Иранский кризис был разрешен в ходе советско-иранского диа­лога к апрелю 1946 г

В качестве компромисса были достигнуты Договоренности о создании на выгодных для СССР условиях совет­ско-иранского нефтяного общества и о расширении представительства делегатов от Иранского Азербайджана в иранском меджлисе. К 9 мая 1946 г. советские войска были выведены из Ирана, а в июне последствия восстания в Иранском Азербайджане ликвидиро­ваны. В сентября того же года были подавлены очаги сепаратистов в Иранском Курдистане (провинция Фарс).

По завершении кризиса Вашингтон остался в убеждении, что Москву заставила пойти на уступки принципиальная позиция США и Британии по Ирану.

И.В.Сталин сделал вывод о том, что против СССР складывается британско-американский союз.

 

Атмосфера вза­имного недоверия сгущалась. Характер взаимодействия западных союзников с СССР по общим проблемам международных отноше­ний этому способствовал.

Речь идет о попытки ограничения роли ядерного фактора

в международных отношениях

Появление атомного оружия и монополия на него в руках США вызывали обеспокоенность не только Советского Союза.

Но если СССР опасался за свою безопасность, то большинство других стран стремилась приобщиться к обладанию этим оружием и раздража­лась по поводу невозможности приобрести его.

В такой ситуации при­влекательной стала казаться идея международного сотрудничества в ядерной области.

Ее реализация могла способствовать объединению ресурсов разных стран в разработке передовых технологий.

В про­цессе сотрудничества можно было получить дополнительную инфор­мацию о зарубежных разработках ядерного профиля и выработать правила, ограничивающие военное применение ядерной энергии.

Страны, заинтересованные в сотрудничестве по линии примене­ния энергии атома, находились в неравном положении.

Передовые ядерные технологии имелись у США.

Остальные государства жела­ли сами что-нибудь почерпнуть из американских наработок. При этом они имели немного ценного для передачи Соединенным Шта­там. Не говоря о том, что ни одна страна не спешила делиться свои­ми достижениями.

Из великих держав наибольшую активность в ядерной области, помимо США, проявляли СССР и Великобритания.

Обе страны ориентировались на создание собственного атомного оружия. Лон­дон добивался от Вашингтона согласия оказать Британии помощь в создании атомной бомбы. В годы мировой войны Канада и Велико­британия сотрудничали с США по проекту разработки ядерного оружия (Манхэттенский проект).

Но в июле 1946 г. в США был принят новый закон, который ввел существенные ограничения на сотрудничество США с зарубежными партнерами в ядерной облас­ти. Вашингтон не хотел приобщения союзников к «ядерному клубу».

Советский Союз с 1943 г. вел собственную программу ядерных исследований. Он не рассчитывал на содействие США, полагаясь на собственные исследования и силы разведывательных служб, на­ладивших поступление в Москву необходимой секретной информации из-за рубежа.

Но СССР выступал за международное сотрудниче­ство в ядерной области, понимая под ним, прежде всего, регламен­тацию условий ядерной деятельности. Москве было важно .ввести американскую политику в ядерной области в согласованные полити­ко-правовые рамки.

Для Соединенных Штатов как лидера в освоении атома между­народное сотрудничество в этой области имело смысл, только если оно позволяло влиять на атомные программы других стран и полу­чать информацию об их исполнении.

Но по дипломатическим сооб­ражениям Вашингтону не хотелось выступать в роли всемирного монополиста в ядерной области, осложняя отношения с союзниками, в частности с Великобританией.