Субъективный идеализм И. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга

Поставленные И. Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить И. Г. Фихте(1762-1814 гг.). Фихте ставил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, "вещей в себе" и явлений. Кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам дает себе закон, превращается у Фихте в универсальное начало всей его системы. Из принципа практического разума -свободы он стремится вывести и теоретический разум - познание природы. Познание в системе Фихтепредставляет собой лишь подчиненный момент единого, практически нравственного действия. Таким образом, философская система Фихте строится, прежде всего, на признании активной практически деятельной сущности человека. "Все мое мышление должно иметь отношение к моей деятельности, оно должно признавать себя средством, хотя и отдаленным для этой цели, без этого оно - пустая бесцельная игра, трата сил и времени..." -писал он в работе "Назначение человека" (Спб. 1905. С. 72).

Исходное понятие системы Фихте - "Я". "Я" утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. "Я" есть: это самоочевидное суждение. Точно так же поступал и Декарт, когда он стремился найти исходное самоочевидное начало. Но, в отличие от Декарта, самоочевидность "Я",у Фихте, основывается не на акте мышления, а на волевом усилии, действии. "Я" есть волевое, действующее существо. В своем стремлении преодолеть дуализм Канта Фихте делает шаг в направлении идеи тождества мышления и бытия. Он стремится найти общее основание для духовного мира "Я" и окружающего человека внешнего мира. Такая постановка вопроса поставила перед ним задачу вывести из "Я" существования и все определения "не - Я".

Фихте осознает противоречивость понятия "вещи в себе", с одной стороны, предусматривающей существование независимого от сознания объективного мира, а с другой, предполагающего отражение этого мира в сознании субъекта. Поэтому он отказывается от этого понятия. В результате философская система Фихте получает форму последовательного субъективного идеализма. По учению Фихте, из "чистого Я", трансцендентальной апперцепции должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание, т. е. естественный мир. А это значит, что кантовский трансцендентальный субъект превращается в абсолютное начало всего существующего; в "абсолютное" "Я", из деятельности которого, по Фихте, должна быть объяснена вся полнота реальности; весь окружающий человека мир - "не - Я". Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно-деятельностного начала над природой. Природа, по Фихте,существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно для того, чтобы создать возможность самореализации "Я". Деятельный субъект, "Я", преодолевая сопротивление природы, развертывает все свои определения, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности. В конечном счете "Я" осваивает "не - Я", достигает тождества с самим собой. Однако, такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.

Такая постановка вопроса потребовала от Фихте конкретизировать понятия "Я". С одной стороны, "Я" - это конкретный индивид, с присущей ему волей и мышлением, а, с другой стороны, "Я" - это человечество в целом, т. е. "абсолютное "Я". Взаимоотношения индивидуального "Я" и "абсолютного "Я" характеризует, по Фихте, процесс освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное "Я", у Фихте, то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений - расхождений составляет основное ядро диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Идеал всего движения,


развития состоит в достижении совпадения индивидуального и "абсолютного "Я". Однако достижение этого идеала полностью невозможно, ибо привело бы к прекращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна. Поэтому вся человеческая история - лишь приближение к идеалу. Перед Фихте также встала проблема, откуда берутся другие "Я". И он ее решает на основе правового принципа признания. "Я" как гражданин государства признает существование других "Я". Наличие множества свободных индивидов служит, по Фихте, условием возможности самого "Я" как разумного свободного существа.

Идеи Фихте развил дальше его младший современник Ф. Шеллинг(1775-1854 гг.). В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы, как субъективного деятельностного "Я" на основе учения об их тождестве, т. е. тождества субъекта и объекта. Абсолютный субъект,связанный у Фихте с индивидуальным "Я", в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку "безразличия" их обоих. Однако остается задача из этого первоначального тождества вывести все многообразие определений этого мира. Шеллинг возникновение таких определений рассматривал как "творческий акт", который, будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода иррационального познания - интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Такая интуиция, по Шеллингу, недоступна всем смертным, а доступна только особым одаренным людям, гениям. Интеллектуальная интуиция,по Шеллингу, - высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно саморазвертывание тождества.