Место и роль НДС в налоговой системе

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налоги, включаемые в цену товаров, работ, услуг (предъявляемые продавцом покупателю)

 

 

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС был предложен в 1954 году французским экономистом М. Лоре. В Западной Европе этот налог нашел широкое распространение с конца 60-х годов прошлого века. Этому способствовал ряд решений Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое утвердило НДС в качестве основного косвенного налога для стран – участниц ЕЭС.

НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений, а среди косвенных налогов его доля составляет от 30 до 50% всех косвенных налогов (во Франции – 80%).

Основными причинами роста популярности НДС являются:

· возможность вступления в ЕЭС;

· стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление, НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

· НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технических средств и определенной системы документооборота;

· высокая степень нейтральности налога.

Вместе с тем от введения НДС воздержались такие страны, как США, Япония, Австралия, Канада, признав НДС вредным налогом для национальных экономик. По мнению экспертов этих стран НДС приводит к росту цен на товары, работы и услуги на всех стадиях продвижения товаров до конечного потребителя, что вызывает дополнительную инфляцию и снижение совокупного спроса, а эти факторы сдерживают экономическое развитие.

НДС относится к группе косвенных налогов. В РФ он был введен в действие с 1 января 1992 года. По мнению специалистов он должен был стать регулирующим федеральным налогом, но на деле, к сожалению, НДС превратился в обычную торговую надбавку. До 1 января 2002 года налог в определенных пропорциях перераспределялся по уровням бюджетной системы, а начиная с 2002 года и по настоящее время налог полностью уплачивается в федеральный бюджет.

НДС облагается доход, идущий на конечное потребление, однако, доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом является и то, что НДС позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно он в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, т. к. в этом случае для исчисления НДС применяется ставка 0%. НДС позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного циклов.

Теоретически НДС представляет собой долю в процентах от стоимости , добавленной на каждой стадии производства и обращения. Налогооблагаемая база включает в себя зарплату со всеми начислениями, прибыль, процентные платежи, амортизацию и некоторые другие расходы общего характера, за исключением материальных издержек. Сегодня НДС в РФ является одним из основных налогов, формирующих доходную часть федерального бюджета.