Информационно - технологическая архитектура ИС

Классификация и виды ИС

Автоматизированное рабочее место (АРМ)

 

Пользователь может использовать как отдельные информационные технологии, так и их совокупность, объединенную в некоторый комплекс. Комплекс, обеспечивающих и функциональных информационных технологий, поддерживающих выполнение целей управленческого работника – лица, принимающего решение (ЛРП), реализуется на основе автоматизированных рабочих мест (АРМ).

Под АРМ специалиста следует понимать его рабочее место, оснащенное персональным компьютером и представляющее собой самостоятельный программно- технический комплекс индивидуального или коллективного пользователя, который позволяет в диалоге или пакетном режиме вести обработку информации и получать все необходимые выходные данные в виде экранных или печатных форм. АРМ включает три основных компонента: обучающую систему, комплекс программных продуктов по обработке информации и сервисные средства.

Классификация ИС способствует выявлению наиболее характерных черт, присущих ИС, обеспечивает лучшее понимание предмета изучения. Существуют различные классификации, преследующие определенные цели.

В соответствии с классификацией, выполненной компанией Deloitte & Touché, ИС могут быть разделены на четыре группы:

- локальные;

- малые интегрированные;

- средние интегрированные;

- крупные интегрированные.

 

Важнейшим классификационным признаком ИС является ее масштаб и интеграция компонентов. Различают ИС следующих видов:

- локальный АРМ (автоматизированное рабочее место) – программно- технический комплекс, предназначен для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте, информационно и функционально не связан с другими ИС (АРМ);

- комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции управления;

- компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций управления в масштабе предприятия или группы бизнес единиц;

- корпоративная ИС (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.

 

Другой классификационный признак для ИС – степень формализации и сложности алгоритмов обработки информации функциональных компонентов и соответствующих информационных технологий:

- системы оперативной обработки данных – OLTP (On-Line Trasaction Processing) системы;

- системы поддержки и принятия решений – DSS (Decision Support Systems).

 

К системам оперативной обработки данных относятся традиционные ИС учета и регистрации первичной информации. В этих ИС выполняется сбор и регистрация больших объемов первичной информации, используются достаточно простые алгоритмы расчетов и запросов к БД, структура которой стабильна в течение длительного времени. В OLTP - системах большое значение имеет защита БД от несанкционированного доступа, аппаратных и программных сбоев в работе ИС. Формы входных и выходных документов, схемы документооборота жестко регламентированы. Для повышения эффективности функционирования ИС используются компьютерные сети с архитектурой "клиент – сервер"

Системы поддержки и принятия решений ориентированы на реализацию сложных бизнес – процессов, требующих аналитической обработки информации, формирование новых знаний. Анализ информации имеет определенную целевую ориентацию, например финансовый анализ предприятия, аудит бухгалтерского учета.

 

ИС имеет различную информационно-технологическую архитектуру, зависящую. От используемых программных и технических средств, типа сетей и организации БД.

 

Архитектура ИС, в свою очередь, влияет на параметры ИС:

 

- время выполнения одиночного запроса;

- производительность ИС;

- стоимость создания, эксплуатации и развития ИС.

 

Виды архитектур ИС:

 

- централизованная обработка данных;

- архитектура "файл- сервер";

- двухуровневый "клиент - сервер";

- многоуровневый "клиент- сервер".