Старообрядческое предпринимательство

 

Большое влияние на становление частного предпринимательства оказывали вопросы вероисповедания. Церковный раскол XVII в. имел далеко идущие последствия как политического, так и экономического характера. В огромной своей массе приверженцы старины были грамотными, начитанными людьми и принадлежали к торговому классу. Лишенные некоторых общегражданских прав, в частности права поступать на государственную и общественную службу, они обратили всю свою энергию в торгово-промышленную сферу. Преследования властей наложили отпечаток на уклад жизни и деловую практику старообрядцев. Это были люди «трезвого» поведения, сплоченные тяжелыми условиями жизни и помогавшие друг другу во всех начинаниях. Предприимчивость поддерживалась не только морально, но и материально. К середине XVIII в. правительство смягчило свое отношение к ним, и «ревнителям старины» уже не приходилось скрывать своих взглядов.

 

В Приуралье многие железоделательные заводы принадлежали старообрядцам. В XVIII в. владельцы заводов получили разрешение принимать и селить у себя бежавших раскольников, не выдавая их властям. Скоро многие заводские селения стали состоять сплошь из раскольников. Существовали целые округа, принадлежавшие владельцу-старообрядцу. Разработка золота в окрестностях Екатеринбурга была положена старообрядцем Марковым. Чуть позже, в начале XIX в., им принадлежали мукомольное производство в Нижнем Новогороде (Бугров), рыбные промыслы на Волге (Сапожников) и многие другие торговые и промышленные заведения в различных регионах страны. Со временем сложились целые старообрядческие экономические районы со своими промыслами, ремеслами, торговлей и промышленностью. В Тверской губернии (Ржев, Кимры) — кожевенное дело, в Архангельской и Вологодской губерниях — почти все лесные и рыбные промыслы создавались и находились в их руках.

 

В Олонецкой губернии в конце XVII в. возникла знаменитая Выгорецкая Поморского толка обитель. В начале XIX в. в ее владении находилось до 400 тыс. десятин земли. Население занималось хлебопашеством, скотоводством, завело мастерские: кожевенные, переплетные, литейные, ткацкие, швейные, ловило рыбу и тюленей. До 200 писцов занимались перепиской книг для продажи. Их суда с хлебом ходили по Белому морю и доходили до Шпицбергена.

 

К XIX столетию старообрядцы стали возвращаться в Москву. «Их предприимчивость, практическая сметка, воспитанная в житейских бурях, — отмечалось в одном из трудов, посвященных первопрестольной, — тесная сплоченность и групповая поддержка скоро выдвигают старообрядцев в первые ряды московского купечества. В первую половину XIX в. почти все крупнейшие торговые и промышленные фирмы Москвы находятся в руках старообрядцев. Морозовы, Гучковы, Рахмановы, Шелапутины, Рябушинские, Кузнецовы, Горбуновы и многие другие московские миллионеры принадлежат к старообрядцам». На это же обстоятельство указывал и известный немецкий исследователь российской экономики Г. Шульце-Геверниц, считавший старообрядчество сродни движению квакеров в Англии.