Организация работы пользователя в сети ИНТЕРНЕТ и отношения с провайдером

 

Выход пользователя в сеть Интернет осуществляется через провайдера, связь с которым может быть организована одним из следующих способов:

· доступ по коммутируемым телефонным линиям связи (Dial-Up). Благодаря доступности и относительно невысокой стоимости остается самым популярным в России средством выхода в Интернет. При этом устанавливается IP-соединение и модем пользователя через телефонную линию связывается с модемом провайдера. Соединение осуществляется только на период сеанса (по желанию пользователя), после чего связь с Интернет разрывается. Единственным ограничением при работе пользователя (при условии оплаты услуг провайдера) является качество связи, определяемое состоянием линии связи и возможностями модема пользователя. Для данного способа доступа характерны: низкая скорость передачи данных (максимум 56 Кбит/с), что не позволяет принимать из сети и смотреть видеофильм или слушать музыку высокого качества в реальном времени; невозможность приема телефонных звонков из-за занятости линии связи во время сеанса;

· коммутируемое подключение через каналы ISDN. При этом способе связи между клиентом и провайдером обеспечивается цифровая передача данных посредством двух каналов, каждый из которых имеет гарантированную пропускную способность 64 Кбит/с. Для реализации такого соединения необходима прокладка двух цифровых линий связи к помещению клиента, одна из которых будет подключена к компьютеру, а другая к ISDN-телефону (возможно использование обычного телефона при наличии дополнительного ISDN-устройства с аналоговым выходом). ISDN-подключение возможно только через цифровую АТС. Данный вариант подключения менее распространен из-за значительных затрат как на установку оборудования, так и на оплату трафика;

· постоянный (круглосуточный) выход в Интернет по выделенной линии связи. Предполагается, что такая линия, обычно это “витая пара”, обеспечивает высокую скорость передачи данных (до 100 Мбит/с). В связи с высокой стоимостью этот наиболее совершенный режим доступа в Интернет используется средними и крупными структурами для подключения своих локальных вычислительных сетей. В последнее время данный способ стал применяться при организации домашних компьютерных сетей, когда несколько десятков пользователей большого дома подключаются к одному Интернет-каналу и за небольшую плату (общие затраты распределяются между всеми участниками) имеют возможности как для работы в сети Интернет, так и для обмена сообщениями между своими компьютерами;

· несимметричный доступ с использованием спутниковой связи. По статистике провайдеров около 85% информации при работе в сети Интернет является входящей. К исходящей информацией относятся запросы к серверам сети и оправка электронной почты. По исходному проекту DirectPC пользователь, установив у себя спутниковую тарелку с ориентацией на связной спутник, после соединения с провайдером обычным образом через модем, активизирует спутниковый канал на прием данных со скоростью до 400 Кбит/с. Подобную услугу через систему спутникового телевещания в течение ряда лет оказывала компания “НТВ”. В настоящее время такой способ доступа в Интернет с высоким уровнем оплаты предоставляет компания “Омиком”. На Западе большинство занимающихся спутниковым телевидением компаний предоставляют такой доступ к сети Интернет практически за бесценок. На время сеанса работы с сетью телефонная линия занята.

Известен и ряд менее распространенных в настоящее время вариантов доступа к сети Интернет: подключение через радиомодем, использование каналов кабельного телевидения, прменение ADSL-модемов, система HomePNA (два последних варианта базируются на имеющихся телефонных линиях связи) и др.

Оплата провайдеру за доступ в Интернет может осуществляться по различным схемам (включая эксклюзивные варианты). При работе в режиме Dial-Up используется повременная схема оплаты, при которой сумма оплаты определяется пропорционально времени доступа в Интернет (вне зависимости от объема пользовательского трафика). При этом покупается интернет-карта или заключается договор с провайдером. Для более равномерной загрузки своего оборудования (и соответственно роста доходов) оплата за доступ в Интернет в наименее посещаемое ночное время уменьшается по сравнению с дневным периодом. При работе по выделенной линии провайдеры используют схему оплаты с учетом пользовательского трафика. В зависимости от объема трафика различают следующие виды тарифов: индивидуальный, экономный, базовый, активный и профессиональный. В указанном перечне сумма абонентской платы возрастает последовательно от тарифа к тарифу, при этом значительно быстрее растет объем предоплаченного трафика, что в пересчете на единичный объем передаваемых данных делает наиболее эффективным профессиональный тариф. Кроме того, дополнительным стимулом является снижение стоимости передачи единичного объема данных сверх предоплаченного (в счет абонентской платы) трафика при переходе от индивидуального тарифа в сторону профессионального.

При размещении собственного Web-сайта необходимо тщательно подойти к выбору хостинг-провайдера (провайдера, обеспечивающего размещение на своем сетевом оборудовании сайтов различных пользователей, т.е. провайдера, предоставляющего один из видов сетевого сервиса). При этом следует принять во внимание ряд факторов: наличие перебоев в работе сервера хостинг-провайдера, периодическое отсутствие доступа к серверу в час пик (иногда это растягивается практически на весь рабочий день), низкая скорость загрузки сайта в браузер. Подобные недостатки присущи многим российским хостинг-провайдерам как бесплатно предоставляющим услугу (в качестве компенсации провайдер размещает на Web-сайте пользователя свой рекламный баннер), так и действующим на платной основе (в основном это объясняется использованием провайдерами каналов связи с недостаточной пропускной способностью).

Хостом (хост-компьютером) изначально называли компьютер, непосредственно подключенный к сети Интернет, через который пользователь мог получить доступ к Интернет со своего компьютера. На хосте запускаются имеющиеся на нем программы-клиенты, которые позволяют получить доступ к нужному серверу сети. Такое коммутируемое подключение к сети отличается тем, что обеспечивает доступ только к тем программам-клиентам, которые имеются на хост-компьютере. При этом получаемые из сети данные сначала поступают на хост, а затем передаются на компьютер пользователя. Используемое в последние годы провайдерами подключение компьютеров пользователей к сети по коммутируемым каналам с протоколами SLIP или PPP, благодаря особенностям протоколов позволяет фактически превратить эти компьютеры в хост-компьютеры с полноценным прямым доступом к любым ресурсам сети. Следовательно, в настоящее время можно считать хост-компьютерами и пользовательские компьютеры, подключенные к сети Интернет.

При выборе провайдера необходимо учитывать следующие особенности:

· близость провайдера к глобальному каналу Backbone (хребту) Интернета, что определяет потенциальные возможности канала связи по скорости обмена данными;

· надежность и стабильность сервера (в том числе и в часы пик);

· объем предоставляемой пользователю памяти на сервере (для почтового ящика Web-сайта и т.п.);

· наличие посторонней рекламы на сервере;

· скорость загрузки сайтов;

· стоимость предоставляемых услуг и др.

Работа пользователя в сети Интернет начинается с процесса установления сеанса связи с провайдером (предполагается широко распространенный вариант работы пользователя в режиме Dial-Up с предоплатой посредством интернет-карты или договора с провайдером). Подключиться к провайдеру можно либо с помощью средства Удаленный доступ с последующим вызовом программы работы с Интернет, либо непосредственным запуском программы работы с Интернет, которая сама установит связь с провайдером. В связи с широким распространением ОС Windows 95/98/NT/2000/XP наибольшей популярностью при работе в сети Интернет пользуется браузер Microsoft Internet Explorer. Мастер подключения к Интернету может быть вызван непосредственно из браузера или через соответствующий ярлык на Рабочем столе дисплея. До начала первого сеанса необходимо создать новое Соединение с заданием номера телефона провайдера, через который обеспечивается выход в сеть Интернет (более предпочтителен вариант с несколькими телефонами провайдера, для каждого из которых создается свое соединение). В свойствах Соединения указывается тип сервера (обычно PPP) и выбирается единственный протокол передачи TCP/IP из отображаемого списка доступных протоколов. При настройке параметров протокола TCP/IP вводится IP-адрес провайдера и другие, согласованные с провайдером параметры. Протокол TCP/IP также задается в качестве протокола для Контроллера удаленного доступа. Сеанс связи с провайдером начинается с ввода имени и пароля пользователя.

В результате установления связи с провайдером пользователь имеет возможность задать в браузере адрес интересующего его информационного ресурса. Наличие на Web-страницах гипертекстовых ссылок упрощает работу пользователя в Интернете, не требуя от него во многих случаях ввода конкретных адресов ресурсов. При необходимости поиска адресов информационных ресурсов пользователь может воспользоваться имеющимися в сети Интернет системами поиска (каталогами, поисковыми машинами и т.п.). Следует отметить, что каждая из известных систем поиска информационных ресурсов имеет индивидуальные особенности, влияющие на качество выполнения запроса и комфортность пользовательского интерфейса. Поэтому, как правило, одна из систем поиска становится основной для конкретного пользователя. Однако необходимо помнить, что на один и тот же пользовательский запрос различные системы поиска дают отличающиеся результаты поиска.

Описанные особенности работы пользователя соответствуют его работе со службой WWW. При необходимости использования других, реализованных на основе сети Интернет, служб требуется запускать соответствующие специализированные программы (доступ к ресурсам некоторых служб, например, FTP может быть осуществлен также посредством браузера). Как правило, имеющий доступ к сети Интернет пользователь взаимодействует со службой электронной почты. При этом он может организовать для себя на бесплатной основе несколько почтовых ящиков на различных серверах, предоставляющих такую услугу, направляя отдельные виды почтового трафика по различным адресам. Однако следует помнить, что неосмотрительная раздача собственных адресов электронной почты, так же как и регистрация при доступе к ресурсам некоторых серверов, может вызвать поступление спама (не инициированной вами корреспонденции, не имеющей для вас какого-либо значения). В ряде случаев отправляемые пользователем сообщения с целью обеспечения их конфиденциальности целесообразно предварительно шифровать, например, с помощью известной программы PGP. С учетом высокой вероятности заражения компьютера вирусом при работе в сети Интернет целесообразно весь сетевой трафик проверять с помощью регулярно обновляемых антивирусных средств.

Реализуемые различными службами сети Интернет услуги, как правило, предполагают конкретные последовательности действий пользователей. Простейшие общепринятые действия пользователей при работе с предлагаемыми ресурсами реализуются через пользовательский интерфейс конкретных служб. Более сложные процедуры взаимодействия (покупка товаров, электронные платежи и др.) предполагают получение дополнительной информации для их осуществления.

При недостаточной скорости передачи данных в текущем сеансе связи в ряде случаев оказывается целесообразным завершить сеанс и вновь установить соединение, при этом скорость передачи может существенно увеличиться.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Опишите общепринятую классификацию компьютерных сетей и их особенностей.

2. Охарактеризуйте типовые виды топологий, используемых в локальных сетях.

3. Определите общие принципы построения вычислительных сетей.

4. Опишите технические средства, используемые при организации компьютерных сетей.

5. Опишите характерные особенности различных видов коммутации, применяемых в каналах передачи данных.

6. Опишите структуру модели OSI.

7. Определите основные цели использования информационных порталов.

8. Определите назначение сети Интернет и особенности ее организации.

9. Какова роль провайдеров относительно сети Интернет?

10. Определите особенности гипертекстовых документов.

11. Каковы возможные варианты соединения с провайдером?

12. Какие данные (реквизиты) необходимо ввести при настройке доступа к сети Интернет?

13. Определите назначение и структуру IP-адреса.

14. Определите назначение и функциональные возможности браузера.

15. Приведите перечень реализованных в сети Интернет служб и укажите их особенности.

16. Каково назначение маршрутизаторов в сети Интернет?

17. Каковы действия пользователя при поиске информации по конкретной тематике при отсутствии у него необходимых адресов информационных ресурсов?

18. Объясните, почему сеть Интернет относят к категории информационных, а не вычислительных?

19. Сравните возможности чатов и электронной почты при взаимодействии пользователей с использованием сети Интернет.

20. Укажите виды организации каналов связи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, что в представленной вниманию читателя книге приведен достаточно полный спектр информационных технологий, используемых для организации деятельности различных предприятий, включая информационные технологии управления.

Общность использованных подходов (единое описание хозяйствующих субъектов, комплексность оптимизационных моделей и методов управления) позволяет распространить представленные в данной книге теоретические и прикладные результаты на широкий круг организационных систем и может служить основой переноса результатов решения практических задач из одних областей приложения в другие.

Авторы надеются, что эта книга будет полезна достаточно широкому кругу читателей в их практической и научной деятельности: руководителям предприятий, специалистам-практикам в области организации внутрифирменного управления и внедрения прикладных информационных технологий, научным сотрудникам, занимающимися исследованиями в области управления экономическими, социальными и организационными системами, аспирантам и студентам, обучающимся по соответствующим специальностям. Книгу с пользой для себя могут также прочесть все интересующиеся изложенными в ней проблемами лица, обладающие к тому же достаточной для ее прочтения экономической и математической подготовкой, а также определенными практическими навыками по применению прикладных информационных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бастриков М.В. Информационные технологии управления / М.В. Бастриков, О.П. Пономарев/ – Калининград: КВШУ, 2005. – 138 с.

2. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 1999.

3. Диго С.М. Проектирование и использование баз данных. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1995.

4. Ильин А.А. Сбор статистики при организации автоматизированного обучения // Педагогическая информатика, № 3, 1999. С. 45 - 48.

5. Ильин А.А., Евсюков В.В., Ильин Р.А. Информатика (с грифом УМО по образованию в области прикладной информатики): Учебное пособие - М.: Серебряная нить. 2005. - 376 с.

6. Ильин А.А., Титов В.С., Евсюков В.В. Быстрые алгоритмы цифровой обработки сигналов: Учебное пособие (с гифом УМО вузов по университетскому политехническому образованию) - Тула:ТулГУ, 2004. 128 с.

7. Ильин А.А. Обзор и анализ существующих систем оптимального управления режимами вторичного охлаждения при формировании качественного непрерывного слитка // Автоматические системы оптимального управления технологическими процессами. - Тула:ТулПИ, 1985. С. 65 – 72.

8. Ильин А.А., Соколик А.В., Куликов Ю.В. Реализация алгоритмов управления непрерывными технологическими процессами // Техническая кибернетика. - Тула:ТулПИ, 1978. С. 61 – 69.

9. Информационные технологии управления / под. ред. Г.А. Титоренко. - М.: изд-во ЮНИТИ, 2003. - 439с.

10.Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ, 1999. - 136 с.

11.Романов А.Н., Одинцов О.Е. Советующие информационные системы в экономике – М.: ЮНИТИ, 2000. – 328 с.

12. Фигурнов В.Э. IBM для пользователя. – М.: Инфра-М, 1999. – 376 с.

13. Фридланд А.Я., Ханамирова Л.С., Фридланд И.А. Информатика. Толковый словарь основных терминов. - М.: ПРИОР, 1998.

14. Шафран Э. Создание Web-страниц: Самоучитель.- СПб.: Питер, 2000.

15. Экономическая информатика: Учебник./ Под ред. В.П. Косарева и Л.В. Еремина. – М.: Финансы и статистика, 2001.