ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; Методология и теория исторической науки. История России — неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники, Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточно - славянской государственности в XI-XII вв.

Социально-политические изменения в русских землях в XJI-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организаций общества. Реформы Петра Век Екатерины, Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно - промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру»

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных Процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг., Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму,

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. СССР в 60-80-е гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и её провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОССИИ» И ЕЕ МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ.

1. Цели и задачи дисциплины.

 

В России всегда важной доминантой общественного сознания являлось историческое миропонимание. Это сложилось исторически. Преподавание Отечественной истории в школе приобретает общегражданское значение. Необходимо помочь молодежи осознать исторические особенности Российского общества, сформировать миропонимание, свободное от синдрома гражданской войны.

Современная концепция образования в России предусматривает его гуманизацию и гуманитаризацию. Необходимым составным элементом гуманитарной подготовки является историческое образование. Изучение курса «История России» призвано решать помимо образовательных функций, воспитательные задачи, включая общекультурное и патриотическое воспитание. Осветить основные этапы истории России, ее политики, а также историю других ведущих государств и цивилизаций мира, понимать смысл и механизм исторической преемственности и эволюции. В то же время необходимо стремиться держаться максимально сбалансированных точек зрения на важнейшие события и процессы Отечественной истории.

 

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

Прослушав данный курс, абитуриенты, должны знать основные этапы истории России, ее политики, а также историю других ведущих государств и цивилизаций мира, понимать смысл и механизм исторической преемственности и эволюции; должны научиться определять ключевые проблемы и особенности истории своей страны.

Изучение данной дисциплины базируется на сведениях, известных абитуриентам из школьной программы по Отечественной истории.

Согласно требованиям, изложенным в Государственном образовательном стандарте по «Истории России» слушатель ПК должен:

- владеть основами знаний об обществе, его истоках и исторических типах;

-иметь представление об основных закономерностях и направлениях мирового цивилизационного процесса;

- уметь показать место России в этом процессе;

- выработать многомерное владение истории;

- сформировать свою собственную позицию по отношению к истории своей страны.

Слушатель ПК, изучив данный курс, должны узнать основные этапы истории России, ее политики, понимать смысл и механизм исторической преемственности и эволюции.