Область применения информационных потоков

Информационные потоки (ИП) представляют собой совокупность циркулирующих в системе, между системами, между системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля соответствующих операций.

ИП имеют начало (источник возникновения), конец (приемник) и траекторию движения. Информационные потоки имеют длину, определенную скорость движения(передачи),интенсивность и время движения к приемнику. Они могут быть распределены на входные и выходные, непрерывные и дискретные, детерминированные и стохастические, периодические и непериодические, ритмичные и неритмичные, простые и сложные, управляемые и неуправляемые.

От потоков других видов их отличают следующие факторы.

1) Информационные потоки не имеют промежуточных получателей.

2) Расходы, связанные с обслуживанием прохождения информационных потоков, сравнительно небольшие.

3) Скорость движения информационных потоков (в виде электронных документов) может достигать значительных величин, сравнимых со скоростью света. Кроме того, информацию можно принимать и получать почти в неограниченных порциях.

4) ИП во время движения часто связан с материальным потоком. При этом они могут двигаться в одном направлении или в противоположных.

5) Коммуникационные информационные системы, предназначенные для передачи информации, кроме общесистемных требований (устойчивость, безошибочность, надежность, экономичность), должны удовлетворять такие специфические условия, как полнота, обстоятельность и своевременность передаваемых сведений, возможность прямого доступа потребителей.

Максимальную эффективность управления информационными (и материальными) потоками можно достичь внедрением новейших ИТ. Примером может служить созданная в Германии информационная система мониторинга в сфере автомобильных перевозок для постоянного автоматического контроля движения автомобилей. При создании данной системы ее авторы учитывали следующие пожелания заказчиков: надежность и безопасность доставки груза, осуществление принципа "точно в срок" (то есть не позже, но и не раньше назначенного срока), снижение расходов на перевозку. За надежность доставки и сохранность груза заказчик готов платить дополнительно. За срыв графика и порчи груза, кроме возмещения стоимости утерянного груза, транспортная компания может быть оштрафована. В связи с этим необходимо обеспечить следующие мероприятия:

1) сигнальную охрану грузов и автомобилей;

2) определение места нахождения автомобиля в любой момент времени при движении по маршруту с передачей данных диспетчеру;

3) немедленную передачу данных диспетчеру транспортной фирмы о нарушении сохранности груза, а также о повреждении в автомобиле;

4) постоянная информационная связь автомобиля с диспетчером, что позволяет осуществлять оптимизацию грузоперевозок информированием водителей об изменениях маршрута, о необходимости перевозки попутных грузов, об обслуживании новых клиентов, о дорожных условиях, о возможных опасностях, и тому подобное.

Рассматриваемая система состоит из мобильной охранно-навигационной системы связи автомобиля и мониторинга грузопотока, используемого диспетчерами. Подсистемы мобильной системы управляются бортовым компьютером, в котором указаны и запоминаются необходимые данные о маршруте.

Система функционирует в соответствии со следующим алгоритмом. Перед выездом данные о маршруте, временном графике движения и грузе вводятся в бортовой компьютер. При движении автомобиля по маршруту бортовой компьютер с помощью навигационной системы определяет место нахождения автомобиля (с отображением на электронной карте) и через устройство связи передает эти данные диспетчеру. Кроме того, охранная система в случае нарушения целостности груза, нападения на автомобиль или непредсказуемого поведения водителя через систему связи сообщает диспетчеру. Система технического контроля в случае повреждений в автомобиле также передает информацию диспетчеру.

Вместе с охранными функциями система обеспечивает оптимизацию перевозок, что достигается учетом следующих факторов:

1) возможности изменения маршрута или временного графика во время движения (информация передается диспетчеру);

2) загрузки автомобиля попутными грузами;

3) предупреждения водителя о возникновении препятствий;

4) срочной организации ремонта на маршруте;

5) хранения в бортовом компьютере базы данных о грузах (ввод информации о грузе в бортовой компьютер осуществляется с помощью чтения штрихового кода);

6) объективного контроля действий водителя;

7) передачи из бортового компьютера данных о маршруте.

Подобные ИС необходимы для эффективного мониторинга автопарка грузовиков и перевозимых грузов; например, для охранной сигнализации грузов (контейнеров) и автомобилей в процессе полного цикла перевозок.

При этом должно быть предусмотрено следующее:

1) независимость функционирования ИС от моделей автомобилей; то есть реализация концепции "открытой системы" - современные стандартные компоненты, модульная структура, стандартный интерфейс со стационарным компьютером, стандартные протоколы обмена информацией;

2) присутствие в стационарной системе мониторинга специальной информации и наблюдений об опасных, ценных и хрупких грузах;

3) осуществление контроля отклонения рейса;

4) получение информации о подтверждении приема груза; данные для статистики и бухгалтерского отчета;

5) непрерывное отслеживание движения автомобиля на рейсе;

6) надежная связь и обмен данными водителя с диспетчером.

Для организации подобной ИС необходимо следующее:

1) владение должностными лицами перевозочного процесса современными компьютерами и методами работы с ними;

2) решение проблемы низкой скорости передачи данных по устаревшим телефонным линиям; следует применять средства космической связи, лазерные модемы; заменить аналоговые линии на оптико-волоконные;

3) пересмотр существующих правовых норм, связанных с перевозочными и другими бумажными документами, имеющими в данное время важное юридическое значение;

4) разработка рациональной системы кодировки грузов, грузополучателей, грузоотправителей и производственных объектов транспорта.