Иностранное право (рецепция).

Международный договор.

Как это не может показаться парадоксальным, но международный договор есть самый древний источник русского гражданского права. Именно в договорах Руси с Византией (IX - X вв.) мы встречаем нормы "закона роуськаго", конкурирующие с нормами византийского права. Еще больший нормативный материал находим в договорах Руси с немцами. Под последним понимают комплекс договоров XII - XIV вв., заключавшихся северо-западными землями древнерусского государства с Ганзой, купечеством Тевтонского ордена и скандинавами.

В Московскую эпоху, когда международные отношения становятся более упорядоченными, вопросы взаимной торговли, взаимной правовой помощи становятся обычной causa договоров, заключаемых московскими царями с иностранными державами. В указанный период торговые отношения с некоторыми странами (Англия, Голландия, Речь Посполитая и пр.) становятся настолько интенсивными, что можно проследить существенное влияние законодательства этих стран на право Московской Руси.

В период Империи значение двусторонних договоров ослабевает, но усиливается роль международных конвенций по вопросам частного права, активным участником которых выступает Россия. В советский период эта тенденция не ослабла. Официально значение международного договора для гражданских правоотношений было признано ч. 1 ст. 8 Ввод. зак. ГК РСФСР 1922 г.

Влияние иностранного права на русское гражданское право трудно оценить. Вплоть до 1917 г. целые отрасли его составили фактически реципированные нормы иностранного законодательства. Не ошибемся, если скажем, что все брачно-семейное и наследственное право России до 1917 г. - это нормы византийских источников права: Эклоги, Прохирона, Василик и других памятников законодательства Византийской империи. Значительное влияние византийского права можно также обнаружить в вопросах определения право- и дееспособности лиц, владения недвижимостью. Некоторые виды договоров, по сути, равно регулировались превращенными нормами римского права. Впрочем, в Московскую эпоху здесь являются, скажем так, другие посредники.

В начале Имперского периода большей частью предпринимаются попытки механического перенесения норм иностранного законодательства на русскую почву. В последующем рецепция приобрела более взвешенный характер и проходила при посредстве научной мысли. Русская цивилистическая школа испытала на себе громадное влияние германской школы пандект, что объяснялось не только высоким научным уровнем последней, но еще и тем, что система высшего образования фактически была скопирована с прусского образца. Стоит напомнить также, что хорошим стилем научной подготовки русской профессуры до 1917 г. была обязательная научная трехгодичная стажировка при крупных научных центрах Европы.

 

§ 2. Лица в русском гражданском праве

 

Дохристианская эпоха определяла право- и дееспособность лица в зависимости от нескольких факторов. Первое - ценность лица для коллектива: это хороший воин, охотник и т.п.; второе - состояние, в котором оно было рождено. Эти факторы не позволяли еще в полной мере появиться в указанную эпоху самому понятию "лицо". Личность (personae) пока еще находилась в тени той общественной группы, к которой она принадлежала по рождению. Рудименты этого отношения мы встречаем, например, в "Русской Правде", где слово "лице" и производные от него означают некую совокупность объектов гражданско-правовых отношений, но отнюдь не субъекта права.

Другая особенность правового положения (статуса) лица в России вплоть до 1861 г. была его особая сословная принадлежность. Сословность лица в принципе до 1917 г. до известного постановления Временного правительства довольно существенно влияла на объем его правоспособности (Вест. ВП. 1917. N 15/61). И хотя собственно сословия появляются довольно поздно, как известно, процесс их юридического формирования занял более полутора веков, даже в эпоху досословную мы видим деление населения на особые разряды, основанием которых являлся род службы, напрямую влиявший на право- и дееспособность. Не стоит при этом забывать, что рабство (холопство) в России de iure отменяется только по первой ревизии - в 1718 г. К этому необходимо также добавить существенное ограничение право- и дееспособности в зависимости от национальной принадлежности и - самое главное - вероисповедания лица. Правда, следует признать, что гражданская право- и дееспособность все же не в столь большой степени, в сравнении с политической правоспособностью, страдала от указанных факторов.

Эти все перечисленные выше особенности были уже рассмотрены нами в соответствующих разделах, посвященных положению различных групп населения России в отдельные периоды истории ее права. Поэтому здесь нет необходимости повторять сказанное. Следует, на наш взгляд, сосредоточиться на наиболее абстрактных вопросах статуса лиц за весь период существования России.