Подготовка менеджеров санаторно-курортного дела

С переходом курортной отрасли на работу в рыночных условиях появилась необходимость в открытии еще одной специализации - «менеджмент санаторно-курортного дела» в рамках специальности «менеджмент организации» (061100)».

Руководители наиболее передовых и успешно работающих здравниц, таких как санатории «Марфинский», «ДиЛУЧ», «Дюны», «Урал» и др., осознали это еще до сокращения финансирования курортной отрасли из фондов социального страхования и пытались самостоятельно изучать и внедрять курортный маркетинг и новые системы управления, а также искать способы сотрудничества с турбизнесом.

2003 год окончательно поставил перед всеми здравницами вопрос о необходимости выхода на туристский рынок и о подготовке специалистов-менеджеров.

Эта проблема обсуждается уже несколько лет. За это время создан Сочинский государственный университет туризма и курортного дела.

Министерством образования для специальности 23050 «Социально-культурный сервис и туризм» утверждена специальность 23010 «Курортное дело»; во многих туристских вузах читается дисциплина «Основы курортного дела», здравницы организуют у себя отделы курортного маркетинга, в рамках Российского Союза Туриндустрии (РСТ) создано некоммерческое партнерство «СанКурТур», проводятся ежегодные многочисленные специализированные курортные выставки, да и в туристских выставках курортная отрасль становится все более значимой. И при этом курортное дело развивается не с той активностью, на которую можно было рассчитывать. Причина, на мой взгляд, обусловлена недостаточно высоким уровнем подготовки менеджерских кадров курортов. Мы сравнивали те знания, которыми должен владеть руководитель здравницы (ведь теперь это генеральные директора) с программой специализации «курортное дело», которая от общетуристской специализации отличается только дисциплиной «курортология». Этого явно недостаточно.

Кто должен овладеть менеджментской подготовкой в курортном деле? Это - руководители трех звеньев курортной системы: директора здравниц, работники турфирм, специализирующихся на лечебном отдыхе, и руководители курортной отрасли муниципального, регионального и федерального уровней.

Начнем с руководителей первого звена - директоров здравниц. Им приходится иметь дело со сложным многоплановым хозяйством, для руководства которым необходимы фундаментальные знания по экономике, маркетингу, менеджменту, рекламе, сервису, медицине и др.

Социологические исследования, проведенные Сочинским государственным институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, показали, что в деятельности директоров здравниц 60% рабочего времени занимает решение оперативных вопросов по экономике, материально-техническому обеспечению и реконструкции, реализации санаторных путевок и 10% времени - решение проблем, связанных с улучшением обслуживания. Рассмотрим, какими знаниями должен обладать руководитель.

Руководителю здравниц необходимы знания о природных лечебных ресурсах, которые используются в санатории. Он - не гидролог, но должен разбираться в типах вод, условиях их выведения, эксплуатации и охраны, в типах и качестве лечебных грязей, которые покупает санаторий. Не будучи ботаником, директор должен ориентироваться в подборе растений, предлагаемых для озеленения территории, с учетом их фитонцидных свойств и медицинского профиля санатория. При строительстве и реконструкции здравницы ему приходится иметь дело с планировщиками и проектировщиками, а потому необходимы знания о курортной архитектуре и дизайне. Безусловно, генеральный директор должен четко понимать ведущие лечебные функции санатория.

Не случайно ранее санатории возглавляли главные врачи. В настоящее время руководителями курортов стали не обязательно медики, но от них требуются знания об общих принципах постановки лечебного процесса на курортах, иначе начинается «вымывание» дешевых лечебных услуг, крайне необходимых для эффективности лечения. Мой опыт показывает, что большинство директоров и даже главных врачей не имеют представления о климатотерапии, которая у них свелась только к модным, но далеко не безвредным соляриям. Помимо лечебных услуг на курортах широко внедряется анимация, однако формы ее должны быть специфичны для лечебных курортов и дифференцированы в зависимости от возрастных групп отдыхающих и их медицинских режимов. Приглашая на работу аниматоров, руководитель должен разбираться, насколько специализированы их программы. К сожалению, в настоящее время анимационные программы ориентированы в основном на здоровых отдыхающих, что применимо для отелей «Дагомыс» или «Гелиопарк», но малоприемлемо для санатория «Подлипки» или «Дорохово», т.к. санаторная анимация должна содержать элементы релаксации.

Директора детских санаториев сталкиваются с организацией учебного процесса, который имеет свою специфику и отличается от обычного обучения детей в школах, т.к. должен быть увязан с лечебным курсом.

Директор санатория в первую очередь - хозяйственник, а потому должен хорошо разбираться в материальной базе вверенного ему хозяйства, в финансово-экономической деятельности курорта, в вопросах сбыта; уметь ориентироваться на рынке, разрабатывать стратегию развития санатория в меняющихся условиях, организовывать рекламу, искать партнеров в турбизнесе. И конечно, чтобы руководить большим коллективом, состоящим из представителей разных профессий, надо знать основы управления.

Я перечислила далеко не полный круг вопросов, с которыми сталкиваются руководители здравниц.

Руководители высшего звена курортной отрасли решают другие проблемы: территориальное планирование курортных зон, координация деятельности здравниц, разработка концепций и программ развития курортной отрасли, ее нормативно-правовое обеспечение, организация PR-акций в СМИ, посвященных курортной деятельности, и выставок; научное и кадровое обеспечение отрасли. Где этому сейчас учат? Нигде.

Задача менеджеров туристских фирм, занимающихся курортным туроперейтингом, состоит в знании рынка лечебных услуг, умении ориентироваться в географии отечественных и зарубежных курортов и главное – производить грамотную продажу лечебных туров, которая предполагает индивидуальный подбор здравницы для конкретного клиента с учетом не только профилирующего, но и всего букета сопутствующих заболеваний и климатической адаптации. Предлагая клиенту курорт, менеджеры должны знать не только его профиль, условия размещения, культурные программы, но и инновационные методики, применяемые в здравнице.

Выход курортов на туристский рынок ставит вопрос об объединении деятельности здравниц и турбизнеса. Об этом много говорят в последнее время, но практически к этому недостаточно готовы обе стороны: здравницы не умеют четко представлять свой турпродукт в виде различных по содержанию турпакетов, а турфирмы не имеют специалистов, способных грамотно реализовать этот специфический продукт.

На многих выставках и конференциях ко мне неоднократно обращались представители турфирм с просьбой прислать к ним на работу выпускников нашей Академии в отделы продаж лечебных туров. К сожалению, мы не могли удовлетворить эти просьбы, т.к. такой специализации в Академии не было. С 2003 года наша Академия приступила к формированию учебных курсов по новой специализации «Менеджмент санаторно-курортного дела». Набор специальных курсов по данной специализации обсуждался нами с представителями ведущих санаториев, руководителями Учебно-методического центра ФНПР в Голицыно, на секциях по санаторно-курортному делу региональных конференций в Звенигороде, Екатеринбурге, Калуге, Москве. Большую помощь оказал нам Президент Национальной курортной ассоциации Н.А.Стороженко.

В результате мы предлагаем три блока специальных дисциплин, которые необходимо изучить в рамках данной специализации:

I блок - Ресурсы и планирование - включает:

- основы санаторно-курортного дела (этот курс читается в рамках общетуристской подготовки специалистов);
- природные лечебные ресурсы;
- экология санаторно-курортной деятельности;
- рекреационные комплексы и материальная база курортов (в этот курс включены вопросы ландшафтной архитектуры и дизайна в оснащении курортов);
- территориальное рекреационное планирование (принципы функционального курортологического зонирования и разработки региональных программ развития курортного дела);
- география российских и зарубежных курортов.

II блок - Организация лечебно-оздоровительного процесса на курортах:

- курортология и физиотерапия;
- социально-оздоровительные программы (восстановительная медицина);
- диетическое и рациональное питание;
- рекреационная физиология;
- рекреационная психология.

III блок - Курортный менеджмент:

- менеджмент курортного дела;
- курортный маркетинг;
- нормативно-правовое обеспечение курортной отрасли (помимо изучения законодательных актов в него входит лицензирование и сертификация в курортном деле);
- основы гостеприимства;
- информационные технологии в курортном деле;
- курортный туроперейтинг (турбизнес в курортном деле);
- финансово-экономическая деятельность курортов;
- страхование;
- курортная анимация;
- постановка образовательного процесса на детских курортах;
- PR и реклама в курортном деле.

Необходимо, чтобы занятия по данной специализации в вузах проходили в тесном контакте со здравницами и турфирмами. Дисциплины II блока должны читаться врачами санаториев с непосредственным показом, как организованы лечебные услуги. Студенты должны проходить учебные и производственные практики в наиболее успешно работающих отечественных здравницах, а ознакомительные стажировки - на зарубежных курортах. К преподаванию турбизнеса в курортном деле следует привлекать практиков из ведущих турфирм, специализирующихся на курортном туроперейтинге с последующей практикой в этих фирмах. Опыт работы нашего Института дополнительного последипломного образования показывает, что лучшего результата для II-го высшего образования в туризме мы достигли, когда наряду с ведущими профессорами Академии спецкурсы читали и практики из турфирм.

В вузах необходимо продолжить переобучение персонала здравниц и турфирм на семинарах. В прошедшем учебном году мы проводили такие семинары и в Академии и совместно с Учебно-методическим центром «Голицыно». Спрос на повышение квалификации большой, однако, учитывая разнообразие специальностей в здравницах, для каждой из них нужен свой семинар, чтобы не повторять печальный опыт этого года, когда в одной группе были представлены работники разных служб (гостеприимства, инженеры, директора и врачи здравниц).

В заключение хочу сказать, что данная специализация только формируется, набор изучаемых дисциплин будет претерпевать изменения по мере развития курортной отрасли, которая будет ставить новые задачи и соответственно требовать новых знаний и умений от специалистов курортного дела. Мы все вместе заинтересованы в успешном развитии своей отрасли, а потому в подготовке специалистов должна быть не конкуренция, а сотрудничество. Достойный пример тому подает А.Каранашев из Государственного университета в Нальчике, который в своей программе подготовки специалистов по курортному делу взял лучшее, что было предложено «Культурным сервисом и туризмом» и нашими разработками. Очень ценным мне представляется цикл статей А.М.Ветитнева (Сочинский университет туризма и курортного дела) по курортному маркетингу за творческий подход автора к рассматриваемой теме и желание поделиться с коллегами своими разработками.

Предлагаю в журнале «Курортные ведомости» открыть рубрику «Образование», в которой печатались бы статьи на эту тему и сведения об учебной литературе (к сожалению, большинство учебников издается настолько маленькими тиражами и часто местными издательствами, что их невозможно приобрести). Нам всем нужны критические, но конструктивные предложения в отношении подготовки кадров. Объединившись, мы сможем сформировать свою современную отечественную школу подготовки компетентных специалистов для курортной отрасли.

http://sankurort.ua/uk/4/22/30/