Предварительные замечания о функциях ввода/вывода
Структура программы
Старение
Показатели технического состояния деталей и эксплуатационных материалов ухудшаются под действием внешней среды. Так, резинотехнические изделия теряют прочность и эластичность в результате термического воздействия (разогрев и охлаждение), химического воздействия масла, топлива и жидкостей, а также солнечной радиации и влажности.
В процессе эксплуатации свойства смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей ухудшаются в результате накопления в них продуктов износа, изменения вязкости и потери свойств присадок.
Детали и материалы изменяются не только при использовании, но и при хранении: снижается прочность и эластичность резинотехнических изделий; у топлива, смазочных материалов и жидкостей наблюдаются процессы окисления, сопровождаемые выпадением осадков.
Программа на языке С++ состоит из функций, описаний и директив. Одна из функций должна иметь имя main. Выполнение программы начинается с первого оператора этой функции. Простейшее определение функции имеет следующий формат:
тип_возвращаемого_значения имя ([ параметры ])
{ операторы, составляющие тело функции }
Как правило, функция используется для вычисления какого-либо значения, поэтому перед именем функции указывается его тип. О функциях рассказывается в разделе «Функции». Приведу пока лишь самые необходимые сведения:
· Если функция не должна возвращать значение, указывается тип void.
· Тело функции заключается в фигурные скобки.
· Функции не могут быть вложенными.
· Каждый оператор заканчивается точкой с запятой (кроме составного оператора).
Программа может состоять из нескольких модулей (исходных файлов) и, как правило, содержит директивы препроцессора. Пример структуры программы, содержащей функции main,f1 иf2:
директивы препроцессора
описания
int main()
{ операторы главной функции }
int f1()
{ операторы функции f1 }
int f2()
{ операторы функции f2 }
В языке нет встроенных средств ввода/вывода. Он осуществляется с помощью подпрограмм, типов и объектов, содержащихся в стандартных библиотеках ANSI С <stdio.h> и C++ <iostream.h>.
Основные функции ввода/вывода в стиле С:
int scanf (const char* format...)// ввод
int printf(const char* format...)// вывод
Они выполняют форматированный ввод и вывод произвольного количества величин в соответствии со строкой формата format. Строка формата содержит символы, которые при выводе копируются в поток (на экран) или запрашиваются из потока (с клавиатуры) при вводе, и спецификации преобразования, начинающиеся со знака %, которые при вводе и выводе заменяются конкретными величинами.
#include <stdio.h>
int main(){
int i;
printf("Введите целое число ");
scanf("%d", &i);
printf("Вы ввели число %d, спасибо!", i);}
Первая строка этой программы — директива препроцессора, по которой в текст программы вставляется заголовочный файл <stdio.h>, содержащий описание использованных в программе функций ввода/вывод. Все директивы препроцессора начинаются со знака #.
Третья строка — описание переменной целого типа с именем i.
Функция printf в четвертой строке выводит приглашение «Введите целое число» и переходит на новую строку в соответствии с управляющей последовательностью . Функция scanf заносит введенное с клавиатуры целое число в переменную i, а следующий оператор выводит на экран указанную в нем строку, заменив спецификацию преобразования на значение этого числа. Ввод/вывод в стиле С рассмотрен в разделе «Функции ввода/вывода».
А вот как выглядит та же программа с использованием библиотеки классов С++ <iostream.h>:
#include <iostream.h>
int main(){
int i;
cout << "Введите целое число ";
cin >> i;
cout << "Вы ввели число << i << ", спасибо!";}