Историческая динамика знания. Парадигма

Современная теория науки обращает внимание на то, что существуют определенные фундаментальные идеи, объединяющие теории в рамках какого-либо периода и характеризующие целую эпоху в развитии науки. Эти фундаментальные принципы, на которых базируется определенная последовательность или множество теорий, которые объединяют совокупности методов, используемых в научных дисциплинах, сохраняются при переходе от одной теоретической системы к другой.

Эти фундаментальные философские идеи и методологические принципы обеспечивают преемственность в развитии научного знания и являются решающими характеристиками определенного стиля мышления.

Формирование определенного стиля мышления связано с превращением какой-либо теории, ее понятийного и методологического аппарата в эталон для рассмотрения всех остальных форм познания, в образец, в соответствии с которым строятся и способы исследования, и методы изложения результатов научного поиска. Методы, развитые в такой теории, принимают обобщенную форму и превращаются в нормы научного знания вообще.

Так формируется определенный стиль мышления, который предлагает ученым некоторые принципы объяснения реальности, способы построения науки, общие методы исследования и изложения. Этот стиль мышления получил в истории науки название «парадигма».

Понятие «парадигма» в исследование истории науки введел Т.С. Кун (1922-1996) в книге "Структура научных революций" (1962): «Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения»[1]. Иными словами, господствующая система научных идей и теорий, которая дает ученым определенное видение мира и позволяет сравнительно решать мировоззренческие и практические задачи, служит эталоном научного мышления.

Синонимом понятия «парадигма» является понятие «основания науки».

Можно выделить, по меньшей мере, три главных компонента оснований науки, которые можно назвать горизонтальной структурой парадигмы:

1. идеалы и нормы исследования,

2. научную картину мира,

3. философские основания науки.

Каждый из них, в свою очередь, внутренне структурирован. Охарактеризуем каждый из указанных компонентов и проследим, каковы их связи между собой и возникающими на их основе эмпирическими и теоретическими знаниями.

Первый блок оснований науки представлен как идеалы и нормы исследования. Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены:

1. собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания;

2. социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом и т.д.

Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.

Познавательные идеалы науки имеют достаточно сложную организацию. В их системе можно выделить следующие основные формы: 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) доказательности и обоснованности знания; 3) построения и организации знаний. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто именуют специальными картинами мира. Наиболее изученным ее образцом является физическая картина мира. Но подобные картины есть в любой науке, как только она конституируется в качестве самостоятельной отрасли науки.

Рассмотрим теперь третий блок оснований науки. Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты науки, а также ее идеалы и нормы.

Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих культур лишь некоторые идеи и принципы.

В истории науки можно выделить четыре общенаучных парадигмы:

1. антично средневековая (аристотелевско-птолемеевская) – парадигма натурфилософского этапа в развитии науки (VII в. до н.э. – XV-XVII вв. н.э.);

2. парадигма Нового времени – индустриальная (ньютоновско- декартовская) – парадигма аналитической науки (XV-XVII вв. – I пол. XIX в.);

3. постиндустриальная (эйнштейновская) парадигма – соответствует синтетическому этапу в развитии науки (II половина XIX в. – I пол. XX в.);

4. эколого-информационная (становящаяся, а потому пока не имеющая общепризнанных авторов) – парадигма интегрально-дифференциального этапа в науке (II половина XX века – по настоящее время).

Современную теорию познания характеризуют как неклассическую, характерными чертами которой являются:

1) посткритицизм (понимание того, что познание предполагает изначальную «вписанность» познающего субъекта в одну из существующих гносеологических традиций);

2) отказ от фундаментализма (то есть отказ от связанности познания жесткими гносеологическими императивами);


[1] Приводится по: Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977. - С. 11.