Модуль - 1. Введение и музеи США
Структура и содержание учебных занятий
(Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий)
Междисциплинарная связь изучаемых модулей с обеспечиваемыми
( последующими) дисциплинами
Код (наименование ) модуля | Наименование обеспечиваемой ( последующей) дисциплины |
Модуль 1- Модуль 2 | – Музееведение (История музейного дела) – Музееведение (Теория музейного дела) |
Цель модуля – сформировать у студентов представление об истории становления музея как социокультурного института. Продемонстрировать историю становления музейного дела в США. Выявить специфические особенности возникновения и развития музеев США в сравнении с музеями Европы. Осветить основные стороны деятельности и охарактеризовать коллекции наиболее крупных и значимых музеев США. Проанализировать их роль в социокультурном пространстве.
Тема 1.Введение: История становления музея как социокультурного института (лекция – 1 ч.).
Музей в истории мировой культуры: предмузейный этап (Античность, Средние века); становление музея как социокультурного института в эпоху Возрождения; социально-экономические и политические ихзменения в странах Европы в XVII – XVIII веках и развитие музейного дела; эволюция музея на протяжении XIX – XX веков. Современный музейный «ландшафт»: обзор современного состояния мирового музейного дела.
Тема 2.Музеи США: история выделения музейного дела в самостоятельную отрасль культуры и создание первых музеев (лекция – 2 часа, семинар – 1 час).
Распространение в Новом свете с XVI века культуры европейского типа. Появление первых музеев в Чарлстоне и Филадельфии в XVIII веке. 1870-е годы как время создания крупнейших американских музеев: Метрополитен в Нью-Йорке, Смитсоновский институт в Вашингтоне, Музей изящных искусств в Бостоне, Филадельфийский художественный музей, Чикагский институт искусства. Музей Метрополитен в Нью-Йорке как «музей-гигант»: история музея, особенности организационной структуры, характеристика коллекции (лекция – 2 ч., семинар – 1 ч., в т.ч. тек. контр. – 15 мин.).
Задание к семинарскому занятию: прочитать часть монографии К. Хадсона, посвященную музеям США (Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. С. 56 – 63) и часть монографии Т.Ю. Юреневой, посвященной истории музейного дела США (Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. С. 255 – 272).
Интерактивное семинарское занятие на тему «Музеи США: особенности концепции и организационной структуры»: дискуссия со студентами на основе прослушенных лекций и изучения монографий К. Хадсона и Т.Ю. Юреневой по теме «История музейного дела США». Написание письменной работы на тему «Музейное дела США: основные характеристики» (15 мин.).
Рекомендуемая литература для подготовки к семинару по темам 1 – 2 модуля1:
(основной список)
· Асоян Н.И. Художественные музеи Америки // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 2. С. 78.
· Панас К.И. Художественный музей Метрополитен. М., 1982.
· Поршнев В.П. Мусей в культурном наследии античности. СПб., 2006.
· Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. С. 56 – 63.
· Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. С. 255 – 272.
(дополнительный список)
1. Art Museums of the World. Vol. I – II. New York, 1987.
2. Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 445 – 460.
3. Ревякин В.Н. Музеи мира: Архитектура. М., 1993.
4. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2008.
Тема 3. Вашингтонская национальная галерея: история создания и формирования коллекции (лекция – 1 ч.).
Частная инициатива как одна из ключевых характеристик развития музейного дела США. Эндрю Меллон как коллекционер и меценат. Секретные переговоры с советским правительством и приобретение двадцати одного шедевра из Эрмитажа. Расширение музейного пространства. Восточное крыло Вашингтонской национальной галереи как пример современной музейной архитектуры.
Тема 4. Американские музеи современного искусства: эволюция концепции (лекция – 2 ч., семинар – 1 час).
Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке как первый музей современного искусства с модернистской концепцией. Музей современного американского искусства Уитни: методы комплектования собрания. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и международная сеть музеев Гуггенхайма.
Задание к семинару: повторить пройденный материал. Ориентироваться в темах «История становления музея как социокультурного института», «Музейное дело США в XIX веке», «История создания, организационная структура и шедевры музея Метрополитен в Нью-Йорке», «Эндрю Меллон и коллекция Вашингтонской национальной галереи», «Музеи современного искусства в Нью-Йорке».
Интерактивная часть семинара: подведение итогов пройденному материалу в форме дискуссии со студентами на основе просмотра визуального материала (презентация Power Point) (0,5 часа). Тест по пройденному материалу в письменной форме (0,5 часа).
Рекомендуемая литература для подготовки к семинару по темам 3 – 4 модуля 1:
(основной список)
1. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.
2. Пфайфер Б. Френк Ллойд Райт. Архитектура демократии. М., 2006.
(дополнительный список)
1. Аркио Т. Музей современного искусства и взаимоотношения с аудиторией и обществом // Искусство ХХ века. итоги столетия. Избранные материалы конференции. Декабрь 1999 года. СПб., Государственный Эрмитаж, 2003. С. 5 – 10.
2. Мауджери М. Шедевры живописи. Музеи и коллекции Европы и Америки. СПб., 1997.
3. Hudson K. A Social History of Museums. London, 1975.
4. Altshuler B. Collecting the New: A Historical Introduction // Collecting the New. Museums and Contemporary Art. Edited by Altshuler B. UK, 2005. P. 1 – 14.
5. Art in Our Time. The Chronicle of The Museum of Modern Art. Edited by H. S. Bee and M. Elligot. New York, 2004.
Тема 5. Музеи частных коллекций США: от личных собраний до крупных историко-художественных музеев (лекция – 2 ч.).
Собрание Фрика в Нью-Йорке: история создания и состав собрания. Музей Гетти в Лос-Анджелесе и его закупочная деятельность. Музей Изабеллы Гарднер в Бостоне и музей Барнса в Филадельфии: оригинальные решения экспозиции.
Итоговый контроль по модулю 1 «Введение и музеи США» (семинар – 2 часа):После изучения модуля предполагается итоговый семинар по пройденному материалу в форме промежуточного экзамена. Экзамен состоит из двух частей: устного ответа студента на один из вопросов списка и беседы со студентом по пройденному материалу на основе просмотра визуального ряда (слайдов с видами музейных зданий и отдельных экспонатов из музейных коллекций). По результатам промежуточного экзамена студент получает оценку. Экзамен считается сданным при получении студентом положительной оценки («удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).
Контрольные вопросы к модулю 1 «Введение и музеи США»:
1. История создания первых музеев США.
2. Музеи современного искусства в Нью-Йорке: МоМА (Музей современного искусства), музей Гуггенхайма.
3. Экспозиционная концепция МоМА в Нью-Йорке. Деятельность его первого директора Альфреда Барра.
4. Музеи частных коллекций США. Состав собраний и специфика экспозиций.
5. Музей Барнса в Филадельфии. Особенности правового статуса музея. Работа с посетителями. Специфика репрезентации коллекции. Состав собрания.
6. Коллекция Фрика в Нью-Йорке. Экспозиционное решение, характеристика коллекции.
7. Музей Уитни в Нью-Йорке. Проблема комплектования коллекции современного искусства. Экспозиционное решение.
8. Музей Метрополитен. История, коллекции, архитектура, работа с посетителями.
9. Музеи Смитсоновского института в Вашингтоне: история, профили музея, новые экспозиции.
10. Вашингтонская национальная галерея. Истрия создания музея и общая характеристика собрания.
11. Шедевры из Эрмитажа в собрании Вашингтонской национальной галереи. История распродажи советским правительством музейных ценностей в 1929 – 1934 годах.
12. Международные системы музеев. Музеи Гуггенхайма (Нью-Йорк, Венеция, Бильбао, Берлин).
Требования к освоению материала модуля 1 «Введение и музеи США»:
1. Общая характеристика музейной сферы в данной стране.
2. История создания музея.
3. История формирования музейной коллекции.
4. Общая характеристика музейной коллекции.
5. Несколько экспонатов из музейного собрания и их характеристика.
6. Узнавать по иллюстрациям музейные здания и отдельные экспонаты.
Задание для самостоятельной работы к модулю 1 «Введение и музеи США»:
Заполнить первую часть таблицы «Музеи мира».
Музеи для включения в таблицу (к окончанию модуля 1«Введение и музеи США»):
1. Метрополитен (Нью-Йорк)
2. МоМА (Музей современного искусства) (Нью-Йорк)
3. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)
4. Музей Уитни (Нью-Йорк)
5. Коллекция Фрика (Нью-Йорк)
6. Музеи Смитсоновского института (Вашингтон)
7. Национальная галерея (Вашингтон)
8. Музей Изабеллы Гарднер (Бостон)
9. Музей Барнса (Филадельфия)
10. Музей Гетти (Лос-Анджелес)
Литература к модулю 1 «Введение и музеи США»:
(основной список)
1. Асоян Н.И. Художественные музеи Америки // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 2. С. 78.
2. Панас К.И. Художественный музей Метрополитен. М., 1982.
3. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. С. 56 – 63.
4. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. С. 255 – 272.
5. Поршнев В.П. Мусей в культурном наследии античности. СПб., 2006.
6. Пфайфер Б.Б. Френк Ллойд Райт. Архитектура демократии. М., 2006.
(дополнительный список)
1. Аркио Т. Музей современного искусства и взаимоотношения с аудиторией и обществом // Искусство ХХ века. Итоги столетия. Избранные материалы конференции. Декабрь 1999 года. СПб., Государственный Эрмитаж, 2003. С. 5 – 10.
2. Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 445 – 460.
3. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2008.
4. Мауджери М. Шедевры живописи. Музеи и коллекции Европы и Америки. СПб., 1997.
5. Ревякин В.Н. Музеи мира: Архитектура. М., 1993.
6. Altshuler B. Collecting the New: A Historical Introduction // Collecting the New. Museums and Contemporary Art. Edited by Altshuler B. UK, 2005. P. 1 – 14.
7. Art in Our Time. The Chronicle of The Museum of Modern Art. Edited by H. S. Bee and M. Elligot. New York, 2004.
8. Art Museums of the World. Vol. I – II. New York, 1987.
9. Art Museums of the World. Vol. I – II. New York, 1987.
10. Hudson K. A Social History of Museums. London, 1975.
11. Munhall E. The Frick Collection. New York, 2007.
Список веб-сайтов к модулю 1 «Введение и музеи США»:
1. Smithsonian Institution http://www.si.edu
2. The Metropolitan Museum www.metmuseum.org
3. Guggenheim Museum http://www.guggenheim.org
4. MoMA The Museum of Modern Art http://www.moma.org
5. The Whitney Museum http://www.whitney.org
6. American Museum of Natural History http://www.amnh.org
7. The Frick Collection http://www.frick.org
8. Getty Museum http://www.getty.edu
9. The Art Institute of Chicago http://www.artic.edu
10. The Barnes Foundation www.barnesfoundation.org
11. Isabella Stewart Gardner Museum www.gardnermuseum.org