Изменения в системе управления

Рассмотренные Преобразования не изменили форму правления Российского государства: Россия оставалась абсолютной монархией, хотя . Рреформы значительно изменили политическое значение в большей степени отразились на системе высших государственных учреждений. В результате преобразований изменилось их политическое значение. Так, заметно было усилиласьение ролиь Государственного совета, ставшего основным разработчиком проводимых реформ. Был значительно увеличен его численный состав., Иизменилаись структура и полномочия. В частности, в 1882 г. в его структуре был создан Кодификационный отдел, занимавшейся систематизацией и кодификацией российского законодательства. ПриНа этом фоне снизилась роль Императорской канцелярии., которая Она сосредоточилась на предварительном изучении всех проектов, вносимых в Государственный совет.

Важным механизмом оперативного управления было создание высших комитетов и комиссий, наделенных значительными полномочиями для решения определенногоых узкоспециальногоых вопросаов и имевших зачастую временный характер. Комиссия прошений рассматривала обращения к императору, содержащие конкретные жалобы и предложения. Главный комитет об устройстве сельского состояния осуществлял наблюдение за реализацией крестьянской реформы и обсуждал связанные с ней законопроекты и административные мероприятия. Комитет железных дорог формировал государственную политику в такой стратегически важной сфере, как железнодорожное строительство. Комитет по делам царства Польского, Западный комитет, Второй Сибирский комитет и Кавказский комитет осуществляли государственную политику в наиболее проблемных регионах империи.

Разработка и реализация либеральных реформ потребовали усилить координацию деятельности отдельных ведомств и учреждений. Комитет министров с этой задачей уже не справлялся. Для этой цели был создан Совет министров. С 1857 г. он действовал неофициально, а с 12 ноября 1861 г. уже как официальный высший орган государственного управления. Он состоял из министров, главноуправляющих, председателей Комитета министров, Государственного совета и ряда лиц по назначению императора. Функции председателя Совета министров выполнял император, он же имел право выносить на его рассмотрение любые вопросы.

В отличие от Комитета министров, который занимался текущими административными вопросами, Совет министров рассматривал мероприятия общегосударственного значения, отчеты министров, проекты преобразований. Соответственно пик деятельности Совета министров пришелся на 1860-е гг., когда он сыграл важную роль в реализации великих реформ. В то же время, положительный эффект от его деятельности в значительной степени нивелировался из-за нерегулярности и нерегламентированности его деятельности. В последующие годы его значение падает, он редко собирается на заседания. С 1882 г. Совет министров вообще не собирался.

Система центральных государственных учреждений тоже менялась.претерпевала отдельные коррективы. В основу политики по реформированию министерств был положен «линейный» принцип управления. Был усилен статус министра, укреплено его единоначалие, усложнена внутренняя структура министерств. Помимо департаментов создавались главные управления, комитеты, управления и отделы.

Отличительной чертой периода великих реформ стало усиление роли и значения министерств, ведавших экономическими проблемами, и . Речь идет, прежде всего, о Министерствеа финансов, значительно расширившегоим свои полномочия. После крестьянской реформы возросла роль Министерства государственных имуществ. В 1865 г. было создано Министерство путей сообщения, функциями которого сталои наблюдение за постройкой и эксплуатацией частных железных дорог, а также строительство государственных.

Более заметная перестройка отмечается в местном управлении. Россия сохранила прежнее административно-территориальное деление, ключевым элементом которого была губерния. Губернии делились на уезды и города (губернские, уездные и безуездные). Уезды делились на полицейские станы, а также волости и сельские общества. Во главе губернии стоял губернатор. Его статус мало изменился по сравнению с первой половиной XIX в. Губернское правление теперь состояло из общего присутствия и двух канцелярий. Непосредственно при губернаторе состояла третья канцелярия, которая приобретаетла большие права. В губернии расширяется число присутствий, комитетов, комиссий.

Управление пореформенного уезда осуществляли уездный исправник и уездное полицейское управление. Уездный предводитель дворянства возглавлял ряд уездный комитетов и присутствий, которые зачастую являлись исполнительными инстанциями для соответствующих губернских органов власти.

Продолжали действовать сословные учреждения. Дворянские учреждения включали губернские и уездные дворянские собрания, дворянское депутатское собрание, губернских и уездных предводителей дворянства, уездные дворянские опеки. За ними помимо чисто сословных вопросов, сохранилисьяется право и обязанность участвовать в решении местных административных вопросов, в основном через предводителей. Сословные организации в городах имели купцы, мещане и ремесленники. Купцы объединялись в купеческое общество, которое избирало купеческого старосту. Мещане учреждали мещанскую управу, но могли ограничиться избранием мещанского старосты и десятских. Ремесленники объединялись в цеха по специальности. В каждом имелись цеховая управа и цеховой сход мастеров. В основном эти органы обеспечивали представительство интересов соответствующих групп населения в правительственных органах.

Управление национальными окраинами сохраняло особенности, хотя явно прослеживается унификация органов власти по мере интеграции этих регионов в единый хозяйственный комплекс страны. Общий взгляд на систему управления окраинами не подтверждает широко распространенного в недавнем прошлом мнения, что дореволюционная Россия являлась тюрьмой народов. Региональное управление отличалось достаточной гибкостью. Специфика управления отдельными окраинами определялась общероссийскими и местными задачами. Там, где существовала угроза войн и восстаний, функционировала военно-административная система управления. Создавались генерал-губернаторства, а генерал-губернатор наделялся обширнейшими административными, хозяйственными, военными, финансовыми и судебными полномочиями. Система управления отличалась упрощенной структурой.

Такой порядок управления действовал на Кавказе, где до конца XIX в. сохранялось наместничество с прежней структурой управления. В 1883 г. было ликвидировано наместничество, вместо которого вводилось управление главноначальствующего гражданской частью. Начинается частичная унификация кавказских учреждений с общегосударственными, вводится городское самоуправление. В 1874 г. было ликвидировано наместничество в Польше. Вводилось Варшавское генерал-губернаторство, при котором состояло совещание представителей разных ведомств, а также помощник по полицейской части. На местах действовало гминное управление.

В ходе присоединения к России Средней Азии из большей части ее земель было образовано Туркестанское генерал-губернаторство (1867 г.), преобразованное в 1886 г. в Туркестанский край, которым управлял генерал-губернатор совместно с советом губернаторов областей и представителей ведомств. В этих регионах к управлению активно привлекалась «туземная администрация». Правительство в процессе завоевания Средней Азии сохранило автономию Бухарского эмирата и Хивинского ханства. В 1882 г. степные области (Акмолинская и Семипалатинская) вошли в Степное генерал-губернаторство. Закаспийская область подчинялась главному надзору Туркестанского генерал-губернатора. Ближайшее управление возлагалось на начальника области с полномочиями губернатора.

На окраинах, где отсутствовали непосредственные угрозы, допускалась автономия и сохранение исторически сложившихся органов управления. Например, Финляндия имела статус великого княжества. Имелся сейм, избиравшийся сословиями. Управлял Финляндией сенат во главе с генерал-губернатором. Он же был высшим судебным органом. В 1876 г. было ликвидировано Прибалтийское генерал-губернаторство. В трех прибалтийских губерниях –– Курляндской, Лифляндской и Эстляндской –– началось формирование общероссийских городских и судебных учреждений, которые в течение длительного времени существовали вместе с сословными органами управления и судом немецких баронов и бюргеров.

В 1873 г. Бессарабская область была переименована в Бессарабскую губернию и тоже началось формирование общих органов управления. С конца XVIII в. и по 60-е гг. XIX в. в состав Российской империи входили Аляска и Алеутские острова. Управление ими осуществлялось Российско-американской компанией, образованной в 1799 г.

Самые значительные изменения претерпело управление Сибирью. Вместо действовавших генерал-губернаторств были созданы Иркутское и Приамурское генерал-губернаторство, а также Тобольская и Томская губернии, руководимые гражданскими губернаторами.

Во второй половине XIX в. казачество имело управление, отличное от управления других губерний России. Имело казачество и самобытное местное самоуправление. В середине XIX в. в России существовало 9девять казачьих войск. В самой большой Области войска Донского гражданское управление подчинялось военному министерству.