АЮРВЕДИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ

Управление собственной кармой

Кто мы в этой жизни? Это зависит от нашего повседневного поведения. Наши действия определяют как содержание нашего сознания, так и энергетический уровень нашего физического тела. Предпринимаемые от случая к случаю визиты к целителю, каким бы известным он ни был и сколько бы это ни стоило, не могут заменить собственного режима или существенно изменить последствия неправильного образа жизни. Решающее значение имеет не то, что делает для нас кто-то другой, а то, что мы делаем сами. Чужие действия — это лишь полумеры. Только наши собственные усилия могут нас излечить, ибо только они приводят к изменению нашей внутренней природы.

Наши повседневные поступки определяют не только то, кем мы являемся в этой жизни, но также и то, кем мы станем в следующей. Согласно Упанишадам, «какова воля человека, таковы и его действия; каковы его действия, таким он и становится» (Брихадараньяка Упанишада IV, 4.5.). Мы должны прежде всего иметь добрую волю, то есть истинную решимость жить в гармонии. На санскрите она называется «крату», что означает «мудрость в действии». Она даст нам возможность управлять своей кармой, и тогда мы перестанем быть жертвами собственного бессознательного поведения.

Наши повседневные поступки — это и есть наша истинная религия: они показывают, что мы действительно ценим в жизни. Их отпечаток мы унесем на себе в свою следующую жизнь. Наши вредные привычки плохи не только потому, что из-за них у нас возникают проблемы со здоровьем в этой жизни: они создают предрасположенность к подобным проблемам и в будущей жизни. Возможно, мы сумеем избежать их последствий здесь и сейчас, но рано или поздно окажемся с ними лицом к лицу.

 

Как мы уже видели, болезни и их лечение Аюрведа трактует с точки зрения концепции трех дош. Люди Капха-конституции предрасположены к болезням Капха-типа, при Питта-конституции обычно возникают болезни Питта-типа. В болезнях людей Вата-конституции также обычно преобладают симптомы высокой Ваты. Аюрведические режимы жизни дают нам ключ как к предотвращению, так и к лечению болезней.

Однако бывает и так, что болезнь вызвана не той дошей, которая доминирует в конституции больного, поэтому природа заболевания в каждом случае требует тщательного исследования. Если доша, вызвавшая болезнь, и доша, определяющая конституцию, отличаются, то такую болезнь, как правило, лечить легче.

Болезнь можно определить через лежащее в ее основе нарушение равновесия дош в соответствии с характером проявившихся симптомов и синдромов. Это значит, что определив дошу, вызвавшую то или иное болезненное состояние, мы можем лечить это состояние, даже не зная его нозологической характеристики. Например, если у больного наблюдаются кашель, застойные явления, обильная беловатая слизь, чрезмерное слюноотделение и прочие признаки высокой Капхи, можно применять терапию, снижающую Капху, не уточняя, какое именно из бронхолегочных заболеваний имеет место в данном случае.