ВЫБОР И ПРОКЛАДКА ПУТЕЙ В СТЕСНЕННЫХ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ РАЙОНАХ
1. Стесненный для плавания район (congestion waters) — это акватория, ограниченная для маневрирования судна.
2. Стратегию выбора пути определяет капитан и поручает одному из помощников (обычно 2-му помощнику - навигационному) выполнить графическое и табличное планирование.
3. Прибрежное плавание и плавание в стесненных водах требует особо тщательного планирования пути. Путь выбирают в стороне от опасностей с учетом систем разделения движения. Принимают во внимание национальные требования и ограничения при прохождении территориальных вод. Выбирают, каким из проходов идти, если есть такая альтернатива. Решают, нужно ли брать лоцмана, если на участках лоцманская проводка не обязательна. Учитывают время прохода наиболее сложных участков, освещенность на это время, действия приливных течений, уровень высоты прилива и т.п.
4. Тактику выбора и прокладки пути выполняют в соответствии с лоциями и «Методическими указаниями по планированию рейса».
Особо обращают внимание на:
5. Районы, в которые нельзя заходить (no-go areas). Их окон-туривают и штрихуют простым карандашом.
6. Параллельную индексацию - для непрерывного контроля места судна в особо сложных районах.
7. Конечную точку возможности возврата (abort point.no return point) при входе в узкости или в стесненные для плавания районы. Составляют дополнительно план действий в особых обстоятельствах (Contingency Plan).
8. Основной и резервный способы определения места судна. По усмотрению капитана устанавливают частоту определений места (Fix frequency) в пределах от
_ РОП-60 _ Роп -30
1м—7г , до 1m—q ,
'УЗ *УЗ
где Тм - промежутки между определениями места судна, минуты;
Don - расстояние до ближайшей навигационной опасности, мили;
Vyg - скорость судна, узлы.
Левое значение формулы предусматривает, что следующее определение места будет выполнено непосредственно при приближении к опасности, правое - когда судно пройдет пол пути до опасности. Так как не бывает, чтобы судно после определения места мгновенно повернуло и направилось к опасности, то приемлемы обе формулы.
Для дополнительного контроля судна по заданному пути по возможности соблюдают регулярность определений места (Fix Regularity).
9. Угловую скорость поворота (ROT - Rate of turn, °/min), что позволяет контролировать по показателю угловой скорости расстояние до выбранного ориентира во время поворота
„о . Ууз ш / min =-
^■мили
где со"/min - угловая скорость поворота, градусы/минуту; Vyg - скорость судна в узлах; Имили - расстояние до ориентира, мили.
10. Работу эхолота, соблюдая тщательный контроль запаса воды под килем (UKC - under keel clearance).