Вопрос 3. Взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной

Конституция закрепляет принцип разделения властей: государственная власть состоит из трех ветвейзаконодательной, судебной и исполнительной, каждая из которых принадлежит самостоятельной системе органов государства и независимо функционирует в рамках своей компетенции. Вмешательство одной власти в деятельность другой не допускается. Однако это не означает полной их оторванности друг от друга. Все они вместе составляют единую государственную власть, следовательно, между ними происходит взаимодействие.

Законодательная власть принадлежит Парламенту (Национальному собранию Республики Беларусь). Основная задача Парламента – принятие законов, что координирует судебную деятельность посредством принятия новых законов, определяет организацию, полномочия и порядок функционирования судов и иных правоохранительных органов государства. В этом проявляется взаимодействие судебной и законодательной власти. Существует и обратная связь: судьи и работники правоохранительных органов могут участвовать в обсуждении и подготовке законопроектов. Значительное влияние на законотворческую деятельность оказывает судебная практика.

Законодательная власть принимает нормативные правовые акты о финансировании судов за счет бюджета.

Исполнительная власть реализует правовые нормы, принятые законодательной властью. Судебная власть осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти - это основная форма воздействия судебной власти на исполнительную. Контроль судебной власти является исключительно юридический, т.е., непосредственно в деятельность исполнительной власти суды вмешиваться не имеют права, меры воздействия могут применяться, если при её осуществлении допущены нарушения, ущемлены права субъектов. Исполнительная власть воздействует на судебную власть – путем назначения судей (судьи высшего звена судебной системы назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; остальные судьи, а также шесть судей Конституционного суда назначаются Президентом единолично). Представители исполнительной власти - участвуют в разработке законопроектов, регулирующих деятельность правоохранительных органов, а также использовать право законодательной инициативы.

Законодательная и исполнительнаявластиучаствуют в формировании судейского корпуса

Органами исполнительной власти являютсяМинистерство юстиции Республики Беларусь, Управление юстиции областей и г. Минска - организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, т.е. кадровое, ресурсное, информационное и др.

Судебная властьинициирует принятие нового закона, внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты; проводит проверку законности решений исполнительной власти.

Законодательная власть – Национальное собрание Республики Беларусь – принимает законы, координирует судебную деятельность посредством принятия новых законов и др.