Экспертные методы оценки влияния внешней среды

Поскольку не только задача построения всеобъемлющей аналитической модели, но и задача сведения ее к комплексу частных, более простых задач практически трудно формализуема и весьма трудоемка, для принятия решений нашли применение разнообразные методы, объединяемые общим названием экспертных.

Сущность таких методов состоит в проведении интуитивно-логического анализа проблемы, выполняемого привлеченными специалистами-экспертами, обладающими необходимыми профессиональным образованием, опытом и интуицией.

Практически такие методы реализуются в виде проведения экспертиз, индивидуальных и групповых, очных и заочных.

Ряд вопросов, от которых зависит достоверность проводимой экспертизы, является принципиальным.

Так, необходимо решать вопросы, связанные с определением компетентности рассматриваемых кандидатур, поскольку ника­кое число неквалифицированных людей не может заменить одного квалифицированного, вопросы, связанные с числен­ностью группы экспертов, снижение численности группы экспертов в общем случае приводит к снижению достоверности экспертизы и повышению роли случайного фактора. Подбор экспертов осуществляет специальная группа по руководству экспертизой.

Экспертизу должны проводить люди, обладающие компе­тентностью, креативностью, конформизмом, конструктивным мышлением, чувством коллективизма, самокритичностью, а также должным образом относящиеся к проведению экспертизы. Эти ха­рактеристики в большинстве случаев оцениваются качественно и лишь для компетентности существуют некоторые методы количе­ственной оценки. Под компетентностью понимают степень ква­лификации эксперта и возможность относиться к его суждениям с доверием. Остальные из перечисленных выше качеств экспертов опре­деляются в настоящее время лишь качественно. Креативность - способность решать творческие, в значительной степени неоп­ределенные и неформализованные задачи. Конформизм (проти­воположен ему нонконформизм) - свойство поддаваться об­щему мнению или мнению авторитетов, что особенно проявля­ется в различного рода дискуссионных моментах. Конструктивность мышления — способность эксперта давать практиче­ски полезные оценки и исполнимые предложения и решения. Самокритичность и коллективизм — способность эксперта да­вать самому себе и своей деятельности объективную оценку, не вступающую в противоречие с мнением других участников экс­пертизы, и работать во взаимодействии с ними.

Для проведения опроса экспертов в настоящее время могут использоваться методы анкетирования, интервьюирования, метод «Дельфи», «мозговой штурм», дискуссии, методы программного и эвристического прогнозирования.

Анкетирование предполагает опрос экспертов с помощью ан­кет, содержащих типовые вопросы. Вопросы, предлагаемые в анкетах, делятся на открытые, закрытые и с веером ответов. На открытые вопросы ответы даются в произвольной форме, на за­крытые - в виде "да", "нет" или "не знаю". Для ответа на во­просы с веером ответов предлагается перечень возможных отве­тов. Анкетирование может производиться в несколько туров.

Интервьюирование - устный опрос, проводимый в виде не­формализованной беседы. Конкретные вопросы, в том числе уточняющие или развивающие даваемые ответы, могут форму­лироваться в ходе самой беседы, что позволяет оперативно по­лучать информацию по анализируемой теме. Сама тема может быть предварительно сообщена опрашиваемому лицу.

Метод "Дельфи". Метод, названный по имени дельфийского оракула, представляет собой анкетирование, выполняемое в не­сколько туров, причем эксперты работают независимо друг от друга и неизвестны друг другу. В первом туре эксперты сообщают свои ответы без какой-либо аргументации. Полученные ответы об­рабатываются путем отбрасывания крайних значений и усредне­ния, после чего полученные результаты сообщаются экспертам. Во втором туре эксперты изменяют в соответствии с полученными результатами свои оценки и сообщают их вместе с соответствую­щей мотивировкой, после чего процедура повторяется. Обычно после третьего или четвертого туров оценки экспертов стабилизи­руются и дальнейший опрос прекращается.

"Мозговой штурм " представляет собой групповое обсуждение вопроса, имеющее целью генерацию новых идей и вариантов решения. Для обеспечения активности и творческого подхода критика высказываний экспертов не допускается. Группа для мозгового штурма состоит из 20—25 человек, как правило, обла­дающих широкой эрудицией и не зависящих по своему общест­венному положению друг от друга. Сеанс мозгового штурма продолжается обычно 40-45 минут без перерыва под руково­дством выделенного ведущего. По итогам проведенного мозго­вого штурма обычно через сутки эксперты формулируют свои новые оценки и идеи.

Дискуссия — вид экспертизы, представляющий собой открытое коллективное (группой экспертов до 20 человек) обсуждение проблемы, в ходе которого допускается взаимная критика. Дискуссии могут проводиться в течение нескольких часов.

Метод программного прогнозирования (предложен В.М. Глушковым и представляет собой сочетание методов "Дельфи" и ПЕРТ (метод оценки и обзора программы)). Служит для определения вероятности наступления событий и оценки вероятного времени их наступления.

Метод эвристического прогнозирования,состоящий в получении и специализированной обработке прогнозных оценок объекта пу­тем систематизированного опроса экспертов, высококвалифициро­ванных в узкой области науки, техники или производства.

Метод коллективной генерации идей(метод "мозговой атаки") - лавинообразный процесс, когда высказанная идея порождает либо творческую, либо критическую реакцию, но только пози­тивную (негативная воспрещена).

Известны такие методы экспертных оценок, как экспертная классификация, методы парных сравнений, ранжирование альтернативных вариантов, метод векторов предпочтений, дискретные экспертные кривые.

При обработке результатов экспертного опроса решаются следующие основные задачи:

- определение согласованности мнений экспертов;

- обобщение оценки объектов экспертизы;

- определение зависимостей между суждениями экспертов;

- определение относительных весов объектов экспертизы;

- оценка надежности результатов экспертизы.

При оценке тех или иных объектов эксперты обычно выдают различные значения оценок. Поэтому возникает необходимостьв количественной оценке и анализе степени согласия экспертом.