Е). Возникновение и развитие науки международного права.

Наука международного права как обособленная система знаний берет свое начало в первой половине ХVII в. Первый систематический труд – трактат «О праве войны и мира. Три книги» принадлежал выдающемуся голландскому юристу Гуго Гроцию (1583 - 1645 гг.), которого справедливо называют «отцом» науки международного права. Трактат, охвативший основные вопросы международного права, появился более чем за двадцать лет до Вестфальского трактата - в 1625 г., и быстро приобрел мировую известность. Гроций на основе сочетания идей естественного права и изучения действующего позитивного права сформулировал три основных принципа отношений между государствами: суверенность, международное сотрудничество и гуманизм.

После Гроция и в значительной мере под влиянием его трудов в науке международного права сложились три основных направления: естественно-правовое, позитивистское и гроцианское. Представители первого направления (англичанин Томас Гоббс, голландец Барух Спиноза, немцы Христиан Вольф и Саммуэль Пуффендорф) считали, что международное право покоится на воле Божьей, а договоры лишь регистрируют нормы естественного права. Вторые (англичанин Рихард Зеч, немец Иоанн Мозер и др.), напротив, относили к международному праву лишь те нормы, которые закреплены в международных договорах. Именно в среде позитивистов и родился термин «международное право». Третье, гроцианское направление (швейцарец Эмерих Ваттель, голландец Бейнкерсхук, немец Георг Мартенс), сочетало оба элемента учения Гроция и оказалось наиболее жизненным. Особенно важную роль сыграли книга Э. Ваттеля «Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов» (1758 г.) и собрание трактатов Георга Мартенса, выходившее в свет на протяжении почти полутора веков, пока ему на смену не пришло собрание международных договоров Лиги Наций.

В ХIХ в. естественно-правовое направление все больше уступает место позитивному, которое задачи науки международного права сводило в основном к анализу и систематической обработке договоров, обычаев, законодательства, дипломатической и судебной практики. Появляются и получают широкое распространение сборники международных договоров45.

В конце XIX в. в Европе, прежде всего в Германии, появилось нигилистические концепции, которые отрицали международное право как право и сводило его к предписаниям морали (Лассон, Людер) или к «внешнему государственному праву» (Филипп и Альберт Цорны, Кауфман). По мнению Лассона, «кто имеет силу, тот и прав», а договоры только оформляют соотношение сил, которое складывается в результате войны. Данные концепции отражали стремление Германии к экспансии и переделу мира. Но они не нашли широкого распространения.