Нормализация отношений Советского Союза с ФРГ

Несмотря на то что надежды найти взаимопонимание с Западом рассеялись, советское руководство после женевского совещания осталось на позиции признания статус-кво в Европе. Не выходя за ее рамки, дипломатия СССР попробовала отработать возможность повторения сценария «рапалльской» политики развития особых свя­зей с Западной Германией.

Еще 25 января 1955 г. Советский Союз, несмотря на отсутствие мирного договора с Германией, указом президиума Верховного со­вета СССР объявил о прекращении состояния войны с ней. В сен­тябре 1955 г. в Москву был приглашен канцлер ФРГ К.Аденауэр. Основным вопросом предстоящих обсуждения должно было стать установление дипломатических отношений двух государств. (Дип-отношения СССР с ГДР были установлены еще в марте 1954 г.)

В ходе переговоров было достигнуто решение об установлении обоими государствами дипотношений без предварительных условий. Советское правительство подчеркнуло, что рассматривает ФРГ как часть Германии, другой частью которой является ГДР. К.Аденауэр со своей стороны заявил, что его правительство «представляет весь немецкий народ». Хотя каждая из сторон осталась при своем мне­нии, нормальные отношения между ФРГ и СССР были установлены, а состояние войны — официально прекращено. Одновременно было подписано соглашение о репатриации в ФРГ находившихся в СССР со времени Второй мировой войны германских военнопленных.

Нормализация отношений ФРГ и СССР не привела к смягче­нию западногерманской позиции по вопросу объединения Германии. ФРГ по-прежнему провозглашала себя единственным представите­лем немецкого народа, считая ГДР незаконным образованием и отказываясь иметь с ней дело. Осенью 1955 г. западногерманское правительство огласило «доктрину Халыытейна» (по имени министра иностранных дел ФРГ Вальтера Халыитейна), в соответствии с которой ФРГ заявляла о намерении разорвать дипломатические от­ношения с любой страной мира, которая согласится официально признать правительство ГДР.

* * *

Начало 50-х годов было временем важнейших международно-политических сдвигов. За десятилетие 1945—1955 гг. структурно оформилась биполярность — в мире образовалось два центра влия­ния, два военно-политических блока во главе с США и СССР. Эти блоки находились между собой во враждебных отношениях. Их противостояние прежде всего имело место в Европе, но оно все бо­лее явно проявляло себя и в зоне молодых освободившихся стран — пока еще преимущественно Восточной Азии.

Опасность международной стратегической ситуации заключалась в том, что конфронтация блоков развивалась на фоне эволюции систем вооружений, появления более разрушительных их систем и гонки во-


оружений — ядерных и термоядерных. Противостоящие стороны плохо понимали возможные катастрофические последствия ядерной войны. Тем более значимыми были перемены, которые стали происходить во внешней политике СССР после прихода к власти Н.С.Хрущева. Дипломатия СССР после 1953 г. способствовала оздоровлению международной обстановки и ослаблению напряженности, достигшей опасно высокого уровня во время Корейской войны 1950—1953 гг. Однако в целом уровень взаимного недоверия между Москвой и западными столицами оставался высоким. Самой тревожной чертой международной ситуации была безрассудно высокая готовность высшего руководства ядерных держав — главным образом США и СССР — прибегать в кризисных ситуациях к угрозам применить ядерное оружие.

 

Создание, особенности функционирования и роль ООН. Формулирование принципов коллективного международного сотрудничества. Противоречия, выявившиеся между союзными державами при создании ООН. Биполярность Ялтинско-Потсдамской системы. Новая роль СССР и США в послевоенном мире. СССР и США как «сверхдержавы». Советские и американские представления о послевоенном мировом порядке.

После окончания Второй мировой войны СССР проводил политику осторожной экспансии. Сталин помогал компарти­ям взять полностью власть в свои руки там, где это не требо­вало чрезмерных усилий и не вело к новой большой войне. Перед угрозой серьезной конфронтации с Западом он отсту­пал. Так он отступил в Греции, так отступил в Иране. Было бы совершенно ошибочно предположить, что внешняя поли­тика СССР исходила исключительно из идеологических по­стулатов. Для советской внешней политики было характерно сочетание идеологии и выражения, хотя и не всегда адекватного, национальных интересов. 1946—1989 гг. нельзя закрашивать еди- ным мрачным цветом перманентной холодной войны, битвы той войны перемежались относительными затишьями.

Вопрос о выработке мирных договоров с бывшими союзниками гитлеровской Германии в Европе. Политическая борьба на сессиях СМИД и на парижской мирной конференции. Основные положения выработанных договоров и их подписание. Оценка компромисса, достигнутого в ходе политической борьбы. Дунайская конференция, ее ход и решения. Вопрос о Триесте и судьбе итальянских колоний после подписания мирного договора с Италией.

Проблема германского мирного урегулирования. Различия в подходах СССР и западных держав к этой проблеме. Политика раскола Германии. Берлинский кризис (1948–1949 гг.) и его международные последствия. Образование ФРГ. Образование ГДР. Юридический и политический статус двух германских государств.

Дипломатическая борьба по вопросу об управлении Японией в период оккупации и о последующем мирном договоре. Создание Дальневосточной комиссии и Союзного Совета для Японии. Переход США к курсу на превращение Японии в своего главного союзника на Дальнем Востоке, игнорирование в политике по отношению к Японии мнения других держав (особенно СССР). Советско-китайские отношения после окончания войны. Вопрос о восстановлении корейской государственности и разногласия между СССР и США о необходимых для этого шагах. Односторонние действия держав в Корее.

Начало распада колониальных империй держав-победительниц. Антияпонская борьба в Индокитае и образование Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). Военное вмешательство Франции в Индокитае и его последствия. Провозглашение независимости Индонезии и война Голландии за сохранение колониального режима. Трансформация колониальной политики США. Провозглашение независимости Филиппин, передача Микронезии в опеку США. Провозглашение независимости Индии, Пакистана, Цейлона (Шри Ланка) и Бирмы (Мьянма). Кашмирский вопрос в отношениях Индии и Пакистана.

Подъем национально-освободительного движения на Арабском Востоке. Образование Лиги Арабских Государств. Признание независимости Сирии и Ливана. Попытки Англии маневрировать между арабским национализмом и сионизмом в Палестине. Резолюция генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. и образование государства Израиль. Арабо-израильская война 1948–1949 гг., ее итоги, позиция великих держав.

Послевоенные сдвиги в Латинской Америке. Стремление США создать организационную структуру в своих отношениях с латиноамериканскими странами. «Пакт Рио-де-Жанейро» (1947 г.) и образование Организации Американских Государств.