Краснодар

Подготовительных курсов.

Методическое пособие по Отечественной истории для слушателей

(Для всех специальностей гуманитарного направления)

 

 

 

Составитель ст. преп. А.С. Бочкарева

 

 

Методическое пособие по Отечественной истории для слушателей Подготовительных курсов. (Для всех специальностей гуманитарного направления)/ Сост.А.С. Бочкарева; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. истории и социальных коммуникаций. - Краснодар: Изд. КубГТУ.-

 

Приведены Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и задачи курса. Разработан тематический план занятий: даны основные понятия, приведены основная и дополнительная литература, тематика контрольных работ. В пособии изложены материалы по истории России в соответствии с темами плана.

 

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Кубанского государственного технологического университета

 

Рецензенты:

заведующий кафедрой истории и социальных коммуникаций

КубГТУд-р ист. наук,проф.Н. А. Чугунцова

ст. преп. кафедры политологии и права Е. В. Миронец

 

 

 

Продолжитель ность обучения Количество часов аудиторных занятий
Очная форма Очно - заочная форма
Ауд. Конс. К.р. всего Ауд. Конс. К.р. всего
8 мес. -
6 мес. -
4мес. -
3 мес. - - - -
2 мес. - - - -
1 мес. - - - - - -
Интенсив. - - - - - -

 

 

Пояснительная записка.

 

Это пособие адресована тем, кому предстоит подготовка к экзамену по истории Отечества сначала в школе, затем в вузе. Она поможет осознанно и прочно усвоить обширный материал по истории нашей страны с древнейших времен и до наших дней, подготовиться к экзамену и успешно сдать его.

История - наука о прошлом человеческого общества, о его развитии и сегодняшних днях, о закономерностях и особенностях эволюции общества в конкретных проявлениях, в пространствен­но-временных измерениях. Эта наука является коллективной па­мятью человечества, ее опыт нужен людям: он напоминает, учит, предостерегает. Еще в глубокой древности ее называли «настав­ницей жизни», так как она осуществляет связь времен и поко­лений, позволяет людям ощутить глубокую внутреннюю связь со своим Отечеством, с его болью и его радостью, с надеждами и свершениями народа. История тесно связана с современностью: помогает лучше понять настоящее, а оно постоянно побуждает обращаться к урокам прошлого.

История - важный мировоззренческий предмет. Полноценные знания по истории необходимы всем гражданам страны, но особенно педагогам, офицерам, юристам, экономистам, журналистам, деятелям искусства, экскурсоводам, библиотекарям. На основе глубоких знаний о прошлом развиваются навыки со­поставления и аргументации, понимание логики исторического процесса, умение ориентироваться в сферах внутренней и внешней политики, в идеологии, экономике, демографии. Изучение истории - отнюдь не пассивное запоминание фактов и их оценок, но умение самостоятельно разобраться в обилии сведений и мнений, установить причинно-следственные связи между событиями, сравнить их с другими и верно оценить. История - это не только процессы, факты, даты, концепции, но и участвующие в событиях люди с их мировоззрением, эмоциями, характерами, победами и поражениями, это многочисленные происшествия с необычайными подробностями, удивительная цепочка увлекательных неожидан­ных, героических, драматических, трагических и даже анекдоти­ческих событий и действий.

Задача абитуриентов - понять особенности основных периодов и этапов Отечественной истории, мысли и сомнения, планы и свершения, успехи и неудачи предыдущих поколений, славный и горький опыт наших предков и наших современников, осознать поучительность истории и возможность извлекать из нее уроки, делать выводы.

Вам предстоит создать у себя положительный психологический настрой, пробудить и развить состязательное бойцовское настро­ение, мобилизовать свою энергию и волю, выработать установку не просто прочесть такие-то учебники, не только вспомнить и повторить ранее изученный материал, но и подняться на новую, более высокую ступень. Новое прочтение страниц учебного текста следует рассматривать как приобретение дополнительных истори­ческих знаний, необходимых для успешного ответа на экзамене и для успешной учебы в вузе. Значит, надо отказаться от узкой установки на кратковременное запоминание материала, взглянуть на экзамен широко, с чувством перспективы, задачей переосмыс­ления и долговременного запоминания. Подготовка к предстоя­щему экзамену - это этап добровольного и постоянного самообразования, новый вклад в развитие интеллекта и в фун­дамент вашего гуманитарного образования.

Все претенденты на студенческий билет имеют разный уровень подготовленности, знаний, умений и навыков. Одни абитуриенты давно учились в средней школе и многое выпало из их памяти. Другие явно неравноценно изучили разделы программы, находясь в плену своих склонностей и антипатий к отдельным историческим личностям или даже целым периодам под влиянием своих школь­ных учителей или авторов художественных или мемуарных про­изведений. Третьи пришли к изучению истории под влиянием внешних факторов, знакомясь с событиями политической жизни общества, т.е. в последний год обучения в школе. Четвертая группа - имеющие сугубо прагматический подход к экзамену, у них история как бы сопутствует основному предмету и здесь лишь одна забота: набрать проходной балл. Представителям всех групп надо очень серьезно и целенаправленно заниматься, чтобы нако­пить солидный багаж знаний для объективного освещения событий, всего исторического процесса.

Исторический процесс многомерен и противоречив. Он бази­руется на разных социально-экономических условиях, захватывая сотни миллионов людей. Следовательно, он никогда не бывает однороден. Нельзя подходить к итогам исторического развития с позиций одномерного, прямолинейного мышления, которое все воспринимает исключительно либо с позитивным, либо с нега­тивным знаком. Безусловно, абитуриент имеет право на пристра­стие и субъективность, на собственное мнение и свою оценку событий, на личное отношение к историческим фигурам. Но пси­хологически надо подготовиться к тому, что во время экзамена могут встретиться различные позиции и мнения, отличные от изложенных в школьных учебниках оценки событий и деятель­ности отдельных личностей. Например, одни подчеркивают лишь жестокость, безнравственность и реакционность Ивана Грозного, другие же доказывают прогрессивность, полезность его деятель­ности. Поэтому, если вы знаете о разных мнениях по какой-либо проблеме, то можно их изложить, ссылаясь на книги или авторов, осветивших эту проблему. Чтобы отстоять свою позицию, не по­лагаясь только на эмоции, надо доказать ее правомерность убе­дительными аргументами с опорой на конкретные факты.

Начиная задолго основательную подготовку к вступительным экзаменам, постарайтесь наглядно представить себе весь объем фактического материала, которым предстоит овладеть и затем его повторить. Четко распределите весь материал по блокам и узловым темам и наметьте сроки изучения каждого раздела программы.

Российское общество, стремящееся обрести достойную национальную судьбу, сегодня, как никогда ранее, нуждается в высококвалифицированных специалистах, знакомых с мировой и российской историей не понаслышке, и потому способных активно использовать исторический опыт и извлекать истории

Историческое образование как основная часть всеобъемлющей гуманитарной подготовки кадров научно-технической интеллигенции - настоятельная потребность. Политическое и социально-экономическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества, возрождение российского патриотизма, использование позитивного исторического опыта - все эти процессы в значительной степени определяют российскую действительность и имеют глубокие исторические корни.

Именно этими соображениями руководствуется кафедра истории и социальных коммуникаций, определяя приоритетные направления своей учебной, воспитательной и научной деятельности.

Методические указания призваны помочь студентам выработать умение мыслить логично, творчески и самостоятельно.

При подготовке пособия использовались материалы по Отечественной истории « Отечественная история. Программа, планы семинарских занятий, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентам дневной формы обучения всех специальностей/Н.А. Чугунцова, И.И. Буряк, К.Н.Мельников; Кубан.гос.технол. ун-т. Каф. Истории и социальных коммуникаций.- Краснодар: Изд-во КубГТУ,2001.-78 с.»

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАВДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ