Научение.

Научение в различных психологических школах трактуется по-разному. В ассоциативной психологии, откуда и вышел термин «научение», оно рассматривается как процесс изменения психического отражения условий деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей. Бихевиоризм, который широко использует данное понятие, трактует «научение» как не связный с познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени.

В отечественной психологии научение понимается как познавательная деятельность, усвоение социального практического и теоретического опыта человеком.

Наиболее распространенное толкование научения как процесса и результата формирования индивидуального опыта, как одного из типов приобретенного поведения, в котором наступили относительно стойкие изменения. В 70-е и 80-е годы прошлого столетия «научение» рассматривалось как наиболее общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека). В ряде случаев подчеркивался приобретенный характер данного явления. Так Л.Б.Ительсон дает следующее определение «научения»: «Это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма» (Л.Б.Ительсон, 1972, с. 5). В настоящем в отечественной психологии обычно применительно к человеку используется термин «учение» вместо термина «научение». Термин «научение» обычно используют, говоря о приобретенном опыте животными. У животных научение рассматривается как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.

Как мы видим трактовка понятия «научение» в отечественной психологии неоднозначна. Считается, что путем научения животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи. В результате в каждом случае формируется единый поведенческий акт, который содержит как врожденные, генетически фиксированные (инстинктивные, видовые), так и индивидуально-изменчивые, благоприобретенные компоненты.

В нашей широкой трактовке у научения есть специфические признаки:

a. Прижизненность,

все формы деятельности и поведения, приобретенные в процессе научения, возникают прижизненно;

b. Отсутствие генетической обусловленности,

возникшие в результате научения формы поведения, генетически не предопределены, а детерминированы условиями существования индивида;

c. Устойчивость,

все формы деятельности и поведения, приобретенные в процессе научения, сохраняют свою устойчивость на протяжении длительного периода;

d. Целесообразность,

все формы деятельности и поведения, приобретенные в процессе научения, позволяют биологическому организму успешно адаптироваться в окружающей его среде.

Признаки научения определяют его основные функции. К наиболее значимым функциям научения можно отнести:

1. Адаптация биологического организма к условиям существования.

2. Формирование новых свойств и качеств, способствующих повышению психической организации живого существа.

Существует несколько классификаций научения по разным основаниям.

Классификации научения.

1. Основанием для классификации послужили познавательные процессы, преобладающие при формировании того или иного типа научения. По этому основанию различают:

a Интеллектуальное научение, его предметом является обучение выделению связей, структур и отношений. Научение мышлению высшая форма интеллектуального научения, которая заключается в формировании умственных действий, отражении мыслительных операций, с помощью которых познаются важнейшие отношения действительности.

b Перцептивное научение состоит в изменении восприятия путем обучающего воздействия, а также случаи самообучения актам восприятия, которые не могут быть отнесены на счет биологического созревания.

c Моторное научение предусматривает расширение программ практических двигательных действий, предполагает активную практическую деятельность.

d Сенсорное научение означает усвоение индивидом новых свойств и качеств предметов и формирование реакций адекватных этим свойствам.

2. Основанием для классификации послужила активность самого биологического организма при формировании новой деятельности или поведенческого акта. Данная классификация создана на основе теоретических построений бихевиоризма.

Согласно данному основанию выделяют такие виды научения, как:

· Реактивное поведение;

· Оперантное поведение;

· Когнитивное поведение.

При создании форм реактивного поведенияорганизм пассивно реагирует на какие-то внешние факторы и в нервной системе более или менее произвольно возникают изменения нейронных цепей и формируются новые следы памяти.

Механизмами формирования реактивного поведения являются:

a Условные рефлексы.

b Импритинг – специфическая форма научения у высших позвоночных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых врожденных поведенческих актов родительской особи. Импритинг происходит преимущественно на ранних этапах постнатального развития, возможен в течение определенного весьма ограниченного периода. Процесс импритинга совершается чрезвычайно быстро и без внешнего подкрепления. Результат импритинга, как правило, не обратим. Импритинг обеспечивает животным охрану потомства, узнавание родителей, членов сообщества, будущих половых партнеров, признаков местности.

c Сенсибилизация – процесс усиливающейся активации организма к определенному стимулу.

d Привыкание (габитуация) – процесс, в результате которого организм на уровне рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-либо повторный или постоянно действующий раздражитель, убедившись, что он не имеет особого значения для той деятельности, которая осуществляется в данный момент времени.

При оперантном научении организм активно взаимодействует со средой, но при этом организм не знает ни конечный результат своего взаимодействия, ни результаты отдельных совершаемых им действий. Закрепляются те действия, последствия которых доля организма желательны и отпадают те акты поведения, которые приводят к нежелательным последствиям.

У оперантного научения есть свои механизмы формирования, к ним относятся:

a Метод проб и ошибок – процесс перебора способов достижения цели (преодоления препятствий). Индивид, испробовав многочисленные способы решения задачи, отказывается от неэффективных решений и находит оптимальное для него.

b Формирование автоматизированных реакций – поэтапное создание сложных поведенческих реакций. Каждый этап обучения подкрепляется. Подкрепление может быть положительным или отрицательным, вызывать дифференцировку или генерализацию.

c Подражание – научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, без осознания результатов действий и их последствий. Для человека подобное поведение возможно на ранних этапах онтогенеза.

Когнитивное научение осуществляется с учетом прошлого опыта, с активным применением познавательных процессов, и, прежде всего, мышления и памяти. При данном виде научения обрабатывается информация, оценивается ситуация, принимается решение. Из всех видов научения по данной классификации когнитивное наиболее близко к понятию «учебная деятельность».

Механизмами реализации когнитивного научения являются:

a Инсайт. Научение путем инсайта происходит при внезапном, трудно выводимом из прошлого опыта понимании существенных отношений и структуры ситуации в целом. Проблема решается внезапно. Неожиданно для самого субъекта приходит решение. Инсайт возможен тогда, когда отдельные элементы, структурные компоненты проблемной ситуации уже знакомы субъекту. Решение находится в силу новой комбинации известных компонентов. Решение произошло благодаря тому, что на неосознаваемом уровне происходил поиск решения. Не последнюю роль здесь играет интуитивное мышление.

b Латентное научение – приобретение знаний и навыков, которые до определённого времени не актуализируются. Получаемая информация сохранятся в памяти и актуализируется в случае необходимости. Знания применяются для решения новых задач.

c Обучение сложным психомоторным навыкам. Оно протекает в несколько этапов. На первом этапе создается когнитивная стратегия: вырабатывается программа деятельности, отбираются необходимые для решения задачи средства. Основное внимание направляется на выработку последовательности движений. Упрочение связи между элементами программы позволяет перейти к следующей стадии – ассоциативной, на которой снижается контроль за выполнением отдельных элементов навыка. Улучшается координации и интеграция отдельных элементов. Следующая стадия автономная. Он соответствует высокому уровню умения. Навык автоматизируется, уменьшается число ошибок при его выполнении, снижается внимание к выполнению технических операций.

d Обучение путем рассуждений – научение, при котором анализируются имеющиеся данные, формируются и проверяются гипотезы, осуществляется выбор одной из гипотез в качестве решения задач. Гипотезы, которые строит индивидуум, связаны с его жизненным опытом. Результаты, полученные путем рассуждения, используются во всех жизненных ситуациях, более того, они могут быть перенесены в новые условия для создания разнообразных гипотез.

Интеллектуальное поведение животных, даже высших приматов, не поднимается над уровнем научения. У человека есть особенности, которые свидетельствуют об иной организации психики человека и ином способе взаимодействии с окружающим миром. Остановимся на различиях между человеком и высшими приматами.

Основные различия между человеком и высшими животными:

1. Морфологические различия.

а). Человек имеет сложные мозговые структуры, прежде всего, лобные доли. Структуры мозга высших животных менее развиты.

б). Органы звукопроизношения высших животных не приспособлены для речи. Человек же обладает совершенным речедвигательным аппаратом.

в). Человек способен к прямохождению. Высшие животные имеют лишь задатки к прямохождению.

2. Различия в организации психики.

В психике высших животных широко представлены инстинктивные формы поведения. Абстрактное и понятийное мышления не сформированы. Наличие внутреннего мира не осознается. Отсутствует сознание и самосознание.

В психике человека присутствует сознательная регуляция, понятийное, логическое мышление, «Я-концепция», нравственные переживания и сложные чувства.

3. Различия во взаимодействии с миром.

Высшие животные приспосабливаются к окружающему миру, их активность направлена на адаптацию, а не на преобразование и изменение окружающей среды. Человека характеризует осознанная, конструктивная и преобразовательная активность; разумное познание себя и мира; наличие культуры искусства и творчества.

Указанные различия не могут не выразиться в особенностях поведения человека. Сравнение человеческой активности и активности животных позволяет заключить, что эти две формы активности живых организмов существенно различаются. Активность животных исчерпывается понятием «поведение». В русском языке слов «поведение» происходит от глагола «вести», «повести», что предполагает наличие внешнего фактора. Данный глагол обычно употребляется в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть зависимый вынужденный характер активности живого организма. Поведение животных – это вынужденная форма активности, зависящая от того, что ею управляет. Поведение человека в отечественной психологии трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность. Поведение человека достигает уровня рассудочной деятельности. Отличительной чертой деятельности в её классическом понимании является осознанное целеполагание, способность ставить перед собой сознательную цель, планировать результат. Следовательно, человеческая деятельность является осознанной и имеет определённую цель. В то же время, в человеческой деятельности принимают участие и неосознаваемые психические образования. Сознательная деятельность и неосознаваемые психические феномены вместе образуют человеческую жизнедеятельность. Своеобразие поведения человеческого индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний.

. Отличия человеческой деятельности от активности животных.

1. Деятельность человека является осознанной. Животные не обладают сознанием, поэтому их двигательная активность несознательна.

2. Деятельность целенаправленна. Человек, выполняющий определенную деятельность, представляет себе конечный результат.
Поведение не предполагает создание определенного продукта.

3. Поведение детерминировано из вне. Деятельность всегда имеет внутренние детерминанты. Управляется волей и разумом.

4. Деятельность связана с определёнными предметами материальной и духовной культуры, которые используются по назначению в качестве орудий и предметов, удовлетворяющих человеческие потребности. Поведение животных свободно от культурной зависимости.

5. Деятельность человека есть продукт человеческой истории, а поведение животных преимущественно результат их биологической эволюции.

6. Деятельность человека преобразует его самого: его собственные потребности, способности, качества. При этом деятельность изменяет окружающий человека мир. Поведение животных направлено на их адаптацию к условиям внешнего мира, и, практически, не изменяет их самих. Животные существую преимущественно по генетически заданным программам.