Римское право о проблемах усыновления и попечительства.
Во II в. до н. э.-11 в. н. э. оформилась правовая система, ставшая классической основой для современных правовых положений — так называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения.
1. Усыновление.
Усыновление как таковое могло совершаться в двух видах, в зависимости от его целей.
1. Если целью было получение наследника при отсутствии детей. Это усыновление совершалось в виде общественного узаконения. Однако в связи с тем, что усыновляемый располагал правами наследства, должны были быть выполнены некоторые условия. Во-первых, могли быть усыновлены только те лица, которые имели право участвовать в народных собраниях (свободные граждане); во-вторых, не подлежали усыновлению женщины и несовершеннолетние. Кроме того, усыновителем мог стать только свободный гражданин — мужчина. Впоследствии усыновление стало совершаться «по рескрипту императора», который мог позволить усыновлять и несовершеннолетних.
Вторая форма усыновления более сложная использовалась для привлечения дополнительной рабочей силы в семью. В этом случае совершалась троекратная фиктивная продажа члена семьи «в рабство». Вначале отец усыновляемого продавал его какому-нибудь постороннему доверенному человеку, а тот тотчас отпускал сына на волю. Затем следовали вторая продажа и повторное освобождение на волю. Наконец, осуществлялась третья продажа, после которой сын уже был формально свободен от уз, связывавших его со своей семьей, но третьего отпуска на волю не производилось и сын пока считался собственностью доверенного лица. В данном случае возможно было усыновление и женщин, и несовершеннолетних.
II. Опека и попечительство.
Во всяком обществе могут оказаться лица, имеющие права («правоспособные»), но не обладающие достаточной степенью разумения и зрелостью воли для самостоятельного управления своими делами («недееспособные»). К последним по римскому праву относились несовершеннолетние и безумные; таковыми же являлись, согласно старым воззрениям, женщины; наконец, таковыми же признавались и расточители.
Если все эти лица находились под чьей-либо семейной властью, то особого вопроса об их охране не возникало. Иное дело, если они таковой естественной семейной охраны не имели. Тогда для права возникал вопрос об организации для них искусственной защиты, о создании своеобразного суррогата семейной охраны. Именно этой цели и служил оформленный в римском праве институт опеки и попечительства.
Прежде всего порядок призвания к опеке совпадал с порядком призвания к наследованию, то есть естественным опекуном становился ближайший наследник. Причем наследование определялось только в рамках агнатического родства, а естественным опекуном являлся ближайший агнат (агнатическое родство — это не родство вообще, а лишь имеющее значение по гражданскому праву кровное родство, ограниченное членами семейства, происшедшими от лиц мужского пола, или усыновленные ими. Например: братья и сестры суть агнаты, но дети сестры в их число уже не входят).
Римское право исстари различало два вида опеки: собственно опека (tutela) и попечительство (сига), хотя принципиальной разницы между функциями опекуна (тьютора) и попечителя (куратора) нет. В то же время роль опекуна или попечителя могла толковаться различно в зависимости от характера недееспособности, послужившей основанием для учреждения опеки.
Если недееспособность являлась полной (малолетний, безумный), тогда опекун или попечитель имел право заменить подопечного и самостоятельно вести его дела. Если же недееспособность являлась лишь частичной (несовершеннолетний, расточитель), тогда роль опекуна сводилась к подкреплению действий опекаемого в совершении отдельных имущественных актов.
В зависимости от объекта опеки выделялись и ее различные формы:
1. Попечение о несовершеннолетних. Человек (свободный римский гражданин) по римскому праву являлся правоспособным уже с момента своего рождения, он мог тотчас же оказаться обладателем огромного состояния и участником сложнейших юридических отношений. Однако было очевидным, что признать за ним тотчас же дееспособность нельзя. Вследствие этого уже в древности в Риме наступление дееспособности человека откладывалось до достижения им известной степени физической и психической зрелости. Вопрос возникал лишь о том, какими признаками следовало определять наступление этой зрелости, достижение совершеннолетия.
Так же римское право длительное время различало совершеннолетие и несовершеннолетие по единственному признаку половой зрелости. Однако с развитием экономической и деловой жизни данный критерий оказывался решительно непригоден; условия новой жизни потребовали установления какого-либо определенного, для всех одинакового, возраста совершеннолетия. Ко времени правления византийского императора Юстиниана (527-565 гг.) был зафиксирован единый возраст достижения мужчиной совершеннолетия —14 лет.
Однако между только родившимся ребенком и юношей, достигшим совершеннолетия, имелись и промежуточные ступени, так как человек постепенно приобретал способность ориентироваться сначала в простых, а затем — и в более сложных вещах. Именно поэтому римское право различало среди несовершеннолетних две основные группы. Дети до 7 лет (инфанты) никакого участия в гражданском обороте не принимали; всякое волеизъявление их признавалось ничтожным и не могло быть даже основанием для действий или согласия опекуна. Именно поэтому опекун имел право всецело заменить опекаемых, ведя дела от их имени. Дети от 7 до 14 лет, за которыми уже признавалась определенная способность разумения, сделки чистого приобретения (например, принятие подарка) могли совершать без согласия опекуна; во всех же остальных случаях они действовали при участии опекуна и с его согласия.
По достижении 14 лет человек признавался совершеннолетним, а потому мог вести дела самостоятельно. Однако этот возраст вскоре обнаружил свою недостаточность, что и было зафиксировано особым законом от 190 г. до н. э. По данному закону устанавливалась уголовное преследование против лиц, которые воспользовались неопытностью совершеннолетних, но не достигших 25 лет юношей. Наказывались в этом случае не только прямой обман, но и заключение невыгодной сделки.
Такое покровительство со стороны государства имело и обратную сторону: коммерсанты стремились ограничивать контакты с людьми, не достигшими двадцатипятилетнего возраста. Поэтому на рубеже двух эр в Риме возникает особый институт кураторства — советчики и представители лиц в возрасте от 14 до 25 лет. Постепенно в силу вошло предписание, по которому никакая сделка юноши не может быть признана действительной, если заключена без участия куратора. Тем самым реальный возраст достижения совершеннолетия сдвинулся до 25 лет, а правовое положение лиц от 14 до 25 лет фактически сравнялось с положением детей.
2. Опека над женщинами. Женщина в римском праве считалась недееспособной даже тогда, когда она не находилась ни под властью отца, ни под властью мужа. Причиной тому являлся древний порядок, по которому обладание правом предполагало способность субъекта владеть оружием.
Женщина вследствие отсутствия такой способности всю свою жизнь должна была находиться под опекой своего ближайшего агната или того лица, которое было назначено ей в опекуны по завещанию отца или мужа. Однако уже ко II в. до н. э. ее безусловный характер утрачивает смысл и отмирает. Женщина самостоятельно ведет свои дела и лишь в редких случаях требуется согласие опекуна, которое, впрочем, не имело решающего значения.
Но уничтожение опеки над женщинами отнюдь не означало полного уравнения в правах с мужчинами. Целый ряд юридических функций оставался для женщин недоступен. Во-первых, женщины не имели права занимать никаких государственных должностей; во-вторых, не могли выступать за других в суде (то есть являться чьим-либо представителем); в-третьих, не могли быть назначены опекунами (кроме матери или бабки по отношению к своим детям или внукам).
С другой стороны, римские свободные женщины имели и некоторые привилегии. Например, в целом ряде случаев женщины могли сослаться на незнание закона (вместе с крестьянами, несовершеннолетними и солдатами). Данное право было признано за женщинами «вследствие слабости пола». Недействительным также признавалось принятие женщинами ответственности за чей-либо долг: мотивом для данного узаконения признавалась «слабость» и «излишняя доверчивость» женщины.
Следует подчеркнуть, что сами мужчины требовали наделить своих жен правами наследования (имением, вотчиной) вместо приданого. Это способствовало развитию инициативности женщина экономической сфере. Приданое стало вкладываться как капитал в такие сугубо «мужские» занятия, как ремесло и торговля. Особенно активно этим занимались представительницы высших сословий.
Взаимосвязь социально-правовых, социокультурных, социально-демографических и других аспектов проблемы удобнее рассмотреть на примере изменения норм бракоразводного права. В этой области также проявляется тенденция к уравниванию прав мужа и жены. Так, жена имела возможность развестись с мужем по физиологическим причинам, а для мужчин такого повода не предусматривалось (хотя практика расторжения брака по причине бесплодия женщины, судя по всему, имела место). Статья 15 свода «Эклоги» гласит: «Если мужчина в течение трех лет оказывался неспособным к брачному сожительству, то женщина имеет полное право на развод».
3. Попечительство над безумными. Попечительство над безумным становилось делом ближайшего родственника и наследника, причем оно давало полную власть над личностью и имуществом опекаемого.
Дальнейшее развитие шло по пути усиления государственного контроля за действиями попечителей. Так, при Юстиниане опекуны уже назначались властями. Сами безумные признавались пожизненно лишенными дееспособности, вследствие чего опекун полностью заменял опекаемого. Назначению попечителя предшествовало расследование психического состояния больного со стороны магистратуры, от которой и зависело установление опеки. В случае, если к помешанным изредка возвращалось сознание, то тогда они признавались временно дееспособными.
4. Попечительство над расточителями. Устанавливалось попечительство и над расточителями. В случае, если обнаруживалось наличие расточительной наклонности, тогда магистрат налагал на расточителя запрет. Обычная формула такого запрета была следующей: «Поскольку ты имущество отцовское и дедовское расточительством своим губишь и ведешь детей своих к нищете, по этой причине запрещаю тебе распоряжаться этим имуществом».
Первоначально запрещение касалось лишь имущества, полученного по наследству («отцовское и дедовское»), того самого, которое должно было перейти к детям расточителя. Но с течением времени запрещение было распространено на всякое имущество вообще. Расточитель же ограничивался в своей дееспособности и его деятельность ставилась под надзор куратора (попечителя). Сам расточитель имел право заключать сделки чистого приобретения, для всех же остальных требовалось согласие попечителя. Длительность опеки в данном случае зависела как от характера опекаемого, так и от отношения к нему его родственников.
Кроме названных выше форм опеки и попечительства в Римском праве были и менее распространенные формы: попечительство над несостоятельным должником; попечительство над наследством, пока оно не будет принято наследниками; попечительство для охранения интересов еще нерожденного ребенка. Особого интереса заслуживает последняя из названных форм опеки: если умирал или погибал муж, а зачатый им ребенок должен был вскоре родиться, то для охраны имущества умершего назначался опекун. Далее же все зависело от игры природы: если рождался мальчик, то по закону имущество переходило к нему, а опекун исполнял свои обязанности до совершеннолетия наследника, если же рождалась девочка, то имущество переходило вдове, а функции опекуна, тем самым, прекращались.
Итак, в рамках римского права разрабатывались отдельные проблемы, связанные с призрением, но они в основном касались так называемого частного права, то есть установления опеки и попечительства, института усыновления, все происходило в рамках семьи, хотя и под контролем государства. Собственно же государственная политика в сфере общественного призрения была крайне ограниченной и ограничивалась в основном устройством народных зрелищ и угощений.
Таким образом, и в Древней Греции, и в Древнем Риме особое развитие получила филантропическая деятельность, осуществлявшаяся как государством, так и частными лицами и означавшая зачастую любое доброе начинание: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, и устройство празднеств и зрелищ, и просто добрая пирушка.
Тема 2. Древнейшие формы помощи и поддержки в Западной цивилизации
1. Благотворительность и общественное призрение в Древней Греции.
2. Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме.
3. Римское право о проблемах усыновления и попечительства.
Литература:
1. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. М., 1995.
2. Дюпуи Е. Проституция в древности. Кишенев, 1991.
3. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века). М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 480 с.
4. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Государственные и военные древности. СПб., 1997.
5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней: В 2-х т. СПб., 2000.
6. Покровский И.А. история римского права. СПб., 1998.
7. Фирсов М.В. Краткий курс истории соц. работы за рубежом и в России. М., 1992.