Оценка эффективности информационных технологий

Основным критерием оценки ИТ является их эффективность, особенно – экономическая эффективность. Традиционный расчёт прибыли производится с учётом исчисляемых доходов и расходов.

В международном стандарте ISO 9241-11:1998 «Руководство по юзабилити»1 приводится понятие «юзабилити» (от англ. usability), означающее эффект от использования технологии определёнными пользователями в определённых условиях при достижении ими определённых целей.

Этот эффект измеряется эффективностью (качеством результата), продуктивностью (затратами на достижение результата) и удовлетворённостью (субъективным отношением к процессу работы и продукту, а проблемами «юзабилити» занимается эргономика.

Зачастую степень эффективности определяют из того, насколько выгодны решения, принимаемые с точки зрения функционирования систем и устройств, государства, права и бизнеса, образования, культуры и т. д. При этом не самым главным критерием может являться расчёт финансовых вложений. Так, например, если информационные службы высокоэффективны, то не только бизнес, но культура и образование выигривают от их деятельности. В этом случае весьма затруднительно обосновать необходимые капиталовложения в ИТ. Здесь не работают расчёты, сделанные только с учётом экономической эффективности, а обычно учитывается, каких результатов можно достигнуть при создании новой системы или модернизации существующей на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Успех применения ИТ может определяться эффективностью решения основных задач. Некоторые специалисты считают, что обоснование полезности – это искусство маркетинга. Для этого предлагается использовать разработанный Робертом Бенсоном метод «информационной экономики». Такой метод рассматривается как надёжный способ анализа экономической эффективности, позволяющей учитывать качественные выгоды, величина которых определяется методом финансового прогноза с учётом возможных рисков.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определения терминам «пользователи» и «потребители информации».

2. Что означает понятие «конечный пользователь»?

3. Для чего нужен пользовательский интерфейс?

4. Какова сущность диалогового режима? Какие существуют формы диалога пользователя с системой?

5. Назовите и охарактеризуйте три составляющих интерфейса.

6. В чём заключаются возможности пользовательского интерфейса?

7. Чем отличается интерфейс конечного пользователя от интерфейса администратора системы?

8. Назовите свойства графического интерфейса.

9. Перечислите стандарты пользовательского интерфейса.

10. Каковы свойства международных стандартов?

11. Какие международные организации занимаются стандартизацией информационных технологий?

12. Дайте оценку эффективности информационных технологий.