выплаты производились через систему специально учреждаемых при предприятиях больничных касс, деятельность которых была поставлена под опеку целого ряда учреждений. Денежные пособия были установлены законом в крайне низких размерах. К числу обязательных функций касс относилась выдача пособий при болезни, увечье, при родах и в случае смерти; к необязательным –– выдача пособий семьям застрахованных и безработным. Положение о страховании на случай болезни подробно регламентировало порядок обращения за пособиями и условия их назначения, сроки выплаты и размеры назначаемых пособий.

Изменения в судебном праве. Одним из способов борьбы с революционным движением, а точнее революционным террором, стало усиление уголовной репрессии, в т.ч.том числе с помощью военно-полевых судов. Военно-полевые суды начала ХХ в. являлись экстраординарными органами, боровшимися против терроризма различных боевых дружин партий анархистского и максималистского толка. Они действовали с 19 августа 1906 г. до 20 апреля 1907 г. в «местностях, объявленных на военном положении», в соответствии с Положением «О чрезвычайной и усиленной охране» от 4 сентября 1881 г.

Положение о военно-полевых судах предусматривало фактическое изъятие дел революционеров из ведения обычных судебных инстанций и передачу их полевым судам. Военно-полевые суды создавались в каждом случае для рассмотрения конкретного дела (или дел) распоряжением губернатора той местности, которая была объявлена на военном положении и в случаях, требующих безотлагательного решения и не нуждающихся в подробном расследовании.

В самом Положении не были четко обозначены рамки подсудности военно-полевого суда, было лишь указано, что они учреждаются для «обеспечения достаточной быстроты репрессий за преступления, выходящие из ряда обыкновенных». Условием передачи дела в военно-полевой суд была очевидность совершения преступления, когда не требовалось предварительное следствие. Срок для передачи этому суду –– 24 часа после совершения преступления. Разбирательство дела в военно-полевых судах производилось по правилам, установленным для разбирательства дел в полковых судах в военное время, но с дополнением двумя существенными требованиями: рассмотрение обязательно происходило при закрытых дверях, и должно было закончиться не позднее 48-часового срока. Не было ни защитника, ни обвинителя. Приговор излагался в упрощенной форме. Он приводился в исполнение безотлагательно, в связи с чем редко использовалось помилование.

По приговорам военно-полевых судов были казнены в основном молодые люди в возрасте до 24 лет, зараженные поддавшиеся героикеой революционной борьбы. 19 апреля 1907 г. Положение о военно-полевых судах было отменено.

В 1912 г. состоялась реформа местной юстиции, которая внесла изменения с систему мировых и крестьянских судов. Согласно принятому закону, предполагалось восстановление института мировой юстиции на всей территории страны. Мировые судьи должны действовать как в городах, так и в уездах. Как и раньше, уезд, с находящимися в нем городами, составлял мировой округ. Петербург и Москва образовывали отдельные мировые округа. Мировые округа делились на мировые участки, в каждом из которых состоял участковый мировой судья. Кроме участковых мировых судей, существовали еще добавочные и почетные мировые судьи. Добавочные мировые судьи назначались мировым съездом для замещения участковых в случае их устранения, отсутствия, смерти или болезни или помощи им в случае чрезмерного обременения их делами. Почетные мировые судьи не имели мировых участков, а состояли при мировом округе и могли отправлять судебные функции в пределах всего округа.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, а в крупных городах –– городскими думами, после чего утверждались первым департаментом Сената. Срок полномочий судейьи –– три года. Но появилась норма, по которой участковые и добавочные мировые судьи, прослужившие по выборам трехлетие, при следующих выборах в том же судебно-мировом округе избирались на шесть лет.

Закон от 15 июня 1912 г. существенно расширил подсудность мирового суда. По гражданским делам мировые судьи разбирали споры по искам стоимостью до 1 тыс. руб.лей; по уголовным делам –– все преступления, за которые назначалось наказание не выше тюрьмы без лишения прав состояния.

Апелляционной инстанцией для мировых судей был съезд мировых судей. Он представлял собой собрание почетных, участковых и добавочных мировых судей мирового округа. Во главе его стоял председатель, теперь назначаемый императором по представлению министра юстиции. В Петербурге, Москве, Харькове, Саратове, Кишиневе, Одессе и Казани председатель мирового съезда избирался на три года мировыми судьями. Он же являлся кассационной инстанцией по тем делам, когда мировые судьи выносили окончательные приговоры.

Одновременно был реформирован волостной суд, который сохранили несмотря на его очевидные недостатки –– сословность, невежество и подкупность судей, податливость его на разные влияния со стороны. Закон внес в его организацию несколько улучшений и установил более тесную связь с мировыми судами. По закону 1912 г. волостная юстиция состояла из трех инстанций. Первая –– волостной суд в составе председателя, двух членов и двух кандидатов в члены. Волостные судьи избирались на три года на основе двухстепенных выборов из числа грамотных крестьян-домохозяев, достигших 30 лет. Избранные судьи утверждались мировым съездом.

Вторая инстанция –– верхний сельский суд. Это была апелляционная инстанция. Этот вид суда состоял из участкового мирового судьи и председателей волостных судов. Кассационной, или третьей, инстанцией выступал мировой съезд, который должен был осуществлять и надзор за волостными судами.