Международное право Древнего мира (древние века - V в.)

Международное право во второй половине XX – начале ХХI вв.

А). Основные характерные черты международного права Древнего мира:

  • неразвитость международного права (отсутствие межгосударственных отношений в их современном понимании; международная сфера не занимала существенного места в жизни народов и государств; в силу этого не было объективной потребности в установлении и развитии постоянных и разнообразных международно-правовых отношений; главными проявлениями международных отношений являлись торговля и война).
  • регионализм (международные отношения и регулировавшие их правовые нормы складывались и поддерживались в основных известных нам центрах международной жизни древности - Индия, Китай, Вавилон, Греция, Рим, Египет).
  • эпизодичность(в отношениях между государствами отсутствовало постоянство, они, как правило, устанавливались и поддерживались в связи с текущей потребностью и носили непостоянный и непродолжительный характер).
  • преобладание обычных норм над договорными,обусловленное недостаточной развитостью международно-правовых отношений.
  • господство права войны(отношения между государствами строились исключительно с позиции силы, война была основным средством внешней политики древних государств и определяла характер международных отношений – неравноправных отношений господства и подчинения, территориальных завоеваний, превращения побежденных в рабов и работорговля).

Б). Зарождение принципов и институтов раннего международного права.

Особенность правового регулирования международных отношений в разных регионах мира.(Преобладающая сфера правового регулирования – торговля и война, преобладающий источник правового регулирования – международные обычаи; постепенный рост удельного веса международных договоров. Формирование и содержание древнеримского jus gentium).

Дипломатическое право(зарождение обычая устанавливать посольские отношения; данные отношения не носили постоянного характера, часто организовывались для выполнения единовременных поручений; практика направления и приема послов; в Греции направляемому послу вручались две сложенных и покрытых воском дощечки с текстом, которые назывались “дипломами”; в Средние века этот термин был заимствован и использован при формировании термина «дипломатия»; неприкосновенность послов13 , институт проксении и проксенов в греческих городах-полисах, проведение конференций).

Как правило, они не носили постоянного характера, организовываясь часто для выполнения единовременных межгосударственных поручений. Послы в Древнем мире пользовались неприкосновенностью, что являлось вынужденным исключением из общего правила для иностранцев (посол должен донести важные сведения, касавшиеся интересов не только своего государства, но и принимающей стороны).

Договорное право14(разнообразие практики заключения договоров, использование признанного договаривающимися сторонами языка, многообразие видов договоров: союзные, оборонительные, торговые, о ненападении, о перемирии, о капитуляции, о гостеприимстве, о взаимной помощи, о выдаче преступников, институт гарантий договоров. Пример: Древнейшим из дошедших до нас является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 г. до н.э.15 Особенно показательным был международный договор 1278 г. до н.э.: фараон Египта Рамзес II и царь хеттов Хеттушила III заключили «добрый договор о мире и союзе, который должен обеспечить мир и союз навеки»)16.

Право торговли(торговля уже была довольно оживленной, торговые отношения поддерживались как внутрирегиональные, так и между различными регионами древнего мира, уже существовали и торговые обычно-правовые и договорные нормы: о взаимном допуске купцов на территорию друг друга, не препятствовании их торговым операциям и вывозу купленных или обмененных товаров, расчетных знаках и измерениях, в том числе и при обмене или выкупе военнопленных)17.

Право мореплавания (мореплавание и морская торговля стали приобретать межгосударственный характер, необходимость в регламентации морских связей, разработка норм, регулирующих порядок перевозки грузов по морю, найма судов, пользования морскими причалами, распределения убытков в случае кораблекрушения и др.).

Правовой режим иностранцев (для древних обществ характерен общий принцип «чужеземец - враг» и частые от этого проявления ненависти и презрения к иностранцам (в греческом языке - ксенофобия), нестабильность правового положения иностранцев, принцип решения их судьбы «на усмотрение» правителя; в то же время уже встречаются и гарантии прав привилегированных иностранцев, купцов, существование института патроната над иностранцами в римских городах).

Законы и обычаи войны (право каждого государства (т.е. правителя) на войну, повсеместный принцип «чужеземцы - враги», обычай объявления войны, право на завоевание и оккупацию чужой территории; жестокость права: право победителя в войне, право на добычу, право выкупа или обмена военнопленных, право на превращение побежденного населения в рабство; попытки упорядочить и гуманизировать ведение войны: право нейтралитета, формирование и использование мирных средств урегулирования споров, ограничение средств и методов ведения войны18).

В). Международно-правовые воззрения древних мыслителей.

Отсутствие систематизированных знаний и науки о международном праве. Однако отдельные высказывания и позиции ученых представляют и сегодня интерес. Платон советовал правителям в международных делах проявлять умеренность, избегать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов». Это государство имеет свое право—право естественное и право народов. Нормы этого права неизменны. Они обязывают государство в той же мере, как и частное лицо; нормы права народов стоят выше норм внутреннего права.

Цицерон делил войны на «справедливые» и «несправедливые» («Ни одна война не является справедливой, если она не объявлена, если она не предпринята вследствие нанесенной обиды»)19, что оказало огромное влияние на последующие учения о международном праве на средневековых авторов по международному праву. К Цицерону же восходят корни учения об экстерриториальности (внеземельности) послов, которые находятся «как бы вне территории» страны, где пребывают, а потому неприкосновенны для ее властей.

Следует также отметить, что римский юрист Ульпиан (II век) дал международному праву определение, продержавшееся в науке несколько столетий: «Право народов составляют занятие, застроение и укрепление местностей, войны, плен, рабство, постлиминий (восстановление в правах вернувшихся пленных), мирные договоры, перемирия, священный долг не оскорблять послов и запрещение браков с чужеродцами. Правом же народов его называют потому, что этим правом пользуются почти все народы»20.

§3. Международное право средних веков (V – начало ХVII вв.)

Период Средневековья не одинаково протекал у разных народов в разных регионах на разных континентах и растянулся на целых 12 веков – с V до начала ХVII вв.

Средневековый мир делился на три части - христианский мир (Европа), исламский мир (Центральная и Западная Азия, Северная Африка) и «неизвестные земли» (относительно закрытые для европейцев Китай, Япония, Австралия, Америка, Центральная и Южная Африка).

Безусловно, главное влияние на формирование международного права оказали европейские традиции. В Европе падение в 476 г. н.э. Западной Римской империи привело к возникновению на её развалинах целого ряда феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.), которые постоянно трансформировались, распадались, дробились, поглощались друг другом. Наступил длительный период политической раздробленности (V-ХIвв.), когда любой феодал был полновластным правителем на своей земле - «каждые барон – сеньор в своем баронстве». Этот период сменился эпохой укрупнения государств и становления феодальных сословных монархий – развитое Средневековье (ХI-ХV вв.), а затем и формированием сильных централизованных абсолютистских государств – позднее Средневековье (ХVI- начало ХVII вв.). Все эти феодальные публичные образования вступали в межфеодальные международные отношения, для регулирования которых необходимы были социальные регуляторы, в том числе и международно-правовые нормы.

С IX в. в международные отношения активно включилось Древнерусское государство, заключая договоры о мире, международные браки русских князей и княжон и т.д.

А). Основные характерные черты международного права Средневековья.

- монархический характер межгосударственных отношений – в условиях преобладания монархии как формы государства в международных отношениях доминировала личность монарха, имевшего почти неограниченные полномочия в области внешних сношений, договоров, ведении войн, заключении мира на собственных условиях и т.д. Государства отождествлялись с личностью государя. Суверенитет государства выражался в суверенности монарха, т.к. он считался его единственным носителем (король Франции Людовик XIV говорил: "Государство - это я"). В период абсолютизма монархи рассматривались как субъекты международного права.Каждый государь считал себя собственником не только территории государства, но и морей и океанов, омывающих ее берега. Cвои территории вместе с населением они могли дарить21, продавать22, передавать в качестве приданного23 или по завещанию24, сдавать в залог25.

Период феодализма – это постоянные междоусобицы и войны монархов.

- регионализм - отсутствие единого для всех международного права, существование основанных на общем праве региональных политико-правовых систем: Западная Европа, Византия, Средиземноморье, арабские халифаты, Индия, Китай, Киевская, а позднее - Московская Русь.

- выдвижение Европы в центр международной жизни –в силу ряда объективных факторов именно Европа, в первую очередь Западная, стала доминировать в международных отношениях, силой навязывая остальному миру свою межгосударственную идеологию и практику. Для этого были следующие основания: объединившая европейцев преемственность более развитых античных традиций; деятельность католической церкви, ставшей связующим институтом в международных делах и обеспечившей свой политический контроль над правителями Европы.

- доминирующее влияние религии -религия и церковь стали играть решающую роль в международных отношениях, т.к. являлись единственной организованной, строго централизованной и культурной силой во многих регионах мира, доминировавшей над светской властью. Римско-католическая церковь оказывала огромное влияние в Западной Европе, православная – в Византии и на Руси, ислам – среди арабских государств.

- эпизодичность -длямеждународных как общих, так и правовых отношений характерны нестабильность, эпизодичность, постоянная переменчивость.

- господство силы над правом –характерный признак взаимоотношений государств и народов Средневековья. Одним из наиболее его ярких проявлений является так называемое «кулачное право»26.

- преобладание обычных норм над договорными,обусловленное, как и в древний период, неразвитостью международно-правовых отношений.

- стирание различий между публичным и частным в международных правоотношениях -феодальное общество было системой сложных политико-правовых и договорных связей между феодалами разных рангов, в основе которых лежала частная собственность на землю. В силу этих особенностей феодального строя частно-правовые отношения мало отличались от публично-правовых, а частный договор от международного договора.

Б). Упадок и возрождение международного права.

Длительный период феодальной раздробленности характеризуется сворачиванием былой международной активности. Основная общественно-политическая жизнь сосредотачивается в замках и поместьях. Утрачивается практика использования многих принципов и институтов международного права, многие его нормы в течение нескольких веков не были востребованы. Начало активного возрождения международного права в XVI-XVII вв. было обусловлено активизацией международных экономических связей и формированием централизованных государств.Для упорядочения развивающихся экономических, политических, торговых, морских отношений требовались новые и более четкие правовые регуляторы. Начинается процесс систематизации международных обычно-правовых норм, разработки и принятия новых норм международного договорного права.

В). Основные принципы и институты международного права Средневековья.

В качестве основы международных отношений и права выступал принцип господства и подчинения,определявший взаимоотношения постоянно враждовавших государств, характерной чертой которых было подавляющее господство сильных государств над более слабыми.

- Право каждого государства на войну - основополагающий принцип международных отношений и права Средневековья. При неразвитости экономики и товарно-денежных отношений феодал не имел другого эффективного способа увеличить свои материальные (в том числе и земельные) богатства кроме как ведением войны и захватом чужого имущества. Каждый государь имел неограниченное право на войну, стремясь прирастить территорию, население и материальные богатства. Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров.

В период позднего Средневековья, с началом формирования крупных централизованных государств, постепенно получают признание и развитие принципы уважения суверенитета и равноправия государств, хотя в тот период они и сводились еще к суверенитету и равенству самих монархов (все это выражалось заимствованной древнеримской юридической формулой «par in parem non habet imperium» - равный над равным не имеет власти). Эти принципы провозглашались в качестве основы для взаимоотношений крупных европейских государств, но не распространялись на более мелкие и слабые государства и на неевропейские государства.

- Договорное право – развивается практика, особенно с началом укрупнения государств, заключения и исполнения международных договоров. Предметом договоров были: создание военно-политических союзов, заключение перемирия или мира, территориальные изменения, торговля, консульства, покровительство, вопросы судоходства по рекам и морям и др. Договоры носили личностный характер (заключались от имени правителя или его наследника), составлялись в письменной форме и на языках сторон, хотя сохранялась практика и устных договоров. Длинные преамбулы подробно перечисляли все титулы и владения государей, что часто использовалось ими для своеобразной международно-правовой легализации своих территориальных приобретений и владений27. Содержательная часть договоров стала разбиваться на статьи. Применялись различные виды гарантий соблюдения договоров (клятвы, поручительство третьих государств или Папы Римского, залог людей /как правило, членов семьи монарха/28, залог ценностей, территории и др.). На Карфагенском церковном соборе (438 г.) был официально сформулирован один из важнейших международно-правовых принципов - принцип добросовестного выполнения международных обязательств (расta sunt servanda – договоры должны соблюдаться).

- Международные конференции – входит в обычай практика международных соборов, конгрессов, съездов. В период политической раздробленности - огромная роль церковных соборов с участием как духовенства, так и светских государей (многими учеными они рассматриваются как прототип последующих конгрессов и конференций29). Помимо обсуждения церковных вопросов соборы выполняли также функцию кодификаторов обычных норм международного права. Наиболее важные из них: Карфагенский (438 г.), Латеранский (1139г.), Лионский (1245г.), Второй Лионский (1274г.) С появлением крупных государств стали проводиться и чисто светские международные конгрессы и съезды государей или их послов. Впервые светский Вселенский собор собрался в Луцке в 1429 г. для урегулирования спора между Польшей, Литвой и Тевтонским орденом.

- Развитие дипломатического и консульского правабылообусловлено началом интенсивных внешнеэкономических отношений и формированием крупных государств. Обмен посольствами становится более регулярным. С XV в. в практику входит обмен постоянными посольствами. В обязанности послов в стране аккредитации входило: поддержание постоянной связи между двумя монархами, ведение переговоров, изучение общественно-политической системы страны пребывания и получение информации о происходящих событиях, доведение собранной информации до своего правительства. Послы представляли за границей самого монарха и поэтому наделялись особыми привилегиями и иммунитетами, проистекавшими, как считалось, из суверенитета монарха. Разрабатывается изысканный дипломатический церемониал, входят в обычай верительные грамоты, пышный прием послов. Расширяются дипломатические привилегии и иммунитеты; неприкосновенность, присущая дипломатам, распространяется и на посольские помещения, признается неподсудность дипломатов местным судам за долги и преступления, послов стали освобождать от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. За нарушение посольской неприкосновенности потерпевшее государство вправе было применить жесткие ответные действия, а к нарушителю применить суровые меры наказания; в христианских государствах - вплоть до отлучения от церкви.

С ростом городов, торговли и мореплавания стал формироваться институт постоянных консулов. Этому способствовали и «крестовые походы» (1096-1291 гг.) на Восток. Организация консульской службы, права и обязанности консулов регулировались специальными двусторонними консульскими конвенциями, а также внутренним законодательством государств. Консульствам были предоставлены значительные права по защите в другом государстве торговых и других прав и интересов своего государства и его подданных, в области судебной и административной юрисдикции, оказания правовой помощи и покровительству подданных своего государства.

Расширение посольской и консульской деятельности вызвало необходимость учреждения и особых центральных государственных органов, специально ведавших бы вопросами внешних сношений. В Византии уже в VI в., в Японии – в VII в., а в Западной Европе с XV-XVI вв. стали возникать министерства иностранных дел (имевшие разные названия – «государственный совет», «тайный совет», «секретная канцелярия». В 1549 г. создается «посольский приказ» в России).

- Морское право развивалось под влиянием борьбы государств за обладание морями. Пользование морскими пространствами регулировалось нормами обычного права. Прилегающие к суше морские просторы государи рассматривали в качестве “наследия”, приобретаемого ими вместе с береговой территорией. В стремлении расширить власть они объявляли своей собственностью целые моря и океаны. Так, в XV в. господствовавшие тогда в мире морские державы Испания и Португалия в заключенном ими Тордесильясскомдоговоре 1494г. разделили между собой Атлантический океан и фактически поделили весь известный тогда европейцам мир30. Однако уже к началу XVII в. начинает преобладать мнение, что Мировой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех. Развитие экономических связей и международной торговли, географические открытия новых земель привели к бурному развитию мореплавания и вызвали необходимость правового упорядочения сложившихся морских обычаев и пересмотра правового статуса моря. Формируются новые институты морского права. Провозглашается и постепенно утверждается принцип свободы судоходства в открытых морях и океанах для всех государств. Международное признание получили сборники, кодифицирующие морские обычаи и судебные решения и обосновывающие принцип свободы морей и норм морской войны(например, Олеронские правила, или Олеронские свитки (Lex de Oleron), Иерусалимские ассизы (Assizes de Jerussalem), сборник Консолато дель маре (Consolato del Mare) - Кодекс добрых обычаев моря, Морской ордонанс Людовика XIV и др.). Эти сборники имели огромное значение не только для моряков и купцов того периода, но и для судей и консулов, отправлявших правосудие по морским спорам.

ВСредние века сложилась норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды. Поскольку считалось, что суверенная власть государства заканчивается там, где кончается сила его оружия, ширина территориальных вод была определена в соответствии с дальностью полета пушечного ядра береговой артиллерии - три морские мили.

- Береговое право – сформировавшаяся в Средние векасовокупностьобычно-правовых норм, предоставлявших право каждому владельцу берега моря (или любой его части) присваивать себе всё, что выбрасывает море на берег или спасенное во время кораблекрушения или гибели судов. Это варварское право распространялось не только на вещи (например, на корабль, его груз и снасти), но и на весь экипаж и пассажиров, безразлично, вытащены ли они были из воды живыми или мертвыми. Живых брали в плен, мертвые подвергались полному разграблению; могли также получать за них выкуп от семьи или родственников.

- Права иностранцев. Положение иностранцев продолжало оставаться очень тяжелым: они находились в полной зависимости от феодала-правителя, их личная безопасность и неприкосновенность имущества не были обеспечены, в случае прибытия в страну без разрешения они закрепощались, а их выезд из страны облагался налогом. После смерти иностранца его имущество переходило к иноземному государю на основе «права неожиданной прибыли».

Положение стало улучшаться в период развитого Средневековья. Усиливающиеся торговые связи требовали и нового подхода к правам иностранцев. С началом формирования крупных государств королевская власть стала предпринимать шаги по ограничению произвола феодалов в отношении иностранцев. В международные договоры стали включаться статьи о статусе иностранцев. Государства брали на себя юридические обязательства покровительствовать иностранцам, не допускать дискриминационных ограничений, предоставлять им такие права, как свобода обращаться в местные суды, право вывоза наследуемого имущества, и др. Некоторые договоры содержали обязательство сторон обеспечить переход имущества умершего иностранца к его наследникам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец. С XVIII века в торговые договоры начало включаться условие о режиме наибольшего благоприятствования для иностранцев.

- Примирительные процедуры – применялись различные способы разрешения международных споров и примирения спорящих сторон (переговоры, посредничество, арбитраж, третейские суды). Международные конфликты становятся предметом рассмотрения как вселенских соборов церкви, так и светских съездов государей или их послов. Так, вопросы войны и разрешения споров рассматривались на съездах 1201 г. в Тарасконе и 1429 г. в Луцке. В 1317 г. в споре между королем Франции и герцогом Фламандским судьей выступил папа Иоанн XXII. В качестве арбитров выступали не только духовные и светские лица, но даже парламенты и известные университеты. Практиковалось также заключение специальных договоров об арбитраже. Известен договор об арбитраже, заключенный в 1343 г. между Вольдемаром Датским и Магнусом Шведским.

- Законы и обычаи войны оставались весьма жестокими. Различий между войсками и мирным населением еще не проводилось. Повсеместно применялось «право добычи»: захваченные города и села отдавались на милость победителя и подвергались разграблению, пленные считались добычей захватившего их лица и могли быть возвращены за выкуп, раненые бросались на произвол судьбы. Определенное влияние на формирование правил войны и введение воинской дисциплины оказало появление института рыцарства. Основой армии в Европе до XIV в. были рыцари-дворяне. Рыцарский кодекс31, основанный на нормах чести и достоинства, обязывал воинов-рыцарей защищать слабых и угнетенных, бороться против произвола и грубого насилия. Однако он применялся лишь к войнам между рыцарями и не распространялся на войны с «иноверцами».

Попытки ограничить жестокости войн, закрепить определенные законы и обычаи ведения войны. В этом отношении следует назвать решения церковных соборов Х—ХI1 вв. установить разные виды «замирений»: «замирение по субъектам» - в военных действиях не должны были участвовать лица духовного звания, паломники, вдовы, купцы, дети до 12 лет; «замирение по объектам» - из сферы военных действий исключались церкви, дома духовенств; «замирение по способами» - например, Латеранский собор 1139 г. запретил под страхом церковного проклятия пользование орудиями для метания и огнестрельным оружием – арбалетами; «замирение по времени» - запрещение военных действий в праздники и в определенные дни недели ("Божий мир" и "Божье перемирие"). Но все это не дало желаемых результатов – жестокость войн продолжалась.

Г). Взгляды средневековых мыслителей и юристов на международное право.

В средние века науки международного права как систематизированной системы знаний не было. Отдельные высказывания международно-правового характера встречаются в трудах богословов, философов, авторов по римскому и каноническому праву.В XII—XIV вв. значительную роль играли толкователи и комментаторы римского права – глоссаторы и постглоссаторы. Зарождение науки относится к периоду начала формирования в XVI в. абсолютистских государств.

В период Средневековья появляются проекты установления «вечного мира»; наиболее известный из них - проект чешского короля Иржи Подебрада (1420—1471 гг.) о создании союза европейских государств, во главе которого стоял бы съезд представителей монархов, призванный ограничить интриги папства в международной политике, сплотить силы европейских государств перед лицом турецкого нашествия и обеспечить мир в Европе Должен быть создан международный суд для разбора споров между монархами и применения санкций против нарушителей международного права и «ослушников» решений союза.

Д). Влияние Руси и Московского государства на развитие международного права.

Киевская Русь и другие русские княжества, а позднее и Московское государство поддерживали оживленные сношения с Византией, Скандинавией, Балканами, Западной Европой32. Их международно-правовая практика имела свои особенности. В заключенных договорах содержались положения, в ряде случаев более передовые, чем на Западе (о взаимной помощи против общих врагов, обмене пленными не только за выкуп, но и безвозмездно, неприкосновенности мирных жителей во время войны, взаимном праве свободного въезда и торговли, праве беспошлинной торговли, передаче имущества после смерти наследникам, наказании иностранцев за преступления, ответственностиза убийство посла, заложника и священника. Развивалось посольское право: входят в обиход дипломатические ранги (посол, посланник, гонец), особые дипломатические правила и процедуры; учреждаются постоянные посольства; послы даже вражеских государств пользовались неприкосновенностью. Активно применялись мирные средства разрешения международных споров. В 1557 г. было заключено соглашение со Швецией о создании смешанной комиссии для «учинения после бывшей войны в обидных делах управы». Россия обращалась и к посредничеству. Так, Россия заключала мир с Польшей в 1582 г. при посредничестве папы римского, а в 1655 г. - германского императора. Для Руси характерна также гуманизация военных обычаев; война должна объявляться, отношение к раненым, военнопленным и гражданскому населению на оккупированной территории должно быть гуманным.

Зарождение начал русской науки международного права относится к концу XV века. Печатных произведений в это время было мало; общеполитические сочинения Максима Грека и Юрия Крижанича, в которых затрагивались вопросы и международных отношений и права, появляются лишь с XVII века. Однако и литературные памятники, и опубликованные официальные высказывания русских государственных деятелей и дипломатов, дипломатические документы, отчеты послов («статейные списки») свидетельствуют о прогрессивном для того времени направлении научной мысли России по основным проблемам международного права: войны и мира, правового положения послов, источников права (признавались обычай и договор) и др.

§4. Международное право Нового времени (XVII – начало XX вв.)

А). Изменение характера международных отношений.

Существенные изменения в системе международных отношений и качественные преобразования международного права в первой половине XVII в. были обусловлены следующим:

- формированием централизованных государств,

- революционными внутригосударственными событиями в ряде стран Европы,

- международными преобразованиями, вызванными Тридцатилетней войной и историческим Вестфальским конгрессом 1648 г.,

- великими географическими открытиями новых земель,

- широкомасштабными колониальными захватами,

- бурным развитием мореплавания,

- невиданным до тех пор всплеском международной торговли.

Б). Основные черты международных отношений и права этого периода следующие:

- война остается нежелательным,но в целом законным средствоммеждународных отношений.

- договор постепенно становится преобладающим источником международного права;

- начинается институционализация международно-правовых отношений посредством конгрессов и конференций, а с середины XIX в.- и созданием международных организаций;

- активное развитие колониализма в явной (путем захвата территорий) или в завуалированной форме (посредством неравноправных договоров).

В целом международное право продолжает базироваться на многих принципах феодального периода. «Право силы» и «право государства на войну» по-прежнему рассматриваются как неотъемлемый элемент суверенитета государств. Само международное право рассматривается как «международное право цивилизованных христианских государств», а его субъектами признаются только государства Европы и Северной Америки.

Все остальные государства и народы – это не субъекты, а объекты международного права, на территориях которых европейские державы должны устанавливать по своему усмотрению публичную власть над «туземцами», а сами эти территории являются объектом для завоеваний, продаж, обменов, переделов, передач от одного европейского государства другому. «Заморские» территории по-прежнему являются яблоком раздора и войн европейских держав.

В то же время под воздействием идей естественного права на европейском континенте происходит пересмотр многих положений феодального международного права. На смену правовым нормам и практике, закреплявшим суверенитет монарха, постепенно утверждаются идеи и практика признания суверенитета народа, осуществляющего его прямо или опосредованно (суверенитет нации – во Франции, суверенитет парламента – в Англии, суверенитет государства – в Пруссии). Все народы и созданные ими государства независимы, суверенны и равноправны, вне зависимости от численности населения и размеров территории, на равных обладающие основными правами и обязанностями. Стало признаваться наличие у народов ряда основных прав: на самосохранение, на территорию, на независимость, на международное общение, которые со временем были признаны и за государствами. Утверждается принцип национальности, под которым тогда понимали право каждой нации выделиться из состава или войти в состав какого-либо государства.

В). Договорное закрепление изменений правовых основ международных отношений.

Важнейшим международным политико-правовым событием на рубеже Средневековья и Нового времени явился Вестфальский мирный конгресс 1645-1648 гг., завершивший Тридцатилетнюю войну в Европе33, рассматриваемый большинством ученых как исторически эпохальный, заложивший на несколько веков основы новой системы международных отношений и права.

На Конгрессе 24 октября 1648 г. был подписан Вестфальский мирный трактат, который:

- установил новую систему политического сосуществования государств в Европе,

- признал качественно новые, ранее не существовавшие принципы международных отношений и права: политического равновесия, юридического равноправия, независимости светской власти от власти духовной,

- признал необходимость согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы уже не на религиозной, а на светской основе,

- предусмотрел применение коллективных санкций против государств-агрессоров,

- сформулировал декларативную теорию признания политико-территориальных преобразований и событий,

- предусмотрел для всех участников-участников «право на территорию и верховенство»,

- юридически закрепил территориальные изменения и новые границы государств в Европе,

- юридически закрепил политическую раздробленность Германии, признав суверенитет за 355 княжествами, входившими в состав Германской империи,

- признал независимость Швейцарии и Голландии,

- признал равноправным участником международного общения Московскую Русь,

- признал предпочтительность мирных средств разрешения споров,

- провозгласил свободу плавания по Рейну для прибрежных государств,

- отменил взимание пошлин за плавание прибрежными феодалами,

- трансформировал статус консулов,

- оказал существенное влияние на дальнейшее развитие международного права.

Вестфальский трактат закрепил гарантами выполнения его положений победителей - Францию и Швецию, заложив основы становления института международно-правовых гарантий.

Трактат стал юридической основой для всех международных договоров и отношений на полторы сотни лет, вплоть до Великой Французской революции конца XVIII в.

Вестфальский конгресс положил начало практике международных конференций как форума для коллективного обсуждения и согласованного разрешения возникающих общемировых проблем. Она продолжена последующими конгрессами, оказавшими существенное содействие международно-правовому развитию, хотя нередко принимали и противоречивые решения.

Утрехтский конгресс 1713-1715 гг. подтвердил принцип политического равновесия государств, закрепил принцип наибольшего благоприятствования как одной из основ международной торговли и мореплавания, но в то же время утвердил многочисленные переделы и передачи территорий от одного государства к другому как результат войны, закрепил за Англией монопольное право на захват и продажу африканцев в качестве рабов в испанские колонии в Америке.

Ништадтский конгресс 1721 г. завершил 20-летнюю Северную войну, превратил Балтийской море из «шведского озера» в открытое море, закрепил выход в него России.

Версальский конгресс 1783 г. признал независимость от Англии нового крупного государства - Соединенных Штатов Америки.

Венский конгресс 1814-15 гг. признал постоянный нейтралитет Швейцарии34, ввел запрет работорговли, частично кодифицировал дипломатическое право35, уточнил статус международных рек36, впервые в истории предпринял попытку привлечения физического лица к индивидуальной международно-правовой ответственности – объявил Наполеона «вне общества» и попытался судить его перед ареопагом держав-победительниц за нарушение международных договоров и развязывание войны. Но эти державы (Австрия, Англия, Пруссия и Россия) не решились организовать суд и ограничились политической ссылкой Наполеона на остров Св. Елены. В то же время конгресс провозгласил законность коллективных интервенций в защиту легитимизма, существующих режимов (тогда - монархий) и границ, создал для этой защиты Священный Союз37.

Парижский конгресс 1856 г. заменил принцип легитимизма на новую политическую систему – «Европейский концерт» как форму сотрудничества держав на принципе их равновесия, признал Турцию равноправным субъектом международного права, упразднил каперство38, объявил нейтрализованным Черное море (проход через проливы Босфор и Дарданеллы для военных судов всех держав – и Россию - был запрещен), утвердил правовой режим Дуная, провел частичную кодификацию морского права, закрепив условия морской блокады и захвата военной контрабанды.

Берлинский конгресс 1878 г. закрепил коллективное признание независимости Сербии, Черногории и Румынии (но предоставил Австро-Венгрии право на оккупацию Боснии и Герцеговины), провозгласил принцип недопустимости дискриминации по религиозным признакам в пользовании гражданскими и политическими правами при занятии публичных должностей.

Берлинская конференция по разделу Африки 1884 г. установила новые правила т.н. «первичной оккупации» колониальных и «ничейных» территорий - оккупация должна быть действительной, а не номинальной (правило эффективности), а также признанной, хотя бы и молчаливо, другими державами (правило нотификации).

Но особое место в развитии международных отношений и права занимают Первая Гаагская конференция мира 1899 г.39 и Вторая Гаагская конференция мира 1907 г., состоявшиеся по предложению России, на которых были приняты 19 конвенций и деклараций, направленных создание правовых основ международных отношений, мирного урегулирования споров, ограничения средств и методов ведения войны и защиту отдельных категорий сражающихся40.

Г). Развитие основных принципов и институтов международного права.

- Договорное правовсестороннее развивается. Растет количество и усложняется содержание договоров, особенно политических, экономических, торговых, консульских, транспорта и связи, санитарии и т. д. Возникли новые виды договоров (о патентах, авторских правах, правовой помощи, выдаче, арбитраже). Формы договоров приобретают современный вид. Исчезает подробное перечисление различных титулов, знаков отличий и орденов уполномоченных. Появляются приложения к договорам. Договоры стали восприниматься как обязывающие государство, а не правителя41. Основой договора признается наличие согласия сторон. Двусторонние договоры стали составляться на языках обеих сторон, а многосторонние - на французском, а позже и английском языках. При подписании стал использоваться примененный на Венском конгрессе 1815 г. принцип альтерната. Многие многосторонние договоры стали открытыми, предусматривавшими возможность присоединения к ним новых государств. Основными способами обеспечения договоров вместо призыва к богам, клятв, поручительств пап римских, обменов заложниками, заклада ценностей становятся международно-правовые гарантии, поручительство государств. Повышается роль ратификации договоров. Право ратификации в большинстве государств переходит от монархов к парламентам. В связи с этим входят в практику секретные договоры о разделе и переделе мира и «исполнительные соглашения», которые не обсуждались в парламентах. С увеличением числа многосторонних договоров постепенно формируется институт оговорок.

- Право войнывойна продолжает рассматриваться правомерным средством внешней политики государств и способом разрешения их споров. По образному выражению Иммануила Канта, международное право было «правом на войну, правом во время войны и правом после войны»42. Даже на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. государства еще не решились объявить войну вне закона, и в принятой 18 октября 1907 г. конвенции «Об открытии военных действий» определили войну, объявленную соответствующим образом, вполне правомерной43. Стало постепенно утверждаться положение, что вопросы объявления войны и заключения мира являются прерогативой высших органов законодательной власти.

- Право на аннексию и на контрибуцию – каждое государство в случае победы в войне имело право на аннексию - отторжение территории побежденного государства и присоединение ее к своей территории. С аннексией тесно связана контрибуция - право государства-победителя облагать побежденных данью (материальной или денежной), характер, размер и сроки которой зависели от победителя. Но постепенно признается, что оккупация не должна вести к аннексии. Оккупация - лишь временное занятие территории, не связано с изменением ее государственной принадлежности, конфискацией собственности населения и изменением местного управления.

- Право на колонизацию «нецивилизованных» территорийпродолжались удержания в колониальной зависимости ранее захваченных территорий и осуществлялись новые колониальные захваты, устанавливались полуколониальные режимы в Китае, Турции, Персии, Египте, Марокко, Тунисе и в других странах, закрепившиеся посредством так называемых капитуляций и различных видов неравноправных договоров (о протекторатах, сферах влияния и т.п.)44 .

- Международное морское право - введены основные начала морского международного права. Окончательно закреплена свобода мореплавания, официально отменено каперство, закреплены такие важные нормы, как нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, нейтральный груз не подлежит захвату под неприятельским флагом, право воинского конвоя для защиты торговых судов, об обращении торговых судов в суда военные.

- Правовое положение иностранцевзначительно улучшилось. Ряд государств приравнял их в гражданских правах к собственным гражданам, т.е. им стал предоставляться "национальный режим" в соответствии с принципом, согласно которому у всех людей независимо от их государственной принадлежности есть неотъемлемые естественные права.

- Гуманизация законов и обычаев войны нашла отражение в международных договорах, направленных на их кодификацию. Начало положили принятые в Женеве в 1864 г. Конвенция об улучшении участи раненных и больных воинов во время сухопутной войны и в Санкт-Петербурге в 1868 г. Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Наиболее полная кодификация проведена в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг.

Все эти международные договоры установили:

- разделение населения государства в случае войны на комбатантов (сражающихся) и собственно мирное население (лиц, не принимающих участия в военных действиях).

- разделение вооруженных сил на комбатантов (воюющих) и некомбатантов (нестроевой обслуживающий персонал армии - интенданты, военные корреспонденты, священники и т.д.).

- ведение военных действий допустимо только против "комбатантов" (сражающихся).

- не допускается ведение военных действий против «некомбатантов».

- объектами военных действий не должно быть мирное население.

- воюющие обязаны заботиться о больных и раненых неприятеля.

- военнопленные должны рассматриваться как лица, временно задержанные с целью ослабления вооруженных сил неприятеля; предписывалось гуманное обращение с ними.

- запрещалось применение на войне отравленного оружия и средств, причиняющих излишние страдания и не вызванных военной необходимостью.

- военная оккупация - это временное занятие по военным соображениям неприятельской территории, которое не означает перехода суверенитета к оккупанту и отмене местных законов.

- установлены более четкие права и обязанности нейтральных государств, сужен круг предметов военной контрабанды, уточнены нормы права нейтральной торговли.

В то же время в гражданских войнах и при подавлении национально-освободительных движений колониальные державы не считали себя связанными никакими законов и обычаев войны.

- мирные способы разрешения международных споров - Гаагские конвенции закрепили систему мирных средств разрешения споров между государствами (добрые услуги, посредничество, следственные комиссии, международный третейский суд на постоянной основе).

- создание и развитие международных организаций –во второй половине ХIХ в. начинается институционализация международного права. Появились первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международный железнодорожный союз (1886 г.) и др. Росло их число, увеличивалось членство, разнообразилась компетенция, повышалась роль в обеспечении международного сотрудничества.

Д). Зарождение новых принципов и институтов международного права, которые затем разовьются и закрепятся в последующие века.

- закладывается основа для формирования международно-правовых принципов и норм, касающихся основных прав и свобод человека. Под влиянием идей естественного права о том, что все люди на Земле рождаются и живут свободными и равными в правах, а свобода, собственность, безопасность и сопротивление к угнетению являются естественными и неотъемлемыми правами, начинается процесс гуманизации многих норм и принципов международного права (запрещение работорговли, защита отдельных категорий лиц во время войны).

- вносятся принципиальные новшества в практику территориальных изменений между государствами, впервые применяется плебисцит (голосование населения передаваемой территории) при присоединении к Франции Авиньона в 1791 г., в 1792 г.- Савойи, в 1793 г. - Ниццы. Население территорий, передаваемых от одного государства к другому, получило право выбора гражданства (оптация). Однако плебисцит не применялся в отношении народов Азии и Африки.

- признается принцип свободы открытого моря, чему в немалой степени способствовала провозглашенная 28 февраля 1780 г. Россией Декларация о вооруженном нейтралитете, требовавшая обеспечения свободы морского судоходства для нейтральных государств.

- объявляются свободными для плавания судов и торговли реки, протекающие по территории нескольких государств (сначала прибрежных, а потом и всех других) - Рейн, Маас, Висла - в Европе; Миссисипи и Св.Лаврентия - в Америке, Конго и Нигер - в Африке. Реки объявлены общей и неотчуждаемой собственностью всех государств, по территории которых протекали.

- заменяется феодальное понятие подданства на демократическое понятие гражданства, включившее уже не только обязанности, но и права лица по отношению к государству.

- признается право убежища для иностранцев, изгнанным из своего государства «за дело свободы» и подтверждается тем самым обязанность невыдачи политических эмигрантов.