Сознание как высшая форма психики

Сознание — высший уровень развития психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание дает возможность человеку решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды.

Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий. Человек заранее предвидит, планирует ожидаемый результат своих действий и выбирает адекватные средства и способы их достижения. Он строит программу своей деятельности, первоначально моделируя ее в уме. Эта деятельность не ограничена непосредственным вос­приятием ситуации, а строится на основе знания законо­мерностей ее развития. Сознание человека прогнозирует закономерное наступление событий, как бы с опережением отражая действительность.

Сознание обладает рядом особенностей.

Знаковость – использование знаков как носителей содержания. Всякое содержание сознания устроено так, что использует искусственные (культурно выработанные) средства. Искусственные, значит изобретенные человеком, не существующие в природе сами по себе. Самые привычные знаки – слова, жесты, символы, другие графические или поведенческие обозначения.

Орудийность – использование в работе сознания орудий как искусственных (культурно выработанных) средств и стратегий воздействия на тот или иной фрагмент внешнего мира, тела или психики человека. Понятие орудия охватывает не только материальные средства, усиливающие или расширяющие возможности тела человека (молоток, нож, кирпич…), но и идеальные, усиливающие и расширяющие возможности его психики (способы счета, ориентации на местности…). Главный элемент процессов сознания – это орудийное действие.

Предметность– обязательная отнесенность знака (значения) или орудия (действия) к некоторому фрагменту внешнего мира, тела или психики человека. Даже фантазия, и та или уже имеет соответствующий предмет (желание, например), или этот предмет будет создан в будущем (изделие, художественное произведение и пр.).

Рефлексивность - способность к самооценке, предохранение от неадекватного отражения. Сознание связано с самосознанием. Самосознание — это система ценностных отношений человека к миру и самому себе.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудо­вой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Язык – это особая система знаков, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Процесс усвоения языка неотрывен от овладения речью. Речь – это тот же язык, но озвученный, свою жизнь получающий в момент актуального перевода мысли в ее словесное (знаковое) выражение. Речь по своим закономерностям близка тому, как функционирует сознание – это живое (в настоящий момент происходящее) оперирование знаками как орудиями выражения своей мысли, намерения или впечатления, как орудиями преобразования знаний, намерений, состояний и т.д.

Осознание – это процесс приведения содержания сознания в такую форму, когда оно может быть передано кому-нибудь другому. Осознанное содержание – это содержание, о котором можно рассказать кому-нибудь или самому себе.

Однако далеко не все содержание сознание находится в осознаваемом состоянии. Оно до поры до времени покоится как бы во мраке, не освещенное вниманием. Некоторые разделы психики, продолжая активно работать, остаются недоступными для осознавания. Такие отделы нашей психики мы называем бессознательным, т.е. они способны работать без контроля с помощью сознания.

Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят: психические явления, возникающие во сне; ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями; движения, ставшие автоматизированными; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели и др. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое определяется общественными условиями жизни человека.

Т.О. сознание человека организовано как сложная подвижная модель мира, которая возникает в результате активности самого человека (т.е. его деятельности) в окружающей среде. Активность эта порождается в соответствии со связями, которые возникают между ним и окружающим миром (жизненные смыслы).

Кроме понятия индивидуального сознания, которое мы до сих пор обсуждали, существует понятие общественного сознания. Различаются четыре формы общественного сознания:

наука— система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентации;

социо-нормативная сфера общественного сознания - система нравственных, идеологических, политических и правовых ценностей и норм данного общества;

искусство - специфический вид духовно-практического освоения действительности образными средствами, образное моделирование различных сторон человеческого бытия;

религия, вера - культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспе­чивает концептуальную определенность миропонимания. Вера — особое психическое явление, сверхсознательная связь с идеальным объектом, не определяемая эмпири­ческими и логическими основаниями.

Все формы обще­ственного сознания вместе формируют идеологию — сис­тему базовых ценностей, основополагающих идей, которая регулирует отношение людей к действительности и друг к другу, жизнедеятельность общества.