Заключительная лекция. Россия в первые годы XXI столетия.

В 2002 г. был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который распространил право частной собственности на земли сельхозназначения. С некоторыми ограничениями это право было предоставлено также иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства.

В 2001 г. Государственная Дума после длительных дебатов приняла Земельный кодекс РФ, регламентирующий основные земельные отношения. Согласно кодексу, в России разрешалась купля-продажа земель не сельскохозяйственного назначения. С 2004 г. собственники частных предприятий были обязаны взять в аренду или выкупить территорию, на которой располагаются их объекты. Кодекс закрепил право собственности на землю и определил механизм её купли-продажи.

Законодательство о земле начала 21 в. В продолжение всего хода реформ между сторонниками и противниками частной собственности на землю шла ожесточенная борьба. В 1990-х годах процесс приватизации не коснулся земель производственного назначения. Была легализована лишь свободная купля-продажа земель, находящихся в личной собственности граждан.

За годы аграрных реформ доля населения, занятого в сельскохозяйственном производстве, увеличилась с 32 % в 1992 г. до 58 % в 2002 г. Однако само производство сельхозпродукции сократилось: зерна с 106,8 млн. т. в 1992 г. до 86,6 млн. т. в 2002 г., мяса соответственно с 12,9 млн. т. до 11 млн. т. Проблема обеспечения населения страны продуктами питания во многом решалась за счет импорта.

Средний размер фермерского хозяйства в конце 1990-х – начале 2000-х годов составлял примерно 40 га. Таким образом, на долю более 60 % фермерских хозяйств приходилось менее чем по 20 га земли. В условиях такого малоземелья рассчитывать на высокую рентабельность фермерского производства без поддержки государства не приходится. Тем не менее с 2000 г. начался рост валового производства фермерской сельхозпродукции. В 2001 г. он составил 6,5 %, в 2002 г. – более 20 %.

К середине 1990-х годов из 25,5 тыс. колхозов и совхозов было реорганизовано 24 тыс. хозяйств (95 %). Из них треть сохранила свой прежний статус. Остальные были преобразованы в акционерные общества, товарищества, кооперативы, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и др. В масштабах страны доля государственного сектора в сельскохозяйственном производстве сократилась до 10 %.

Октября 1993 г. вышел Указ Президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Он декларировал право граждан и юридических лиц – собственников земельных участков «продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями». Граждане и юридические лица могли вновь объединить свои земельные доли в общую собственность. Указ гарантировал неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также права собственников при совершении сделок с землей. Члены коллективных предприятий должны были получить свидетельства о праве собственности без выделения земли в натуральном виде. Если же они желали выделиться, рассчитывая организовать свое хозяйство, сдать землю в залог, аренду, обменять земельную долю на имущественный пай, передать его по наследству и т.п., то согласия других собственников на это не требовалось. Собственники земельных паев могли продавать их любым гражданам и юридическим лицам с одним условием – земля должна была использоваться только для производства сельскохозяйственной продукции. Правом скупать землю и продавать её всем желающим наделялись Комитеты по земельной реформе. Они же получали и право контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и новыми владельцами.

Одним из ключевых вопросов истории России конца 20 – начала 21 в. оставался вопрос о земле – главном ресурсе страны. Земля всегда составляла основу национального богатства России, поэтому именно решение земельного вопроса определяет дальнейшую судьбу страны и народа. Центральным звеном земельного вопроса является вопрос о собственности на землю.

Аграрные реформы в первой половине 1990-х годов. С начала радикальных реформа правительства Гайдара сельское хозяйство находилось на периферии государственной политики руководства России. Была резко сокращена государственная поддержка аграрно-промышленного комплекса (АПК), ликвидирована государственная система материально-технического обеспечения села. Упор был сделан на проведении аграрной реформы путем создания новой аграрной структуры на базе государственных и негосударственных форм собственности.

Начало реформе положили Указ Президента Б.Н. Ельцина «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г. и Постановление Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г. Согласно этим документам, все сельскохозяйственные предприятия в течение 1992 года были обязаны провести реорганизацию и в двухмесячный срок перейти к «частной, коллективно-долевой и другим формам собственности» в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местным органам исполнительной власти вменялось в обязанность «обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и совхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств». Указ и постановление строго регламентировали порядок выделения из коллективных хозяйств индивидуальных производителей; декларировали их права обмена, залога, купли-продажи земельного участка, возлагали ответственность на должностные лица за возможные препятствия этому процессу.

Аграрные реформы во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов. Процесс реформирования сельского хозяйства в 1990-е годы носил противоречивый характер. Главным достижением аграрной реформы стало создание фермерских хозяйств. Если к середине 1990-х их число возросло до 285 тыс., то в дальнейшем из-за возросших трудностей с материально-техническим обеспечением, ухудшения финансового положения и по другим причинам численность фермерских хозяйств сократилась и стабилизировалась к 2000 г. на уровне 270 тыс. В 2002 г. в этих хозяйствах было занято около 1 млн. человек. Им передали в собственность и в аренду 5 % сельхозугодий и 6 % пашни страны, на которых в они произвели в 2002 г. примерно 2 % валовой продукции сельского хозяйства, в том числе 5 % общего производства зерна в стране.