ТЕМА 5 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
5.1 Инновации: свойства, классификация, мотивы
Термин «инновация» произошел от английского слова «innovation», что означает «нововведение».
Инновация — использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление.
Инновации не всегда базируются на изобретениях и открытиях, а могут быть представлены на уровне идей, которые оказывают непосредственное позитивное влияние на экономику. Например, застежка типа «молния» или на «липучках», шариковые авторучки, баллончики с аэрозолями, кольца-открывалки на банках и многое др.
Свойства инноваций:
а) новая ценность для потребителя (новизна);
б) отвечать нуждам и желаниям потребителей;
в) производственная применимость (экономическая обоснованность).
Инновации решают следующие вопросы:
1) использование новой техники, технологических процессов или новое рыночное обеспечение производства;
2) внедрение продукции с новыми свойствами, использование нового сырья;
3) изменение организации производства и логистики;
4) появление новых рынков сбыта.
Инновации классифицируют в зависимости от различных признаков:
1. От предмета инновации:
• продуктовые, которые создают новые продукты и материалы;
• процессные, создающие новые технологии или новые организационные структуры.
2. По степени новизны:
• основаны на новых открытиях;
• совершенствование ранее открытых явлений.
3. По характеру удовлетворяемых потребностей:
• обеспечивают выживание фирмы;
• создают новые (стратегические инновации), имеющие упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
4. По месту и роли в процессе производства выделяют нововведения:
• основные, создающие новые рынки и лежащие в основе новых отраслей;
• дополняющие, расширяющие рынок в соответствующих отраслях.
5. По масштабам распространения различают инновации:
• ставшие основой для новых отраслей, производящих однородный продукт;
• находящие применение во всех отраслях. Например, производство ПК и компьютеризация.
6. По эффективности: экономические, социальные, экологические, интегральные.
В современной экономике роль инноваций постоянно растет, так как это приводит к коренным преобразованиям в области производительных сил в эпоху НТР, что является основополагающим фактором экономического роста.
Мотивами инновационной деятельности обычно являются:
• активизация деятельности конкурентов, стремление увеличить объем продаж, желание освоить новые рынки;
• необходимость улучшить конкурентоспособность фирмы, усилить финансовую устойчивость;
• стремление максимизировать прибыль в долгосрочном периоде;
•необходимость приспособиться к изменениям в налоговой, денежно-кредитной и финансовой политике;
• конъюнктурные рыночные колебания, структурные сдвиги в отраслях;
• появление более эффективных факторов производства и т.д.