Отдел дендрологический включает коллекции древесных и кустарниковых растений.
Отдел, отдел систематики предусматривает возделывание семейств растений предусмотренных программой по биологии.
Зеленый класс.
Существенной частью каждого школьного учебно-опытного участка должен быть Зеленый класс, имеющий большое учебное значение по курсам ботаники, общей биологии и зоологии.
Расположение посадок в «живом гербарии»
Здесь ставят опыты, выясняющие важнейшие биологические закономерности.
Посадки дикорастущих растений привлекают внимание учащихся к познанию окружающей природы.
Этот отдел в первый год и при недостаточном количестве земельной площади может быть ограничен только самым необходимым, а именно:
«живым гербарием» — посевом и посадкой цветковых растений из важнейших семейств, дарвиновской площадкой, ящиками для наблюдения роста корневой системы.
В каждом семействе сочетают дикорастущие и культурные растения:
полевые, овощные и декоративные.
Сгруппированные посадки растений обозначают этикетками:
семейство, род, вид.
Задача «живого гербария» — дать понятие о таксономических единицах и о характерных особенностях наиболее важных семейств.
Дарвиновскую площадку закладывают на площади размером 4 или 9 м2. С этой площади снимают слой почвы в 0,5 м и вместо него насыпают слой чистого крупного песка в 10 см, затем гари 15 см и снова песка 25 см. Площадку огораживают. Натянутой проволокой дарвиновскую площадку разделяют на квадратные метры, что облегчает подсчет и зарисовку появляющейся растительности.
Ящик для наблюдений за ростом корневой системы
Ящики для наблюдений за ростом корневой системы ставят на отдельной площадке. Делают их из досок в 1—1,5 м длиной, 40— 50 см шириной и 10—15 см глубиной. В одну широкую стенку вставляют стекло. Одна узкая верхняя сторона остается свободной; в ящик насыпают землю такими же слоями, как в естественной почве. В землю сажают рассаду или высевают 1—2 зерна.
Ящик ставят несколько наклонно в сторону стекла, для чего делают подставку. Стекло прикрывают фанерой или картоном. Через стекло легко наблюдать и измерять рост корней, расползающихся по нему при наклоне.
В отдельных ящиках хорошо вырастить кукурузу или пшеницу, клевер с тимофеевкой, морковь, свеклу, имеющие разные корневые системы.
Рядом с ящиками следует сделать разрез почвы, вырыв для этого яму в 1 м шириной и 1,5 м длиной со ступеньками и отвесной стенкой, освещаемой солнцем. На этом разрезе учащиеся IV и V классов знакомятся со строением почвы школьного участка.
В соответствующих отделах на делянках можно проводить следующие опыты.
Опыты по введению в культуру дикорастущих полезных растений (земляники, анютиных глазок и др.) 1, 2, 3-го поколений (VI и X классы).
Опыты физиологические: с испарением, по влиянию света на зеленение, водным культурам по Тимирязеву и др. (V класс).
Опыты по изменчивости растений, влиянию различных экологических факторов (IX—X классы). Изучение результатов внутривидовой борьбы (загущенные посевы) и результатов межвидовой борьбы (чистые посевы трав и смеси их).
Опыты по приспособленности растений к перекрестному опылению, распространению плодов и семян и др. (V и IX классы), Действие перекрестного опыления и самоопыления у сахарной свеклы и др. (IX—X классы).
Опыты по изучению дивергенции признаков; сравнение приростков клена остролистного, клопа американского и ясени, сравнение листьев репы, редьки, редиса с момента их появлении до осени (IX—X классы).
Межсортовое и впутрисортовое скрещивание томатов и других растений (IX — X классы). Искусственным отбор на томатах, пшенице, декоративных растениях (VI и X классы).
Опытное изучение законов Мендели на горохе, ночном красавице и других растениях (IX—X классы).
Выращивание на нормальном и укороченном дне редиса, проса, горчицы и других культур (IX—X классы). Применение стимуляторов роста при выращивании растений (IX X классы),
В некоторых школах площадь пришкольного участка не используют целиком и часть остается невозделанной. Эту часть пустыря или специально засеянного травой участка можно использовать для расширения биологического отдела, планируя ее как пейзажный сад с изогнутыми дорожками, купами кустов и молодых деревьев, клумбами и рабатками среди газона и вдоль дорожек. Здесь высаживают коллекцию хвойных деревьев: сосну, ель, лиственницу, можжевельник; под ними споровые растения: папоротник, хвощ, плаун, мхи; помещают валун, покрытый лишайниками.
На продолговатых клумбах хорошо представить коллекцию раннецветущих весенних растений (гусиный лук, анемоны, медуница, мать-и-мачеха). На изогнутой клумбе, частью затененной кустами сирени, орешника или ивы, высаживают ландыш, любку, майник, кислицу и другие растения леса.
Из нагроможденных друг на друга камней и насыпанной между ними земли с песком учащиеся с удовольствием соорудят «альпийскую горку», на которой высадят заячью капусту, молодило, очиток, тимьян, толокнянку, вереск и другие сухолюбы.
«Альпийские горки» получили широкое распространение в парках под названием альпинариев или каменных садов. Они в настоящее время вызывают к себе большой интерес как в эстетическом отношении — сочетание низких растений во время цветения, создающее яркие пятна на фоне серых камней, так и в познавательном — различная приспособленность растений, дико растущих в горных и сухих местах. Альпинарий — особая форма клумб современного ландшафтного или пейзажного стиля садов. В то же время на небольшом пространстве можно представить большое многообразие экологически интересных видов растений.
Эта коллекция растений, имеющих различную приспособленность к условиям жизни, служит хорошим материалом для наблюдений по курсу общей биологии.
В ряде школ на длинных рабатках вдоль дорожек высаживают растения с разным строением стебля, листьев, цветков и т. п., т. е. составляют коллекцию по морфологии растений. На других рабатках высаживают растения, различно размножающиеся — вегетативным и половым путем.
В биологическом отделе и вдоль забора всего участка может быть размещена коллекция дендрологическая: различных кустарников и деревьев, отмечаемых этикетками с названиями.
Необходимо отмечать этикетками и дикорастущие растения, чтобы приучить учащихся узнавать растения в природе. Эти посадки могут быть использованы перед экскурсиями. Принесенные с экскурсий полезные съедобные и красиво цветущие растения можно посадить на участке в целях введения их в культуру.
Особенности посадок и посевов в биологическом отделе требуют и своеобразной конфигурации его. Посевы культурных растений, дикорастущих, вводимых в культуру, опыты с дикорастущими проводят на ровных делянках и грядках. Важнейшие семейства располагают на изогнутых рабатках и клумбах. Водоем, альпийскую горку, посадки хвойных, споровых и раннецветущих растений располагают куртинами в пейзажном плане. Дорожки в этой части делают изогнутыми, как тропинки.
Правильный учет поставленных на учебно-опытном участке опытов не мыслится без постоянного параллельного учета состояния погоды, к тому же метеорологические наблюдения имеют большое воспитательное и образовательное значение.
Под метеорологическую станцию отводят место, удаленное от заборов, деревьев и строений; хорошо расположить его около отдела биологии растений или среди отдела полевых культур, поместив рядом опыты с фенопосевами ведущих в данном районе культур.
Производственный отдел предусматривает выращивание в севообороте овощей, Картофеля, плодов и ягод для школьной столовой и других целей.