Различных каналов СМИ

Сравнительная характеристика достоинств и недостатков

ТЕМА 6. СРЕДСТВА (КАНАЛЫ) МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

3 балла –максимальное преимущество, 1 балл –максимальное «неудобство»

Основные характеристики СМИ Печать Радио Телевидение Интернет
Близость к межличностному общению
Легкость восприятия информации
Оперативность
Эффект присутствия
Быстрота выбора перво­очередной информации
Возможность совмещать восприятие информации с другой деятельностью
Возможность вернуться к воспринятой информации
Возможность иметь при себе и пользоваться почти в любых условиях
Легкость пользования
Дешевизна
Итого

 

 

Современные каналы массовой коммуникации — печать, радио, те­левидение и интернет-СМИ — каждый имеет свою историю. Так, напри­мер, печать возникла еще в XVI в., радио появилось лишь в 20-е гг. XX сто­летия, телевидение в конце 1940-х гг., а интернет-СМИ явились дети­щем технологий лишь конца XX и начала XXI вв.

Функционирование и восприятие каналов СМИ в большой степе­ни зависит от того, на какие органы чувств они рассчитаны. Так, пе­чать рассчитана только на зрительное восприятие информации (визу­альный канал), радио — только на слуховое восприятие (аудиальный канал), а телевидение одновременно воспринимается и слухом, и зре­нием, оно является аудиовизуальным каналом. Интернет-СМИ мож­но также отнести к аудиовизуальным каналам. Социально-психоло­гические исследования каналов СМИ направлены, прежде всего, на выявление особенностей их восприятия, потребления и предпочтений различными социальными группами.

В силу различий своих технических и других характеристик каж­дый из каналов СМИ обладает своими соответствующими достоин­ствами и недостатками. Новые каналы СМИ не могут в полной мере заменить все достоинства старых каналов массовой коммуникации, поэтому они продолжают сосуществовать в различных формах, вза­имно дополняя друг друга, обогащая и расширяя возможности чело­веческого общения.

Во всем мире население продолжает потреблять и печать, и ра­дио, и телевидение, и интернет-СМИ. Поэтому взаимодействие этих каналов помогает лучше удовлетворять потребности аудитории и в социальной ориентировке, и в своей социальной идентификации, и в развитии контактов с другими людьми и группами, и в самоутвержде­нии и самопознании. О. Тоффлер назвал этот процесс взаимного ис­пользования различных каналов СМИ в качестве источника информа­ции «слиянием массмедиа» (media fusion).

Таким образом, совершенствуясь в своих областях и сотрудни­чая друг с другом, средства массовой коммуникации и дальше будут продолжать обогащать человеческое общение в самых разных его проявлениях.