Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ

Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет

                     
   
 
 
 
   
   
 
   
 
   
 
 

 


Таблица 6.8

Введение Перемещение через таможенную границу товаров – это совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров любым способом. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ означает фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом РФ (ТК РФ) действия с товарами до их выпуска таможенными органами. Вывоз товаров с таможенной территории РФ предполагает подачу таможенной декларации или совершение определенных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами до фактического пересечения ими таможенной границы. Согласно мировой практике применения НДС этот налог взимается при ввозе товаров на таможенную территорию государства из-за рубежа. Такая система действует и в России, но при этом она имеет ряд своих особенностей как в части порядка взимания НДС, так и предоставления различных налоговых льгот. Вывоз товаров с таможенной территории РФ сам по себе не является объектом налогообложения НДС. Однако при реализации товаров российскими налогоплательщиками иностранным покупателям с последующим вывозом товаров с таможенной территории РФ действует особый порядок применения НДС, в частности используются « нулевая» ставка налога и соответствующий порядок возмещения сумм НДС, уплаченных поставщикам по приобретаемым ТРУ.

Таблица 6.9

1. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ
1.1. Плательщики НДС Декларанты: · лица, имеющие право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ; · иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ. В соответствии с таможенным законодательством декларантом может быть только российское лицо. (Исключения из указанной нормы для ряда лиц предусмотрены п. 2 ст. 126 ТК РФ).
1.2. Объект налогообложения Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
1.3. Уплата НДС таможенным органам Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налогов, в том числе НДС, исполняется российскими налогоплательщиками в валюте РФ. Однако, на основании п. 2 ст. 331 ТК РФ НДС может уплачиваться по выбору налогоплательщика как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ. Сумма НДС вносится в кассу (при расчете наличными денежными средствами) или перечисляется на счет таможенного органа, открытый для этих целей. Исчисление сумм НДС, подлежащих уплате таможенным органам, производится в валюте РФ. Пересчет валюты РФ в иностранную валюту для целей уплаты НДС, исчисленного в валюте РФ, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации.

 

 

Продолжение табл. 6.9

1.3.1. Отсрочка или рассрочка уплаты НДС Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или определяемые им иные таможенные органы по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов, поданного в письменной форме, могут изменить срок уплаты НДС при наличии хотя бы одного из следующих оснований: · причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; · задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; · товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче; · осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям. Отсрочка или рассрочка уплаты НДС может быть предоставлена на срок не более 6 месяцев. При этом за предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты налога.
1.3.2. Ставки НДС 1) 10% - применяется в отношении: · продовольственных товаров (по перечню); · товаров для детей (по перечню); · лекарственных средств; · изделий медицинского назначения; · периодических печатных изданий, не носящих рекламного или эротического характера; · книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного или эротического характера; 2) 18% - в отношении иных товаров.
1.4. Налоговая база Сумма: таможенной стоимости товаров; подлежащей уплате таможенной пошлины; подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). При ввозе на таможенную территорию РФ продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база исчисляется в виде стоимости такой переработки. Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ группе товаров одного наименования, вида и марки. Общая сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

 

Продолжение табл. 6.9

1.5. Вычет НДС, уплаченный таможенному органу Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах: · выпуска для внутреннего потребления; · временного ввоза; · переработки вне таможенной территории. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления. При этом налогоплательщик имеет право на вычет НДС в случаях, если: · товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения; · товары приобретаются для перепродажи; · ввезенные товары приняты к учету; · налогоплательщик располагает документами, которые свидетельствуют об уплате налога, грузовой таможенной декларацией, а также другими документами, подтверждающими ввоз материальных ценностей на таможенную территорию РФ; · сумма налога отражена налогоплательщиком в книге покупок. В случае соблюдения перечисленных условий НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, может быть принят к вычету независимо от даты реализации ввезенных товаров и факта оплаты товаров иностранному продавцу. Фактически уплаченные суммы НДС при ввозе товаров, в том числе ОС и НМА, на таможенную территорию РФ не принимаются к вычету при исчислении платежей в бюджет по этому налогу, а учитываются в стоимости таких товаров в случаях, когда они: · используются для операций по производству и (или) реализации товаров, не подлежащих обложению НДС; · используются для операций по производству и (или) реализации ТРУ, местом реализации которых не признается территория РФ; · ввозятся лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей плательщика НДС; · используются для производства и (или) реализации ТРУ, операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией ТРУ. При принятии налогоплательщиком сумм НДС, уплаченных таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, к вычету или возмещению в перечисленных случаях соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

 

Продолжение табл. 6.9

1.6. Таможенные режимы, при помещении под которые товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, облагаются НДС 1.6.1. Выпуск для внутреннего потребления 1.6.2. Переработка вне таможенной территории   Ст. 155 ТК РФ определены виды таможенных режимов, используемых в целях таможенного регулирования. Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, должны быть помещены под один из таможенных режимов с разрешения таможенного органа. При ввозе товаров НДС взимается в зависимости от избранного таможенного режима, под который помещается товар. Выпуск для внутреннего потребления – это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на ней без обязательства об их вывозе с этой территории. После уплаты таможенных платежей товары, помещенные под этот режим, приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. При выпуске товаров для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме. При этом, уплаченные таможенному органу суммы НДС подлежат вычетам в случае использования указанных товаров для производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС. Налог, уплаченный при ввозе товаров, принимается к вычету на основании таможенных деклараций по ввозимым товарам и платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС таможенным органам. Вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров, в том числе основных средств, на таможенную территорию РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет указанных товаров (основных средств). Переработка вне таможенной территории – это таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозов продуктов переработки. При помещении товаров под указанный таможенный режим налогоплательщику предоставляется полное или частичное освобождение от уплаты НДС. Срок переработки товаров вне таможенной территории определяется декларантом по согласованию с таможенным органом и не может превышать двух лет. Полное освобождение от уплаты НДС в отношении продуктов переработки предоставляется, если цель переработки – гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. При этом, относительно товаров, ранее выпущенных для внутреннего потребления на таможенной территории РФ, полное освобождение от уплаты НДС не предоставляется, если при выпуске товаров для внутреннего потребления учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта (ст. 207 ТК РФ). Во всех остальных случаях в отношении продуктов переработки предоставляется частичное освобождение от уплаты НДС. Налоговая база в этом случае определяется как стоимость операций по переработке товаров.

 

Продолжение табл. 6.9

 

1.6.3. Временный ввоз Временный ввоз – это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ. При помещении товаров под указанный режим применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в установленном порядке. Срок временного ввоза составляет не более 2 лет. Согласно ст. 212 ТК РФ полное условное освобождение от уплаты НДС допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба РФ (перечень товаров утвержден Постановлением Правительства РФ). При частичном условном освобождении от уплаты НДС за каждый полный или неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории РФ уплачивается 3% суммы налога, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. Общая сумма таможенных пошлин и налогов, взимаемых при временном ввозе, не должна превышать сумму таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если в день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения. Если указанные суммы станут равными, товар считается выпущенным для свободного обращения при условии, что к нему не применяются ограничения экономического характера. Ответственность за уплату налога несет лицо, получившее разрешение таможенного органа на временный ввоз. Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком в таможенном режиме временного ввоза, подлежат вычетам в случае использования указанных товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС. Таможенный режим временного ввоза завершается вывозом товаров с таможенной территории РФ, либо ввезенные товары заявляются к иному таможенному режиму, например, выпуском для свободного обращения. При этом в целях применения НДС таможенная стоимость товаров определяется на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, с ставка налога – на день выпуска товаров для свободного обращения. Суммы налога, уплаченные в случае частичного освобождения от уплаты НДС, засчитываются при исчислении сумм НДС, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения. Однако, при выпуске товаров для свободного обращения за тот период, когда в отношении временно ввезенных товаров применялось частичное условное освобождение, начисляются проценты с суммы НДС, которая подлежала бы уплате, если бы в отношении этой суммы была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты НДС.

 

Продолжение табл. 6.9

 

1.6.4. Реимпорт Реимпорт – таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ. Ввозятся обратно в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. При помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы НДС, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в установленном ТК РФ порядке. Принятие к вычету НДС, уплаченного российским таможенным органам при ввозе товаров в таможенном режиме реимпорта, в НК РФ не предусмотрено. Кроме того, на основании п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС не могут учитываться в стоимости товара.
1.6.5. Переработка для внутреннего потребления Переработка для внутреннего потребления –таможенный режим , при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин. П.п. 7 п. 1 ст. 151 НК РФ определено, что при помещении товаров под данный таможенный режим НДС уплачивается в полном объеме. Срок переработки товаров не может превышать 1 года. Указанный таможенный режим завершается выпуском продуктов переработки для свободного обращения. Уплата НДС в этом случае не предусмотрена. На основании ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Это означает, что суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров, предназначенных для переработки и помещаемых под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, к вычету приниматься не будут.
1.7. Таможенный режим, при помещении под который к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, применяется полное условное освобождение от уплаты НДС Таким таможенным режимом являетсяпереработка на таможенной территории– таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товара) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок. Срок переработки товаров на таможенной территории не может превышать 2-х лет.

 

 

Продолжение табл. 6.9

  Таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен: · вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ; · помещением ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки под иные таможенные режимы., например, выпуском для внутреннего потребления (для свободного обращения). В случае выпуска ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки для свободного обращения таможенному органу уплачиваются суммы НДС, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории. При этом также уплачиваются проценты с суммы НДС по ставкам рефинансирования ЦБ РФ, как если бы в отношении данных сумм была предоставлена отсрочка по уплате налога со дня помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории.
1.8. Таможенные режимы, при помещении под которые товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, НДС не облагаются Международный таможенный режим – таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию РФ и местом их убытия с этой территории. Таможенный склад – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера. Беспошлинная торговля – таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера. Свободная таможенная зона (свободный склад) – таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера. Уничтожение – таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера. Перемещение припасов – таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.

 

 

Таблица 6.10

2. Вывоз товаров с таможенной территории РФ
ТК РФ устанавливает ряд таможенных режимов, под которые помещаются товары, вывозимые с таможенной территории РФ. При этом порядок применения НДС в отношении товаров, вывозимых в таможенных режимах экспорта, реэкспорта и перемещения припасов, регламентируется положениями главы 21 НК РФ.
2.1. Реэкспорт Реэкспорт – это таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Под таможенный режим реэкспорта могут быть помещены: · товары, ранее помещенные под другой таможенный режим, в целях завершения действия этого таможенного режима; · товары, выпущенные для свободного обращения. Суммы НДС, уплаченные таможенным органам при выпуске товаров для свободного обращения, подлежат возврату при реэкспорте данных товаров. В случае, если НДС. Уплаченный таможенному органу в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение, был принят налогоплательщиком к вычету, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет, так как товары не будут использоваться на территории РФ для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС.
2.2. Перемещение припасов Перемещение припасов – таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, перемещаются через таможенную границу РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера. П.2. ст. 264 ТК РФ установлено, что при выпуске товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся, если иное не установлено законодательством РФ. В целях применения ставок НДС в размере 0% и 18% налогоплательщику следует руководствоваться налоговым законодательством. Так, ставка НДС в размере 0% применяется при реализации припасов (топливо и ГСМ, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река – море) плавания), вывозимых с таможенной территории РФ в режиме перемещения припасов. Операции по реализации других товаров, вывозимых с таможенной территории РФ в указанном таможенном режиме, подлежат обложению НДС по ставке 18%. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при реализации припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов, в налоговые органы представляются следующие документы:  

 

Продолжение табл. 6.10

  1. Контракт (копия контракта) российского налогоплательщика с иностранным лицом на поставку припасов за пределы таможенной территории РФ. 2. Выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя указанных припасов на счет налогоплательщика в российском банке. 3. Таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками российского таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, через который вывезены припасы за пределы таможенной территории РФ. 4. Копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз припасов за пределы таможенной территории РФ воздушными и морскими судами, судами смешанного плавания.
2.3. Экспорт Экспорт – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. При этом ст. 166 ТК РФ определены следующие условия помещения товаров под данный таможенный режим: · экспорт товаров осуществляется, если уплачены вывозные таможенные пошлины, соблюдены установленные законодательством ограничения; · при экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов. Порядок применения НДС к товарам, помещенным под таможенный режим экспорта (размер ставки налога и необходимые условия для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам ТРУ, использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров), определяется НК РФ. При экспорте товаров применяется ставка НДС 0% в случае представления в налоговые органы документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов. При экспорте товаров такими документами являются: 1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом (и только с иностранным лицом) на поставку товара за пределы таможенной территории РФ. При представлении в налоговый орган данного документа следует обратить внимание на то, что копия контракта должна быть изложена на русском языке (переведена на русский язык). В противном случае налоговые органы имеют право отказать в применении налоговой ставки 0%; 2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.

 

 

Продолжение табл. 6.10

  В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя указанных товаров (припасов); 3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который вывезен товар за пределы таможенной территории РФ. При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта. При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством – участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров; 4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ. Фактический вывоз товаров с таможенной территории РФ подтверждается на основании обращений, непосредственно представляемых заявителями (их уполномоченными представителями) либо направляемых по почте или посредством курьерской службы доставки, в таможенные органы. Для получения подтверждения фактического вывоза товаров в пограничную таможню представляются следующие документы: 1. Письменное заявление, подписанное руководителем организации-заявителя или лицом им уполномоченным, заверенное печатью организации. 2. Экземпляр таможенной декларации или ее копия, заверенная в установленном порядке. Следует иметь в виду, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В связи с этим для подтверждения правомерности применения ставки налога 0% и налоговых вычетов в отношении экспортируемых товаров налоговые органы вправе затребовать документы, не перечисленные в ст. 165 НК РФ, в том числе паспорта сделок, а также нотариально заверенные переводы каких-либо документов.