Подходы к принятию управленческого решения

Эффективность управления определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем. Для решения данных проблем необходимо использовать научные подходы, отражающие или характеризующие один аспект управления. Всего в практике управления существует 13 научных подходов к менеджменту. Поскольку Решение – это интегральная часть управления, мы будем их применять и при разработке и реализации управленческого решения. Далее приведем их краткое содержание.

Системный подход – это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход [Ф.].

 

 

К свойствам системы относятся:

1) целостность;

2) взаимозависимость и взаимодействие системы и внешней среды;

3) структурность;

4) иерархичность;

5) множественность описания систем;

6) непрерывность функционирования и эволюции;

7) целенаправленность;

8) стремление к состоянию устойчивого равновесия;

9) альтернативность путей функционирования и развития;

10) наследственность;

11) приоритет качества;

12) приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня;

13) надежность.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы стратегического менеджмента при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, про­гнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечис­ленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинго­вый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.

При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие: 1) повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей; 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта; 3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет ре­ализации фактора масштаба, научно-технического процесса, совер­шенствования системы менеджмента. В условиях централизован­но - плановой системы хозяйствования приоритетами альтернативного производственного подхода были следующие: 1) снижение себестоимости продукции 2) повышение качества продукции; затраты у потребите­ля продукции не регламентировались и не управлялись.

Сущность функционального подхода к стратегическому менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций создаются не­сколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта.

Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного подхода являются:

1) применение опережающей базы сравнения при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости обновляемого объекта, базы, отвечающей достижениям научно-технического прогресса в данной области на момент приобретения объекта потребителем, базы, удовлетворяющей требования потребите­лей не к моменту планирования или разработки объекта, а к мо­менту приобретения объекта потребителем;

2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы
прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта
на единицу его полезного эффекта;

3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла
выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта в
координатах времени и программы выпуска; обеспечение, по возможности, пропорционального по каче­ству и количеству развития элементов внешней среды системы стратегического менеджмента (макросреды, инфраструктуры региона, микросреды фирмы).

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы стратеги­ческого менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важ­нейшим элементам: а) целевой подсистемы (нормативы качества и ресурсоемкости объекта, параметры рынка, организационно - технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей природной среды); б) обеспечивающей под­системы (нормативы эффективности использования ресурсов, обеспеченности работников всем необходимым и др.); в) функциональ­ной подсистемы (нормативы по функциям управления); г) управля­ющей подсистемы (нормативы по психологии и социологии менеджмента, разработке и принятию стратегического управлен­ческого решения). Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективнос­ти применения по масштабу и во времени.

Нормативами функционирования компонентов внешней среды системы стратегического менеджмента фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы.

Интеграционный подход к стратегическому менеджменту на­целен на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и компонентами системы стратегического менеджмента; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно —тех­нологическая подготовка производства, производство и т.д.); в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее подразделения); г) между субъектами уп­равления по горизонтали.

Термин «интеграция» означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления. В данном случае интеграция между отдельными подсистемами и компонентами системы менеджмента обеспечивается углублением и конк­ретизацией взаимосвязей между ними, количественным вы­ражением этих взаимосвязей.

Процессный подход рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные Процесс управления является суммой непрерывных взаимосвязанных действий по маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию.

Сущность оптимизационного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др. Оптимизационный подход реализуется также путем установления зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона взаимосвязей затрат в сферах производства и потребления и др.

Сущность директивного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказах, распоряжениях, инструкциях, положениях).

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управления предприятиями. Основной целью этого подхода является повышение эффективности деятельности предприятий за счет повышения эффективности управления их трудовыми ресурсами.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Управление, основанное на выявлении ситуаций, их клас­сификации и способах разрешения, как уже отмечалось, назы­вается ситуационным. В отечественной литературе термин «си­туационное управление» употреблялся до недавнего времени сравнительно редко.

Впервые понятие ситуационного управления введено в на­учную лексику американским ученым Р. Моклером и в дальней­шем приобрело практическую направленность. Глубокая науч­ная проработка проблем ситуационного управления расширяет вариантность управленческих решений, в сочетании с использо­ванием компьютерных систем повышает их качество и обосно­ванность.

Значительные результаты в науч­ной проработке проблем ситуационного управления имели уче­ные нашей страны (Поспелов, Клыков, Гвишиани, Попов, Мильнер и др.).

Возникновение ситуационных концепций управления в США связывается с критикой классических и неоклассических теорий менеджмента. В практике России впервые теория ситуационно­го управления была применена в управлении техническими па­раметрами так называемых «больших систем» (в энергетике, космонавтике, на крупных промышленных предприятиях).

Одна из задач ситуационного подхода в управлении состоит в том, чтобы понять, как организация реагирует на меняющиеся условия и специфические обстоятельства; каким образом можно формировать типы организаций, системы и процессы управле­ния, наиболее соответствующие специфическим ситуациям.