Различных каналов СМИ
Сравнительная характеристика достоинств и недостатков
ТЕМА 6. СРЕДСТВА (КАНАЛЫ) МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
3 балла –максимальное преимущество, 1 балл –максимальное «неудобство»
Основные характеристики СМИ | Печать | Радио | Телевидение | Интернет |
Близость к межличностному общению | ||||
Легкость восприятия информации | ||||
Оперативность | ||||
Эффект присутствия | ||||
Быстрота выбора первоочередной информации | ||||
Возможность совмещать восприятие информации с другой деятельностью | ||||
Возможность вернуться к воспринятой информации | ||||
Возможность иметь при себе и пользоваться почти в любых условиях | ||||
Легкость пользования | ||||
Дешевизна | ||||
Итого |
Современные каналы массовой коммуникации — печать, радио, телевидение и интернет-СМИ — каждый имеет свою историю. Так, например, печать возникла еще в XVI в., радио появилось лишь в 20-е гг. XX столетия, телевидение в конце 1940-х гг., а интернет-СМИ явились детищем технологий лишь конца XX и начала XXI вв.
Функционирование и восприятие каналов СМИ в большой степени зависит от того, на какие органы чувств они рассчитаны. Так, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации (визуальный канал), радио — только на слуховое восприятие (аудиальный канал), а телевидение одновременно воспринимается и слухом, и зрением, оно является аудиовизуальным каналом. Интернет-СМИ можно также отнести к аудиовизуальным каналам. Социально-психологические исследования каналов СМИ направлены, прежде всего, на выявление особенностей их восприятия, потребления и предпочтений различными социальными группами.
В силу различий своих технических и других характеристик каждый из каналов СМИ обладает своими соответствующими достоинствами и недостатками. Новые каналы СМИ не могут в полной мере заменить все достоинства старых каналов массовой коммуникации, поэтому они продолжают сосуществовать в различных формах, взаимно дополняя друг друга, обогащая и расширяя возможности человеческого общения.
Во всем мире население продолжает потреблять и печать, и радио, и телевидение, и интернет-СМИ. Поэтому взаимодействие этих каналов помогает лучше удовлетворять потребности аудитории и в социальной ориентировке, и в своей социальной идентификации, и в развитии контактов с другими людьми и группами, и в самоутверждении и самопознании. О. Тоффлер назвал этот процесс взаимного использования различных каналов СМИ в качестве источника информации «слиянием массмедиа» (media fusion).
Таким образом, совершенствуясь в своих областях и сотрудничая друг с другом, средства массовой коммуникации и дальше будут продолжать обогащать человеческое общение в самых разных его проявлениях.