Используемых при разработке программы опроса

7. ПРАВИЛО. Смысл понятия задается в определении до его использования и ему обязательно следовать на протяжении всего исследования.

Изменение смысла основных понятий в целом недопустимо. Допустимо лишь уточнение смысла понятия, которое при этом возможно при наличии строгого обоснования. Изменение смысла основного понятия осуществляется, во-первых, через изменение отдельных терминов, используемых в определении; во-вторых, через введение новых понятий и в-третьих, через уточнение понятия посредством изменения его объема. Во всех случаях уточнение понятия должно быть осуществлено строго во всех случаях его использования и все выполненные ранее процедуры разработки программы должны быть также протестированы на предмет внесения соответствующих изменений. В случае уточнения нескольких понятий тестирование должно быть осуществлено последовательно и отдельно по каждому уточненному понятию. То есть по сути дела уточнение даже одного основного понятия достаточно трудоемко, заставляет полностью пересматривать программу и поэтому крайне нежелательно.

8 ПРАВИЛО. Используемые определения понятий должны удовлетворять целям и задачам опроса. Определяющие признаки, используемые в определении, должны быть существенными для решения поставленных задач. Очень важно на этапе разработки гипотез обратить внимание на корреляцию определений и гипотез.

9 ПРАВИЛО. Наибольшее предпочтение оказывается определениям меньшей познавательной трудности, наиболее простым. В целях упрощения определений используется формулировка упрощенных рабочих определений, облегчающих работу с ними.

10 ПРАВИЛО. Определение понятия не должно включать словосочетаний, несущих дополнительную социально-коммуникативную нагрузку, т.е. не должно содержать речевых штампов, сленговых и стилистически сниженных речевых оборотов.

 

Деление понятий.

Классификация и типология

Для разработки программы опроса также важно правильно выполнить операции деления понятий и классификацию (типологию).

Деление понятия — логическая операция, при которой на основании избранного признака объем делимого понятия распределяется на несколько меньших объемов. Таким образом, исследуемое множество объектов мысленно делится на ряд подмножеств, что необходимо, чтобы составить правильное и полное представление об исследуемом объекте.

В качестве основания деления выступает, как правило, один признак предмета. Для этих целей обычно выбирается существенный признак предмета, имеющий непосредственное отношение к цели и задачам опроса. Но поскольку в правильно выполненном определении обычно указывается 2–3 таких признака, то деление исследуемого понятия может осуществляться поочередно по каждому из признаков. Возможно также как бы наложенное друг на друга (и поэтому создающее видимость одновременного) деление понятия по двум и более признакам. Но такое деление в любом случае представляет собой сумму произведенных ранее отдельных делений по каждому признаку (основанию) и является чрезвычайно сложной логической операцией, требующей глубокого знания логики, отшлифованных до совершенства навыков операций с понятиями, а также очень глубокого знания предмета исследования. Поэтому в учебном опросе такого рода «снятые», комбинированные логические операции не применяются.

Виды деления понятий удобно рассмотреть при помощи таблицы.

 

 

Таблица

 

Виды деления понятий
Деление понятия по видоизменению признака Дихотомическое деление (деление надвое) Классификация Типология
— деление на основании видообразующего признака. Объем исходного понятия равен сумме объемов полученных понятий. — деление, осуществляемое на основании наличия или отсутствия какого-либо признака. Объем исходного понятия равен сумме объемов полученных понятий — распределение предметов по группам, разрядам, классам. Объем исходного понятия равен сумме объемов полученных понятий. Естественная классификация осуществляется по существенным признакам, вспомогательная классификация производится по несущественным признакам — группировка предметов на основе их подобия определенному эталонному предмету (типу). Объем исходного понятия может быть больше или меньше полученных понятий