Принятие решений как функция менеджмента

В организации процесса управления

Место и роль функции решение

Тема 1.

Управленческих решений

РАЗДЕЛ. Процесс разработки и реализации

1.1. Принятие решений как функция менеджмента

1.2. Центры принятия решений на предприятиях

1.3. Подходы к принятию управленческого решения

 

 

В своей жизни каждый человек вынужден принимать множество решений. К таким решениям можно отнести малозначащий выбор одежды для работы, меню для завтрака, место работы и т.д. Хотя альтернатив может быть множество – почти все каждодневные решения мы принимаем без систематического продумывания. Над другими решениями (где жить, где работать и т.д.) мы думаем дни, месяцы, годы. В результате человеку время от времени приходится разрешать какие-то проблемы, стремиться достичь каких-то целей, решать какие-то задачи или выполнять конкретные работы. В некоторых случаях человек делает выбор сам, лично, но чаще всего ему приходиться вступать в отношения с другими людьми, прибегать к использованию разнообразных ресурсов. Здесь и возникает необходимость управления, согласованного руководства, направления в нужные места, получения нужных результатов.

Известный специалист в области стратегического управления Игорь Ансофф считает, что постоянное усложнение производственных и информационных связей, рост масштабов деятельности, ускорение научно-технического прогресса, жесткая конкурентная борьба на международных рынках на протяжении последнего десятилетия серьезно снизили предсказуемость и стабильность управления отдельным предприятием. Этот процесс представлен в таблице 1.1.1[Б].

Как видно из таблицы 1.1.1, начиная с 70-х годов в деятельности фирм начинают нарастать неожиданные изменения нового типа. Фактор неопределенности в управлении существовал всегда, однако раньше эти изменения имели традиционный характер (например, ценовые изменения). Перемены нового типа (передовые технологии, агрессивные иностранные конкуренты, активное вмешательство правительства) непривычны и незнакомы фирме. К тому же темпы изменений к концу 70-х - началу 80-х годов стали быстрее, чем скорость реагирования на них со стороны фирм.


Таблица 1.1.1

Условия управления предприятием

Годы
Стадии Стабильность Реагирование на проблемы Предвидение Исследование Творчество
Характеристика
Качество изменений Привычные Предсказуемые Неожиданные, но имеющие аналоги в прошлом Неожиданные, и совершенно новые изменения
Типы изменений Медленнее, чем реакция фирмы Сравнительно с реакцией фирмы Быстрее, чем реакция фирмы
Предсказуемость будущего По аналогиям с прошлым Экстраполяция прошлого опыта Прогнозирование проблем и возможностей Частичное прогнозирование по слабым сигналам
Стабильность ситуации Стабильная Частично нестабильная Полностью нестабильная
             

 

С другой стороны, в 80-е и 90-е годы увеличивается количество фирм, пытающихся реализовать на практике концепцию управления по целям, сформулированную Питером Друкером. В соответствии с ней принятие оперативных и тактических решений находится в жесткой временной и ресурсной зависимости от долгосрочной, глобальной, всесторонне обоснованной деловой стратегии развития организации, что требует совершенствования методов долгосрочного целевого планирования деятельности предприятия.

В соответствии с этим, в управлении ставки гораздо выше, потому что менеджер выбирает направления не только для себя, но и для работников, а, следовательно, и для предприятия в целом.

Управление, в целом, выполняет функции планирования, организации, мотивации и контроля. Функцией менеджмента «номер один» общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится предприятие, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Реализацию планов берут на себя другие функции, и, прежде всего, функция организации. В ее обязанности входит создание фирмы, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией.

Любое предприятие живет людьми, а их совместной деятельностью необходимо управлять, поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей. Чтобы эта деятельность протекала нормально, сопровождалась высокой активностью участников, хорошим качеством работ, сотрудников фирмы важно заинтересовывать в ней, мотивировать. Для этого необходимо определить, чего же они хотят, и выбрать наиболее подходящий для фирмы и действенный для персонала способ удовлетворения этих потребностей, то есть поощрения. Мотивация, таким образом, становится четвертой функцией менеджмента.

Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния.

Все перечисленные функции не просто составляют единое целое; они переплетены друг с другом, проникают друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация их всех планируется, организуется, координируется, мотивируется, контролируется.

Принятие решений – это функция, которую руководство должно выполнять, чтобы иметь возможность эффективно формулировать цели и достигать их. Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Способность принимать решения – это умение, которое развивается с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни – тысячи и тысячи решений.

Процесс принятия решений относится к связующим процессам, поскольку связывает функции планирования, организации, мотивации и контроля. Таким образом, менеджер в процессе управления занимается тем, что планирует решения, организовывает их реализацию, стимулирует их выполнение и т.д. Принятие решений, как и обмен информацией, – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятий решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления (рис.1.1.1).

Какая же связь существует между управленческими решениями и планированием, организацией, мотивацией, контролем и другими функциями управления.

Планирование– процесс определения цели и задач, разработка стратегий действий, необходимых планов и программ.

При этом принимаются следующие решения:

1. Какова наша сверх задача или природа нашего бизнеса?

2. Какими должны быть наши цели?

3. Какие изменения происходят во внешнем окружении и как они отражаются или могут отразиться в будущем на деятельности предприятия?

4. Какие стратегию и тактику следовало бы нам выбрать для достижения поставленных целей?

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

При этом принимаются следующие решения:

1. Каким образом структурировать работу организации? Как целесообразно укрупнить блоки выполняемых работ?

2. Как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично и не было бы противоречивым?

3. Принятие каких решений на каждом уровне организации следует доверять людям, в частности руководителям?

4. Следует ли нам изменять структуру организации из-за изменений во внешнем окружении?

Мотивация– это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей предприятия.

При этом принимаются следующие решения:

1. В чем нуждаются подчиненные?

2. В какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности, направленной на достижение цели предприятия?

3. Если удовлетворение работой и производительность подчиненных возросли, то почему это произошло?

4. Что можем мы сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенности работой и производительность подчиненных?

Контроль –это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

При этом принимаются следующие решения:

1. Как следует измерять результаты деятельности предприятия?

2. Как часто следует давать оценку результатов?

3. Насколько предприятие преуспело в достижении поставленных целей?

4. Если предприятие недостаточно продвинулось к поставленным целям, то почему это случилось и какие коррективы следует внести? [М].

Принятие решений и коммуникации также тесно связаны.

Коммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает данные, необходимые для принятия эффективного решения, и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказаться ошибочными, сотрудники могут неверно понимать, чего от них хотят, и, кроме того, от этого могут пострадать межличностные отношения.