Образование и укрепление централизованного российского государства при Иване III и Василии III.

Возвышение Москвы. Объединение русских земель вокруг Москвы.

План

3. Русская культура XIV – XVI вв.

1. а) Возвышение Москвы в XIV в. Иван Калита.

Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году, когда князь Ростово-Суздальской земли Юрий Долгорукий пригласил в Москву своего союзника, князя Новгород-Северского, Святослава Ольговича. В начале XIV в. Московское княжество было одним из самых незначительных на Руси. Москвой правили князья младшей ветви наследников Александра Невского, которые не имели право на великое княжение. Однако уже с внука Александра Невского, князя Ивана Калиты (1325-1340), начинается возвышение Москвы. Причиной этого отчасти были центральное положение города среди русских княжеств и его относительная защищенность от набегов. Но главной причиной было изменение Иваном Калитойполитики в отношении монголо-татар. Он был первым из русских князей XIV в., кто открыто стал на службу хану. В результате в 1328 г. Иван Динилович Калита получил от хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское и право самому собирать дань с Руси для монголов, что дало русскому князю финансовые выгоды и усилило его влияние на Руси.

Калита превратил Московское княжество в одно из самых богатых на Руси. К концу правления княжество включало в себя земли с городами Переяславлем-Залесским, Можайском, Серпуховым и др., князь расширил владения, купив три удельных города (Галич, Белоозеро, Углич).

Но главным было то, что князю Ивану удалось привлечь в Москву владимирского митрополита Петра, духовный авторитет которого еще более возвысил политическое значение города и княжества. Преемник Петра митрополит Феогност, окончательно перенес местопребывание митрополита в Москву, сделав

 

 

ее церковной столицей Руси.

Укрепились органы управления Боярская дума; утвердились наместники и волостели-правители на местах. После смерти Калиты его сыновья Семен Гордый и Иван II Красный сломили оппозицию боярства из других княжеств, утверждая принцип единоначалия.

б) Объединение русских земель вокруг Москвы.

В 1359 году великим московским князем становится Дмитрий, внук Ивана Калиты, возглавивший сопротивление русских вторжению правителя Золотой Орды Мамая. В 1362 году боярство Москвы и митрополит Алексий помогли Дмитрию получить ярлык на великое княжение. Он присоединяет Калугу, Медынь, Стародуб, Дмитров. В 1377-1378 гг. Дмитрий впервые попытался защитить нижегородские и рязанские земли от вторжения монголо-татар. Русские войска Дмитрия (выступили и многие другие полки Ростово-Суздапьско-Владамирской земли под знаменами Москвы) 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле в верховьях Дона разбили татар. Победа была первым шагом обретения Русью национальной независимости.

Но междоусобицы продолжались, и в 1382 г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области, взял и опустошил Москву, используя предательство Рязанского и Нижегородского князей. Дмитрий Донской вновь обязался платить дань Орде. Перед смертью Дмитрий, первый из русских князей, по завещанию передал владимирский «стол» сыну Василию I, не испросив согласия хана. Это стало началом нового этапа отношений между Ордой и зависимой пока Русью.

К началу XV в. к Московскому княжеству были присоединены Н. Новгород, некоторые новгородские владения, Вологда и Великий Устюг. Земледельцы, феодалы, горожане, опираясь на князя, были заинтересованы в ликвидации раздробленности, и к середине XV в. сложились экономические условия для создания централизованного государства. В середине XV в. в Московском княжестве шла междоусобная борьба между великокняжеской властью и княжеско-боярской оппозицией. В 30-х годах московский князь Василий II два раза изгонялся из Москвы галицкими князьями. В борьбу против великого князя были втянуты Поволжье, Новгород, Тверь, Вятка, Вологда. Лишь в 1450 г. Василий II прекратил междоусобицу.

2. Дело объединения Северо-Восточной Руси продолжил сын Василия II Иван III (1462-1505). Он подчинил Ярославское и Ростовское княжества, подавил заговор новгородских бояр (московское войско на реке Шелони в 1471 г. разбило новгородское ополчение). В Новгород был назначен наместник князя. В 1485 г. Тверь также признала власть Москвы.

Иван III борется с татарским Ахмед-ханом. В 1480 г. стояние на реке Угре закончилось бегством татар. Так в 1480 г.рухнуло иго, была решена судьба Золотой Орды. Иван III расширял международные связи, вступил в дипломатические отношения с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией. Московский князь женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Карамзин считает, что с этого времени «Россия становится великой державой».

Князь распоряжался землей, создавал себе войско. Высшим совещательным государственным органом стала Боярская Дума. Представители князя из числа феодалов командовали войском, распоряжались казной, управляли областями. В 1497 г. для закрепления централизованной системы управления и суда на всей территории государства был издан свод законов - Судебник. Он юридически подтвердил политический и социальный строй русского феодального государства. Василий III (1505-1553) закончил объединение Велико-россии: окончательно присоединил Рязань и Новгород-Северские земли, воюя с Литвой, в 1514 г. взял Смоленск.

После падения Византии под ударом турок (1453 г.) Москва стала ее преемницей. Князь полностью перенимает византийские светский и духовный церемониалы. На рубеже ХV-ХVI вв. возникает теория «Москва - Третий Рим» Москва, как наследница Константинополя, второго Рима, является третьим Римом, последним и вечным. Ее досконально обосновал в 1510 г монах Филофей.

3. Укрепление Русского централизованного государства способствовало созданию условий для возникновения единой русской культуры. Русская культура в ХIV-XVI вв. развивается под влиянием идей единения русского народа в борьбе против иноземных захватчиков. Строятся церкви, монастыри, крепости. Новгородский кремль обносится каменными стенами. Во второй половине XIV в. воздвигается белокаменный Московский Кремль (в XVI в. он перестраивается), в нем строятся соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре.

В 30-х годах XVI в. к Кремлю пристраивают стену Китай-города, мастер Федор Конь в конце века возводит стены Белого города. В XVI в. в зодчестве утверждается шатровый стиль (церковь Вознесения в Коломенском). В 1555-1560 гг. мастера Постник и Барма возводят собор в Москве - храм Василия Блаженного. Развивалась живопись. (Феофан Грек, Андрей Рублев, Симеон и Дионисий). Творчеству Феофана Грека присущи лучшие традиции византийского искусства.

Андрей Рублев расписал Успенский собор во Владимире и Троицкий в Троице-Сергиевом монастыре. Неповторимым творением Андрея Рублева является знаменитая «Троица».

Дионисий, живописец конца XV- начала XVI вв., писал иконы Успенского собора Москвы; фрески в Пафнутьевом и Ферапонтовом монастырях.

В начале XV в. был составлен первый общерусский летописный свод - Троицкая летопись, а к концу XV в. - Московский летописный свод. В основе их лежала идея общерусского единства. Никоновская летопись обобщала историю от «сотворения мира» до середины XVI в.

«Степенная книга» отличалась новой формой изложения исторических событий. (Описание жизни великих князей до Ивана Грозного и церковных иерархов излагалось по периодам их правления). Был составлен сборник моральных и житейских правил – «Домострой».

Церковный собор 1551 г. - Иван IV ставит вопрос о расширении грамотности, предлагая открыть церковные школы для обучения духовенства, но это не удалось, ибо не хватало грамотных людей, чтобы учить. В 1564 г. - изобретение книгопечатания на Руси; Иван Федоров создает первую печатную книгу «Апостол». Андрей Курбский написал «Историю о великом князе Московском».