Философия и социальная антропология о природе человека

В 1984 г. Роберт Лики и Кемеу Кимеа обнаружили в Нарикотоме полный скелет выпрямленного человека (Homo erectus) возрастом в 1 млн. 600 тыс. лет, который уже не оставлял сомнения в том, что не только предок, но и выпрямленный человек появились на востоке Африки.

Число находок росло, и все они подтверждали общепринятую гипотезу Дарвина и Энгельса. Получалось, что около 6 млн. лет назад появился прямоходящий предок, который ничем не был похож на обезьяну Дарвина и который еще не трудился. Труд появился более чем на 3 млн. лет позднее.

150 лет поисков показывают, что прародиной человека был восток Африки, от мыса Доброй Надежды до Красного моря.Именно здесь находятся все более древние стоянки человека, и именно здесь найдены самые древние останки предка - австралопитека. Почти 5 млн. лет предки и люди жили только здесь - на востоке Африки. Пять миллионов лет своей жизни они не покидали этой территории. Здесь родина человека.В остальных областях Африки и других частях света никаких следов раннего человека не найдено. Хотя поиски там начались раньше, чем в Африке, и ведутся не одну сотню лет.

Одно время в Индии находили зубы и кусочки черепа ископаемой человекообразной обезьяны - рамапитека. Думали даже, что он предок нашего предка. Однако, когда нашли полный скелет рамапитека, то оказалось, что это предок орангутанга, а не человека. Орангутанги и сейчас живут в Южной Азии, но останков предка человека там нет. Как нет их и на западе Африки.

Некоторые ученные считают, что предок человека стал ходить на двух ногах и изменил свой череп потому, что в Африке изменился климат, исчезли леса и ему приходилось перейти к двуногой походке. Но тогда прародина человека располагалась бы где-то в центре Африки, а не на ее востоке. А останки находят на севере Эфиопии и на крайнем юге Африки, в разных климатических зонах, но только не на западе. На юге Африки, где впервые были найдены останки нашего предка, климат не менялся со времен исчезновения динозавров, и лесов там никогда не было. Кроме того, многие обезьяны, например павианы, перешли из лесов в саванны со времен исчезновения динозавров. Однако никто из них не стал ходить на двух ногах, в лесах и саванне походка у обезьян одна и та же - на четырех лапах. Следовательно, причины превращения обезьяны в предка человека были иные.

В наше время появилась еще одна гипотеза превращения обезьяны в предка человека.Она изложена в статье доктора исторических наук Г.Матюшина "Про уродов и людей" /Родина. – 2000. - № 9 - С.28-32/. Картографирование находок останков показало, что когда-то вся Африка была заселена человекообразными обезьянами, а затем обезьяны, обитавшие на востоке, превратились в прямоходящего предка человека, а на остальной территории продолжали жить и до сих пор обитают «четырехногие и хвостатые» антропоиды. Здесь, на востоке Африки, была прародина человека. Первые 5 млн. лет предок и человек жили исключительно здесь. Только в последний миллион лет своего существования человек стал занимать другие территории.

Следов труда за первые три миллиона лет жизни двуногих предков нигде не находили. Нужно было искать другие причины. И искать их нужно было в особенностях прародины.

Прародина человека отличается от других областей Африки и всего мира: частые землетрясения и активная вулканическая деятельность, богатейшие в мире залежи урановых руд. Если мы посмотрим на карту Африки, то заметим, что восток континента пересекает огромная расщелина - рифт. Длина его 12 тысяч километров (расстояние от Москвы до Владивостока). Рифт начал образовываться незадолго до выделения прямоходящего предка, и этот процесс продолжается до сих пор, сопровождаясь активизацией множества вулканов и грандиозными землетрясениями. Со временем рифт отколет восток Африки в огромный остров, как это уже произошло с Мадагаскаром. Почти все найденные останки предков и первых людей были покрыты вулканическим пеплом и лавой. В Летолиле два прямоходящих предка прошли еще по теплому пеплу, выброшенному соседним вулканом Сандиман. Затем прошел дождичек, выглянуло солнце, пепел окаменел и следы двух предков запечатлелись навечно. Только через 4 миллиона лет их открыли ученые.

Землетрясения, постоянно сотрясающие в то время восток Африки, поднимали на поверхность глубоко спрятанные радиоактивные руды. Поднятые из глубин урановые руды местами так концентрировались, что начиналась цепная реакция. Следы одного из таких урановых котлов недавно найдены в Африке, в Окло. Этот урановый котел «работал» около 600 тысяч лет и облучал все живое вокруг. А это, как показывает генетика, небезопасно для наследственности. Материалов, подтверждающих это, в последние годы, после взрывов в Хиросиме и Нагасаки, а также аварий в Челябинске-70 и Чернобыле, накоплено более чем достаточно.

До этого по всей Африке жили человекообразные обезьяны, такие, как шимпанзе и гориллы. (Они и сейчас живут на западе Африки и ничего с ними за эти миллионы лет не произошло.) А вот на востоке материка в то время у обычных обезьян стали рождаться двуногие дети с большим черепом - предки человека.

Еще в XIX веке биологи выражали сомнение в правильности предложений Дарвина о том, что благоприобретенное при жизни предается по наследству. Делали опыт: брали 40 тысяч крыс и рубили им хвосты. По теории Дарвина их детеныши должны были родиться бесхвостыми. Однако вопреки теории у бесхвостых крыс из поколения в поколение рождались крысята с хвостами. Значит, наследственность от приспособления к изменившимся условиям не меняется. Поэтому никакого постепенного перехода от одного вида к другому не могло и быть. Новые виды появились по законам генетики.

Ученые установили, что жизнь любого организма начинается с одной клетки. Внутри этой клетки есть ядро, в котором имеется длинная спираль с записью программы строения организма. По этой программе клетка сначала делится на две точные копии, а затеи каждая из них еще на две и т.д. За 9 месяцев деления из одной клетки создается полный организм человека из миллиардов клеток (только в мозгу у нас находится более 11 миллиардов клеток). И в каждой клетке по-прежнему вся программа строения всего организма. Сейчас биологи научились клонировать - выращивать из одной клетки целый организм (в настоящее время путем клонирования рождаются животные и по некоторым данным даже младенцы).

На деление клеток может повлиять радиация. Она искажает программу деления. Это узнали после взрывов атомных бомб, когда у нас стали рождаться уроды. Значит, и в древности повышение радиации из-за извержения вулканов, землетрясений и образования естественных урановых котлов в Африке тоже могло нарушить наследственные свойства обезьян. Видимо, из-за этого 6 млн. лет назад у них и стали рождаться прямоходящие существа - наши предки.

Известно, что у человека - 46, а у антропоидов - 48 хромосом. В этих хромосомах заключена вся программа строения человека. Жизнь человека начинается с одной клетки с 46 хромосомами, которые определяют порядок деления этой клетки и превращение ее в целый организм за 9 месяцев деления клеток. Повышение радиации из-за активизации землетрясений, извержения вулканов и обнажения урановых руд и других мутагенных факторов, видимо, и привело к слипанию двух хромосом и вызвали иные генные аберрации, что и привело к рождению у антропоидов двуногих и большеголовых детей. Еще И.И.Мечников, сравнивая анатомию человека и антропоидов, пришел к выводу: «Из суммы всех известных данных мы имеем право вынести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего «урода» не с эстетической, а с чисто зоологической точки зрения. Человек может быть рассматриваем как необыкновенное дитя человекообразных обезьян… Какая-нибудь человекообразная обезьяна, в период изменяемости специфических своих свойств, народила детей, снабженных новыми признаками» /Этюды о природе человечества. М. 1961. С.64-65/.

Вряд ли нужно говорить, что все причины мутаций в зоне прародины связаны с общепланетарными и космическими явлениями. Причем они действовали не только опосредованно, но и прямо через геомагнитные инверсии. Известно, что за последние 70 млн. лет Земля меняла магнитные полюса на противоположные 171 раз. Во время этих инверсий повышается мутагенность. Совпадение времени инверсий с периодами смены разных видов предков и человека говорит о влиянии космоса на изменение строения наших предков.

Таким образом, около 6 млн. лет назад в Восточной Африке в результате повышения радиации и активизации других мутагенных факторов появился двуногий мутант - наш предок. Первые 3 млн. лет он еще не научился трудиться, хотя и потерял в результате мутации очень многое. Он, как большинство мутантов, был обречен, потому что был слабее обезьян.

Все предки, судя по их скелетам, отличались от антропоидов меньшей физической силой, прямохождением и сохранением только двух «рук» из четырех, измененной формой черепа (исчезли клыки).

Последняя потеря была особенно существенной. Как известно, клыки обезьян заменяют им кинжалы, они режут все и не уступают клыкам леопарда. Предок рано или поздно должен был найти им замену, а ею могли быть только каменные орудия. Однако путь к орудиям занял более 3 млн. лет. Первые орудия представляли собой просто заостренные гальки. Предку нужен был режущий край, чтобы компенсировать потерю клыков. Самые древние орудия из камня, как уже говорилось, найдены на севере Эфиопии на стоянке Гада Гона. Они изготовлены 2 млн. 650 тыс. лет назад. Это пока единственное место, где найдены первые орудия человека. Около 2 млн. лет назад орудия стали изготавливаться во многих местах. Их находят уже на многих стоянках на востоке Африки.

Итак, двуногим предок стал около 6 млн. лет назад, а трудиться начал только 2 млн. 600 тыс. лет назад. Причем с появлением труда никаких изменений в его строении не произошло. Двуногую походку и большой череп он имел за 3 млн. лет до появления труда. Все это доказывает, что общепринятая «теория» о происхождении человека не соответствует новым научным данным и нуждается в замене ее новой интерпретацией, которая удовлетворительно объяснила бы новые факты.

 

Природе человека в истории философии, культуры и антропологии посвящены тысячи страниц различных текстов. Любое учение обязательно имеет свою позицию в этом вопросе. Систематизируем основные концепции.

Античность. Основными и явно противоположными выглядят концепции Платонаи Аристотеля. Платонсформулировал социоцентрическую модель "человек-общество". Ее можно выразить математически: U = f(O), где U (индивид) - зависимая переменная, О (общество) - независимая переменная. Иначе, природа человека объясняется лишь через его общество, т.е. она лежит вне человека - в его искусственном окружении.

Аристотельсформулировал "антропоцентрическую" модель взаимоотношений "человек-общество": О = f(U). Общество по нему - зависимая переменная, а человек - независимая переменная в этой системе. Все, что появляется в обществе, обязано природе человека, т.е. исторически любое общество есть реализация потенциала заданной природы человека. В обществе - в прошлом, настоящем, будущем - не может быть ничего нечеловеческого. Это позволяет в любой момент истории людям настоящего понимать действия людей прошлого. Это свойство обусловливает также возможности прогнозирования развития общества /Исключительную ценность для социальной антропологии представляет знаменитый труд Аристотеля "Трактат о душе"/.

Французский материализм (Ж.Ж.Руссо, П.А.Гольбах, Д.Дидро)исходил из того, что каждый человек с рождения обладает неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность. Люди равны и независимы - это продиктовано естественной природой человека. (Для любых обществ, по их утверждению, категория "естественного права" является эталоном при оценке действительных отношений.)

Марксизмутверждает, что человек есть "общественное животное" (Аристотель: "человек есть политическое животное"), что общество есть "продукт взаимодействия людей" /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.27. С. 402/. Можно сказать, что марксизм понимает человека как "кентавр-систему", где есть животное основание (тело) и человеческая (культурная) "надстройка" в виде личности человека.

Социал-дарвинизм.К известным авторам относятся Ж.А.Гобино- идеолог расизма; Ч.Ломброзо- разработал учение о влиянии анатомо-физиологических особенностей людей на социальные процессы, ввел понятия "прирожденный преступник", "атавизм" в социальных актах; О.Аммон- "естественная природа человека диктует закон борьбы за существование и естественного отбора в органической природе"; Л.Гумплович- один из предшественников фашизма, считал, что "в уничтожении слабых проявляется естественный закон борьбы за существование". Этому направлению присущи абсолютизация биологического начала в человеке, отрицание прогрессивной роли культуры в жизни народов. Вспомним Геббельса с его фразой: “При слове "культура" моя рука тянется к пистолету”.

Фрейдизм. Человеческая природа сводится к инстинктам и воле. Инстинкты сводятся к инстинкту смерти (танайтос) и инстинкту жизни (эрос). Культура формирует у человека "супер-эго" (внутреннюю "цензуру"), которая переориентирует энергию естественной агрессивности человека в направлении к самому себе (саморегулирование, саморефлексия, самокритика). Это порождает различного рода неврозы человека. Неофрейдизм (Э.Фромм, Г.Маркузе)переносит источники заболеваний и отклонений человеческого поведения в социальную среду.

Экзистенциализм. Различают религиозный экзистенциализм (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов)и атеистический (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти).Основные положения: личность - самоцель, коллектив - средство, обеспечивающее материальное существование составляющих его индивидов. Общество призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя правовой порядок. Религиозные экзистенциалисты придерживаются положения, что "личности нет, если нет бытия, выше ее стоящего" /Бердяев Н. Проблема человека // Путь. Париж, 1936. С. 13/. В человеке есть несколько слоев: природный (биофизиопсихологический), изучаемый естественными науками и составляющий его природную индивидуальность; социальный, изучаемый социологией; духовный, являющийся предметом изучения истории, философии, искусствознания и т.д.; экзистенциальный, не поддающийся научному познанию и который может быть лишь "освещен" философией. Модусами "экзистенции" (бытие, согласно атеистическому направлению, обращенное к "ничто" и сознающее свою конечность, согласно же религиозному, - к богу) являются забота, страх, решимость, совесть и т.п.; они определяются через смерть и представляют суть движения к ничто. От поисков спасения человека через "исторический разум", "прогресс", "эволюцию" экзистенциализм пришел к самоспасению через обращение к "внутреннему голосу", апелляции к человеческой подлинности, чувству человеческого достоинства как к источникам мужества и нравственной стойкости. (Особенно ярко это выразилось, мол, в годы второй мировой войны).

Культурантропологическое направление. Основной тезис: человек есть "недостаточное животное", т.е. он не "специализирован" заранее природой. М.Шелер- один из основателей философской антропологии, утверждал, что личность является носителем ценностей, которые постигаются благодаря любви, направленной на личность и представляющей собой интенциональное (лат. - стремление) переживание. Среди актов переживания ценностей Шелер выдвигает соучастие, сочувствие, любовь и ненависть. Высшая форма любви - любовь к богу. Трагичность, по нему, присутствует в вещах, людях, во всем космосе через их соотнесенность к ценностям. Предназначение человека - сверхиндивидуальное и антивитальное. Человек, будучи духовным существом, свободен от витальной зависимости и открыт миру. В этом кардинальное отличие человека от животного. Как видим, культурная антропология у Шелера превращается в религиозную.

А.Гелен– крупный представитель в философской антропологии - в своем главном труде "Человек. Его природа и место в мире" (1940 г.) доказывает, что человек - "недостаточное" существо, оно обделено полноценными инстинктами, поэтому на него ложится непосильный груз выживания и самоопределения. Главным оказывается "разгрузка", человек призван не жить, как животное, а "вести жизнь", планомерно осмотрительно изменять своими действиями себя и окружающих. Прогрессирующая разгрузка, понимаемая как деятельное самоосуществление, все больше высвобождает действие из ситуативной определенности, и на высоком уровне необходимая функция выполняется уже лишь "символическим" образом. Действуя, человек создает культуру, которая принадлежит именно природе человека и не может быть "отмыслена" от нее. Возникающие при совместной жизни людей институты "разгружают" человека от опасностей, позволяют ему действовать инстинктоподобно, определяя его сознание и волю. Отсутствие взаимосогласования институтов между собой и с моральной жизнью человека означает для последнего тяжелый груз необходимости принимать решения по своему усмотрению.

Кратко подытожим сказанное о природе человека

 

Все воззрения можно расположить на континууме, где полюсами выступают суждения:

а) природа человека задана априорно (до опыта), она неизменна в истории (сюда относятся все религиозные воззрения, социал-дарвинистские абсолютизации животного начала в человеке, бихевиористские представления о человеке как существе, подчиненного лишь схеме "стимул-реакция");

б) природа человека изменяется в истории. За этим лежат представления о эволюционном и революционном характере развития культуры, общественном прогрессе. Эту точку зрения наиболее ярко выразил К.Маркс, высказав мысль о том, что человек, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою. Понимая под изменением человека расширение его потребностей в истории, марксизм в то же время утверждает, что потребности человека в истории возвышаются. Иначе, человечество, постепенно избавляясь от нужды и опасности уничтожения, переходит к удовлетворению более высоких уровней потребностей человека (существует пятиуровневая система потребностей, описанная Маслоу. Об этом - дальше);

в) концепции, претендующие на "бесстрастную" научность, акцентируют на необходимости гармонического симбиоза в человеке биологического и социально-культурного начал, представляя его как "кентавр-систему".

Эти концепции, в основе которых неявно лежит представление о принципиальной непознаваемости всей природы человека, подчеркивают его духовную сущность, заданную извне, т.е. истоки которой лежат за пределами мозга человека /См. напр.: Гроф С. За пределами мозга. М., 1993/.

Все перечисленные концепции, так или иначе, рассматривают человека в его соотнесенности с миром, в котором он живет и действует (космос, природа, социум, культурно-символический мир). Следовательно, в основе понимания человека лежат парадигмы взаимодействия его с этим миром, их содержательные характеристики, указывающие на разнообразие проявления природы человека в различных культурно-исторических ситуациях.

 

* * *

 

Несмотря на внушительность различных натуралистических интерпретаций, в конце XIX и начале ХХ века многие философы и социологи приложили немало усилий, чтобы защитить представление об “особости” человеческого существа. Они отрицали возможность тотального истолкования человека в терминах эмпирических наук. Специфически человеческое нередко ускользает из сайентистской парадигмы. Даже социология и психология не способны, судя по всему, дать идеальный образ человека и раскрыть проблему антропогенеза.

В своей свободе и спиритуальности человек возвышается над природой. Человек не просто биологический феномен. Он существо, которое несмотря на все ограничения, имеет трансцендентную природу и обладает возрастающей способностью подчинить природу человеческому контролю. Проблема антропогенеза вынуждает выйти за пределы истолкования биологической природы человека. Она требует также осмысления глубинных вопросов человеческого существования.