Лекция №8. Россия в конце 16 – начале 17 в. Смутное время.

XVII в. открыл новый период всемирной истории. В передовых странах Европы - Нидерландах и Англии - произошли буржуазные революции, положившие конец эпохе Средневековья.
В 1584 г. в возрасте 54 лет умер Иван Грозный. Царь умирал в тяжелейших физических муках, но сильнее физических были муки душевные: 7 раз он женился, но достойного преемника у него не было, государство передать было некому.
Правление Федора Иоанновича (1584-1598 гг.). После Ивана Грозного русский престол занял его сын Федор (1584-1598 гг.). Царь Федор был физически нездоровым человеком и все время проводил в чтении церковных книг, молитвах и поездках по монастырям. Управление страной он доверил брату своей жены Борису Годунову. Б. Годунов проводил осторожную и разумную политику: возрождал экономику страны, укреплял границы.
Б. Годунов отвоевал у Швеции устье Невы, утерянное после Ливонской войны, в 1592 г. отразил последний набег крымского хана Казы-Гирея на Москву.
Но самым главным его достижением в этот период было следующее: в 1589 г., применив все свои дипломатические способности, Б. Годунов организовал возведение московского митрополита Иова в сан патриарха (патриарх - родоначальник, высший духовный сан в Православной Церкви). Со времен принятия православия в 988 г. Русская Православная Церковь была митрополией (отделением) Вселенской Константинопольской патриархии. После падения Константинополя в 1453 г., т.е. уже полтора века, Русская Церковь была фактически автокефальной (самоуправляемой). Возведение русского митрополита в сан патриарха повышало престиж Русской Церкви во всем православном мире.
С возведением московского митрополита в сан патриарха Москва - столица самого крупного православного государства - становилась одним из столпов православия в мире.
Заслуга Бориса Годунова в этом неоценима.
Но во времена всесилия Б. Годунова при Федоре Иоанновиче произошла трагедия, которая в дальнейшем отразилась на политической судьбе Б. Годунова: в 1591 г. в г. Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб последний сын Грозного - девятилетний царевич Дмитрий.
После того, как в 1598 г. Б. Годунов стал царем, современники именно его стали обвинять в гибели малолетнего царевича.
В 1598 г. бездетный царь Федор Иоаннович умер. Наследников у Ивана Грозного больше не было. Династия Рюриковичей, правившая Русью с 862 г., прервалась.
Возник династический кризис.
После этого в России последовали драматические события, которые продолжались 15 лет (1598-1613 гг.) и получили название "смута", "смутное время".
Точки зрения ученых на причины Смуты различны. Одна из них: русское общество утратило одну из своих несущих конструкций - законную монархию.
После этого русское общество стало предпринимать различные попытки для преодоления Смуты.
8.1. Правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.).

Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Годунов наотрез отказался. Тогда был собран Земский собор. Царем был избран Б. Годунов. Годунов упорствовал и отказывался от высшей власти в России. Тогда патриарх организовал крестный ход с иконами Владимирской и Донской Богоматери и пригрозил отлучить Годунова от церкви. Б. Годунов уступил.
Так Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором.
Годуновы происходили из незнатных костромских бояр, которые всегда находились в услужении у бояр московских. Среди московского боярства находилось немало родов, которые были в очень тесном родстве с Рюриковичами. Они считали, что у них больше прав на русский престол, чем у выскочки Годунова. Поэтому за новым царем сразу закрепилось название "безродного" царя, и он получил оппозицию в лице мощного московского боярства. Положение Годунова на престоле было очень непрочным.
Но новый царь оказался талантливым политиком. Править он начал осторожно: избегал войн с соседями, продолжалось расширение территории России на востоке. Отличительной чертой его правления было широкое церковное и крепостное строительство. При нем крупные пограничные города были превращены в крепости: Воронеж, Курск, Белгород, Смоленск и др.
Б. Годунов пытался быть хорошим царем для всех сословий:

  • в интересах дворян-помещиков издал указы о прикреплении крестьян к земле. В 1592 г. было закончено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан. В 1597 г. Б. Годунов ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян;
  • для помещичьих крестьян были определены нормы податей и повинностей;
  • жители наиболее бедных областей были освобождены от повинностей.

Это были благие намерения царя. Но они не встретили понимания в народе. Распространялись слухи: "Что-то добр царь Борис, наверное, в чем-то виноват. Быть беде". Желание царя улучшить жизнь народа было воспринято как попытки обмана и угнетения. Целые деревни снимались с мест и бежали в Поволжье, Сибирь.
Кроме того, на правление Бориса Годунова пришлись невиданные стихийные бедствия: в 1601 г. три месяца весной шли проливные дожди, потом ударили морозы. Все посевы погибли. В 1603 г. в стране возникла угроза голода. Б. Годунов быстро предпринял самые энергичные меры: были установлены твердые цены на хлеб, в Москве была организована бесплатная раздача хлеба.
Но опять благие намерения царя были неудачны. Прослышав, что в Москве бесплатно дают хлеб, работу, деньги, целые деревни снимались с мест и бежали в Москву. В Москве чиновники шли на различные махинации. Так, они заранее посылали в дома, назначенные для раздачи хлеба, своих родственников, и весь хлеб отдавали им. Но чтобы не вызвать ненависть со стороны московского боярства, Б. Годунов не шел на репрессии в отношении бояр-мошенников. Бесплатная раздача хлеба только усилила бедствия в Москве.
В результате в стране разразился голод, достигший чудовищных размеров. По некоторым данным, в России вымерла 1/3 населения.
Народ быстро нашел объяснение стихийным бедствиям: гнев Божий. Сомнений в народе не оставалось: Борис Годунов совершил какие-то страшные преступления. Народная молва приписала ему убийство царевича Дмитрия, раннюю смерть Федора Иоанновича и многое другое. Царь, желавший блага своему народу, стал вызывать ненависть.
А в это время в Польше объявился человек, который стал выдавать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной является точка зрения, что первым самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лжедмитрий I. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь. Шляхта хотела вернуть земли, которые до этого 100 лет входили в состав Польши и которые Россия смогла вернуть к этому времени. Целью католической церкви было распространение католичества в России.
Королем Польши в это время был Сигизмунд III Ваза (1587-1632 гг.). Он был ярым поборником католичества. Одной из главных идей всей его жизни было страстное желание распространить католичество в России.
Сигизмунд III и стал главным режиссером русской Смуты.
В 1604 г., снаряженный на польские деньги, самозванец двинулся к Москве. Следует сказать, что на всем пути следования все слои населения встречали его хлебом-солью. Народ считал, что с воцарением на престоле сына Ивана Грозного прекратится гнев Божий на Россию.
А царь Борис к этому времени сильно переменился. Обычно активный, он отошел от дел, стал мнительным, окружил себя колдунами. В апреле 1605 г. внезапно умер.
Судьба Бориса Годунова на русском престоле сложилась трагично. Вся его семья заплатила самую высокую цену за высшую власть в стране - он сам, его жена, сын и дочь погибли в период Смутного времени. И, тем не менее, его заслуги перед русской историей очень высоки: ведь именно он организовал возведение московского митрополита в сан патриарха. Вся семья Годунова была похоронена на территории самого святого места в России - в Троице-Сергиевой лавре.
Итак, первая попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Б. Годунов стал жертвой того, что был первым выбранным царем. Народ не смог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Б. Годунов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь Бог вручил Годунову Русскую землю в управление.