ТЕМА 5 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

5.1 Инновации: свойства, классификация, мотивы

Термин «инновация» произошел от английского слова «innovation», что означает «нововведение».

Инновацияиспользование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление.

Инновации не всегда базируются на изобретениях и открытиях, а могут быть представлены на уровне идей, которые оказывают непосредственное позитивное влияние на экономику. Например, застежка типа «молния» или на «липучках», шариковые авторучки, баллончики с аэрозолями, кольца-открывалки на банках и многое др.

Свойства инноваций:

а) новая ценность для потребителя (новизна);

б) отвечать нуждам и желаниям потребителей;

в) производственная применимость (экономическая обоснованность).

Инновации решают следующие вопросы:

1) использование новой техники, технологических процессов или новое рыночное обеспечение производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами, использование нового сырья;

3) изменение организации производства и логистики;

4) появление новых рынков сбыта.

Инновации классифицируют в зависимости от различных признаков:

1. От предмета инновации:

продуктовые, которые создают новые продукты и материалы;

процессные, создающие новые технологии или новые организационные структуры.

2. По степени новизны:

• основаны на новых открытиях;

• совершенствование ранее открытых явлений.

3. По характеру удовлетворяемых потребностей:

• обеспечивают выживание фирмы;

• создают новые (стратегические инновации), имеющие упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

4. По месту и роли в процессе производства выделяют нововведения:

основные, создающие новые рынки и лежащие в основе новых отраслей;

дополняющие, расширяющие рынок в соответствующих отраслях.

5. По масштабам распространения различают инновации:

• ставшие основой для новых отраслей, производящих однородный продукт;

• находящие применение во всех отраслях. Например, производство ПК и компьютеризация.

6. По эффективности: экономические, социальные, экологические, интегральные.

В современной экономике роль инноваций постоянно растет, так как это приводит к коренным преобразованиям в области производительных сил в эпоху НТР, что является основополагающим фактором экономического роста.

Мотивами инновационной деятельности обычно являются:

• активизация деятельности конкурентов, стремление увеличить объем продаж, желание освоить новые рынки;

• необходимость улучшить конкурентоспособность фирмы, усилить финансовую устойчивость;

• стремление максимизировать прибыль в долгосрочном периоде;

•необходимость приспособиться к изменениям в налоговой, денежно-кредитной и финансовой политике;

• конъюнктурные рыночные колебания, структурные сдвиги в отраслях;

• появление более эффективных факторов производства и т.д.