Лекция №5 Цивилизация Древнего Рима. 2 страница

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство произведений написано в стихотворной форме. Одними из главных тем были проблема незаслуженных страданий человека и неизбежности смерти.
Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III — ІІ тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая живопись. Древние греки создали величайшие эпические произведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным открытием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовершенствовали его путем добавления гласных. Древнегреческая архитектура характеризуется наличием двух направлений, или стилей — дорического и ионического. Дорический стиль — строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической. Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.
Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая людей согласно античным представлениям о прекрасном.
Выдающимся достижением греков было искусство изготовления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некоторые произведения, созданные древнегреческими драматургами, до сих пор занимают важное место в репертуаре современных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

 

Лекция№7 Тема: начало средневековья.

План:

1. Кризис рабовладельческих отношений и зарождение феодальных отношений в Римской империи

В III веке в хозяйстве Римской империи наблюдается упадок по следующим причинам:

- низкая эффективность труда рабов;

- уменьшение числа рабов;

- увеличение цен на рабов.

Началось наделение бывших рабов и безземельных крестьян землёй – колонат. Земля предоставлялась её владельцами в аренду за определённую плату. Постепенно колоны-арендаторы были прикреплены к земле и стали лично принадлежать хозяевам этой земли. Колоны платили государственные налоги, и их нельзя было продавать без земли. Хозяева земли часто предоставляли колонам инвентарь и посевной материал, но за это увеличивали повинности. Форма правления в Римской империи в это время – доминат. Доминат - жёсткая власть императора. Сенат потерял своё прежнее положение. Чтобы содержать наёмную армию и огромный аппарат чиновников приходилось постоянно увеличивать налоги. В 395г. Римская империя распалась на 2части: Западная (со столицей в Риме) и Восточная (со столицей в Константинополе). В 313г. Римский император Константин подписал Миланский эдикт (указ) согласно которому христианство стало государственной религией Рима. Для удобства управления Константин разделил принадлежавшую нему империю на четыре части – экзархата:

1. Восток: Египет, Сирия, Месопотамия, Армения и Малая Азия;

2. Иллирия: Паннония, Дакия, Македония, Греция;

3. Италия: собственно Италия, Северная Африка, острова

Средиземного моря, Альпийские области до Дуная;

4. Запад: Британия, Испания, Галлия.

Во главе каждой из областей стоял в качестве высшего гражданского чиновника префект. Префектуры распадались на 14 епархий, а епархии на 116 провинций. Епархии были подчинены викариям, а провинции -проконсулам, консулам, ректорам или президентам. Войсками провинции командовали графы или герцоги.

2. Нашествие варваров. Падение Рима.

В начале V века нашей эры от былой славы когда-то величественной Римской империи остались лишь воспоминания, помпезные дворцы и памятники в Риме и его мощные городские стены, которые уже некому было охранять. Римское войско со временем стало профессиональным, то есть легионеры теперь служили только за своевременную плату: забудешь отсыпать золотых монет либо казна опустеет – жди беспощадного бунта. Нередко сами командиры, пользуясь уважением и поддержкой своих солдат, свергали законную власть и занимали трон. В истории осталась целая эпоха «солдатских» императоров, которые правили только силой своих верных легионов. Борьба за власть становилась все более жестокой. Но главной бедой Рима были многочисленные варвары, которые целыми народами переселялись на территорию империи в поисках лучшей жизни. Это уже были не отдельные отряды захватчиков, которые совершали набеги на приграничные земли. Теперь это было настоящее переселение народов: ехали повозки с женщинами, детьми и стариками. Везли всю домашнюю утварь, перегоняли целые стада домашних животных и даже перевозили своих идолов. Первые крупные вторжения варваров в Римскую империю начались в III веке. Для обороны от нападения варваров был построен оборонительный вал от Северного моря до Дуная. Варвары не только воевали с империей, в мирные годы вели активную торговлю. Варвары продавали в Рим рабов, меха, лошадей, керамику. Началось массовое переселение варваров в Северную часть Римской империи. В 410 г. случилось неслыханное событие – неприступный доселе Рим был захвачен и разграблен племенем вестготов под руководством короля Аллариха. Несколько дней бородатые варвары грабили город, распивая из драгоценных чаш вино аристократов.

В VI веке произошло великое переселение народов - десятки племён двинулись с востока на запад. Наиболее крупное племя, переселяющееся из Средней Азии в Европу, были гунны. Ими руководил вождь по имени Аттила, за жестокость прозванный «бич Божий». Эти кочевники переселились на плодородные равнины Паннонии (современная Венгрия) и там готовились захватить Рим и Константинополь, совершая многочисленные разведывательные набеги. В 451 г. талантливый римский полководец Аэций в битве на Каталаунских полях сумел разбить войско гуннов под командованием Аттилы. Это сражение, одно из крупнейших в древности, не зря получило название «битвы народов»: с гуннами были и другие племена, жаждавшие земель Рима, за Рим же воевали в основном варвары-федераты. Да и сам Аэций был наполовину кельтом. Это был последний успех Рима. Завистливый и подозрительный император Валентиниан приказал «наградить» Аэция, предательски убив его, и Рим продолжал стремительно катиться навстречу гибели. В 476г. варвары низложили последнего римского императора, а символы императорской власти отправили в Восточную империю.

3.Возникновение средневековых государств.

Средневековые государства возникали при определенных условиях.

Во-первых, сельское хозяйство поднялось на высшую степень развития: модернизировались орудия труда, приёмы обработки земли и методы ухода за скотом, выросли посевные площади. Крестьянин уже мог изготавливать такое количество продуктов, которого хватало не только для себя, своей семье и феодалу, но и жителю города. Иначе говоря, у крестьянина появился излишек продовольствия, который он мог привезти в город для продажи или обмена. Ведь когда нет стойкого притока продовольствия в город, такой город придет в упадок.

Во-вторых, с возникновением сословия профессиональных воинов, образованием государства, способным организовывать отпор нападающим, крестьянин мог спокойно работать на своей земле и не беспокоиться, что враги сожгут его дом, а его самого и семью казнят или заберут в плен.
В-третьих, малоземелье с одной стороны и рост населения с другой выталкивали людей из села даже против их воли. Не все крестьяне, которым не хватало земельных наделов, занялись внутренней колонизацией, отправились в крестовые походы на Ближний Восток или на освоение славянских земель. Некоторые из них искали работу, не связанную с сельским хозяйством. Они начинали заниматься ремеслом, изготавливать гончарные или столярные изделия.

На первых порах Западная Европа состояла из ряда разобщённых и довольно неустойчивых варварских королевств. Наиболее развитым и крупным из них было Франкское королевство. Своего расцвета королевство франков достигло при короле Карле, получившем прозвище «Великий».

 

Правитель франков продолжил дело укрепления государства, начатое его династией, и навсегда отбил охоту у арабов к завоевательным походам в Европу. Еще его дед, Карл Мартелл, остановил их продвижение на запад в знаменитой битве при Пуатье. Правление Карла Великого - время наивысшего расцвета государства франков. В 800 году папа римский Лев III короновал Карла Великого и провозгласил его римским императором. Верный своим привычкам, в повседневной жизни император одевался как простолюдин, а любым изысканным блюдам предпочитал дичь, приготовленную на вертеле. Скончался Карл Великий в 814 г. от простуды в почтенном возрасте 72 лет. Он царствовал на протяжении 46 лет (768–814 г.) и за это время, благодаря разумной политике и многочисленным битвам, создал огромную державу, равной которой не было со времен падения Римской империи! Его страна существовала только благодаря нескончаемым военным походам. Народы, населявшие ее, были объединены силой и на самом деле не нуждались друг в друге. Хозяйство было изолировано, торговля велась еле-еле. Разделение империи Карла на несколько государств было только вопросом времени. Так и произошло – распавшись после его смерти, она дала жизнь современным государствам: Франции, Германии, Италии.

 

Лекция№8 Тема: Церковь и государственная власть в средние века.

1. Становление феодальных отношений.

Периодизация средневековья.

1)Раннее средневековье (V-X века): в обществе устанавливаются феодальные отношения.

2) Классическое средневековье (X-XV века): расцвет феодализма, господство церкви во всех сферах жизни общества.

3) Позднее средневековье (XV-XVII века): начало разложения феодального строя.

В это время доминирующими слоями населения были феодалы и зависимые крестьяне. Слово «феодал» происходит от латинского слова «feodum» - что означает земельное владение, пожалованное за службу. Характерной чертой средневековья были обособленность и раздробленность, т.е. каждый феодал стремился к независимости и самостоятельности.

Появляются сословия - слои населения, права и обязанности которых были закреплены юридически. В то время выделяли

три основных сословия:

а) дворянство

привилегированные сословия, не несли повинностей.

б) духовенство

в) народ (торговцы, ремесленники, крестьяне) – несли повинности в полном объёме.

В обществе существовала строгая иерархия, а в высшем обществе еще и система вассалитета (от слова vassus – слуга).

В средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире и, кроме того, – это основное отличие – они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению податями.

В X–XI веке Западная Европа начала покрываться рыцарскими замками. Изначально жилища феодалов строились из дерева. Еще в IX веке это была простая двухэтажная деревянная башня с дополнительной деревянной стеной. В верхнем этаже жил сам феодал с семьей, а в нижнем помещалась прислуга и находились продовольственные и другие склады. Примитивный замок был окружен рвом, через который был перекинут подъемный мост, и в момент опасности – при приближении неприятеля – он обычно подымался.

С течением времени, уже в X в., замки стали делать из камня. Место под постройку тщательно выбирали. Прежде всего, это должна была быть возвышенная, желательно скалистая местность. В таком случае врага можно было заметить издалека. Иногда для лучшего обзора в радиусе нескольких километров вырубался лес. Важным условием для выбора места постройки замка было наличие источника воды, желательно речки. С водой можно выдержать многомесячную осаду, а без воды гарнизон крепости не протянул бы и нескольких дней. Кроме того, водой можно было заполнить ров. Каменный замок строился в четыре–пять этажей и окружался одной, двумя, а иногда и тремя каменными стенами, каждая из которых была выше предыдущей. Система рвов с водой и острыми кольями также усложнялась. На стенах замка строились башни и башенки для лучников, арбалетчиков и метательных машин. Все защитные сооружения делали рыцарский замок практически неприступным.

В средние века больше всего ценилась земля. Ведь именно земля давала человеку все необходимое для жизни: еду, одежду, жилье. Вот и получалось, что короли за верную службу раздавали своим воинам землю с деревнями и крестьянами. Воины, получившие земли побольше, тоже отбирали себе слуг покрепче и даровали им именья да лесные угодья. Получалась так называемая «феодальная лестница».

 

Король-первый среди равных ему феодалов

Графы - крупные феодалы

Герцоги

Бароны

Мелкие рыцари.

На вершине этой лестницы стоял король, который раздавал земли князьям, герцогам и графам. Они же даровали угодья баронам и маркизам. Те, в свою очередь, облагодетельствовали простых рыцарей и их оруженосцев. Дарственный земельный надел в средние века назывался «феодом», владелец земли – «феодалом», поэтому средневековье историки часто называют феодализмом. Человек, даровавший землю, становился «сеньором» (старшим). Человек, получавший землю – вассалом (слугой, держателем земли). Действовал принцип: «Вассал моего вассала не мой вассал». Основным занятием рыцарей-феодалов было участие в военных походах. В свободное от военных походов время рыцари активно участвовали в турнирах. Рыцарские турниры в средневековом обществе были обязательным атрибутом двора любого богатого феодала. Военная служба считалась основной и главной обязанностью любого рыцаря, поэтому с семи–восьми лет мальчиков в благородных семьях начинали учить ратному делу. Бой на мечах, стрельба из лука, верховая езда, плаванье и многое другое предстояло изучить юноше, чтобы со временем быть посвященным в рыцари.

2. Влияние церкви на жизнь общества.

В средние века церковь контролировала все сферы общественной жизни. Кроме того, в то время церковь была самой богатой организацией.

Источники богатства церкви:

- десятина (10 % от любых доходов отдавались церкви).

- подаяния, пожертвования.

- продажа церковных должностей – за определённую сумму можно было купить любую должность от епископа до приходского священника.

- плата за церковные обряды.

- продажа индульгенций (грамот о прощении грехов).

Постепенное отношение людей к католической церкви стало меняться в худшую сторону и возникло новое направление христианства - протестантизм. Всех противников церкви называли «еретиками», а их учение «ересь». Церковь их жестоко преследовала. Для преследования еретиков создали специальную организацию- «Инквизиция».

Инквизиция (лат. Inquisition — в древнеримском уголовном процессе,

который был исключительно обвинительный, так называлось собирание доказательств). В средневековом обществе под инквизицией стали подразумевать должностной розыск, а затем специальное судилище, созданное римской католической церковью для преследования еретиков. Нередко инквизиторы вырывали признание в ереси пытками, а потом казнили невинного человека через сожжение, так называемое «аутодафе» (в переводе с латинского языка– « акт веры»).

Стремительное обогащение католической церкви в средние века привело к тому, что многие простые горожане и крестьяне стали критически относиться к духовному начальству – епископам, кардиналам и папам. Зачем служителям церкви столько богатств? Почему у монастырей огромные земли, на которых работают крестьяне, а монахи ленятся? Что папа римский делает со всеми деньгами, собираемыми по всей Европе? В результате недовольства то тут, то там, как грибы после дождя, стали возникать еретические секты – группы людей, критиковавших католическую церковь за излишние богатства, а ее служителей – за оторванность от учения Христа. Наиболее крупной средневековой сектой были катары (что значит «чистые»). Они отвергали церковь, государственные законы, прославляли простоту и бедность.

Важнейшие вопросы религии решались на вселенских церковных соборах. Главой католической церкви был папа Римский. Расцвет папства и его государства настал в XII–XIII веке, во времена правления Папы Иннокентия ІІІ. К этому времени окончательно приняли христианство скандинавские народы, Венгрия и Польша, а от мусульман-арабов освободилась значительная часть Пиренейского полуострова. Не было такой страны в Европе, где бы католическая церковь не обладала огромными земельными богатствами. Для феодалов и богачей считалось хорошей традицией оставить в наследство какому-нибудь храму или монастырю добрую часть своих владений. По всей Европе католическими священниками собирались различные налоги и подати, уплывавшие в Рим. В то время папская казна была богаче казны любого европейского короля.

Ни один человек в Европе – от простолюдина до герцога и короля – не мог заключить брак и взять развод без согласия церкви.

3. Взаимоотношение церкви и светской власти.

Католическая церковь пыталась подставить под свой контроль светскую власть. Нередкими были конфликты между светскими правителями - королями и папами Римскими. Таких конфликтов короли опасались и старались избегать. Еще больше боялись европейские государи церковного суда либо папского проклятья. После него человек становился изгоем, он отлучался от церкви, его не могли принять ни в одном из католических храмов, все его вассалы освобождались от клятвы верности. К непокорным правителям Папа применял специальное проклятие – интердикт, которое отлучало от церкви не только ослушника, но и местность, на которой он находился. Так попал под отлучение от церкви немецкий император Генрих IV. Целых трое суток, без сна и отдыха, под открытым морозным небом босой император простоял во дворе замка Каноссы, умоляя папу Григория VII снять свое проклятие. В таких условиях многие короли признавали себя вассалами папы. Папы любили сравнивать себя с солнцем, а королей и императоров – с луной. Мол, они ярче, лучше и величественнее. В1054 г. единая христианская церковь распалась на две ветви – православие и католицизм.