И способы их устранения и преодоления
От актов применения права
Отличие нормативных актов
Понятие, особенности, виды
Акт применения права — это такой правовой документ, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Он выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:
исходит от компетентных органов;
носит государственно-властный характер;
носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;
имеет определенную установленную законом форму.
Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:
1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т. п.;
2) по субъектам, их издающим, — на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;
3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);
4) по юридической природе — на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
5) по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т. п.;
6) по характеру — на материальные и процессуальные.
Общее между ними: это правовые акты;
они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего государственными) органами;
выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного правоприменительный акт:
1) принимается именно на основе нормативного;
2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям;
3) носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;
4) не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение;
5) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.
6. Пробелы в праве: понятие
Пробел — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности:
1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;
2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.
Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.
Преодолеть же пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь никаких новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.
Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда кет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении первостепенную важность приобретают принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т. п.), большинство из которых устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.
В уголовном и административном праве аналогия исключается.