Перевод выполнен по изданию: Titi Livi ab urbe condita libri. Pars VI. Lipsiae, 1882. 9 страница

 

[877]79.Поскольку Камилл не мог сам сесть на коня и его подсадили как больного (ср.: XXXI, 37, 10), можно было бы принять версию Плутарха (см. примеч. 78), речи же Фурия о том, что Камилл слишком стар, а война – дело молодых и т.п., счесть риторико‑литературным общим местом.

 

[878]80.Согласно традиции, тускуланцы не выступали против римлян со времени битвы при Регилльском озере в 496 г. до н.э.

 

[879]81.Тога – «мирная» одежда гражданина. Ср. знаменитое полустишие Цицерона (из утраченной поэмы «О своем консульстве»): “Cedant arma togae” – «Пусть оружие уступит место тоге» (Цицерон, Об обязанностях, I, 77).

 

[880]82.В оригинале здесь игра слов: hospitaliter‑hostiliter.

 

[881]83.Ср.: Сенека. Письма, VI, 5: «Люди лучше верят глазам, чем ушам»; Плавт. Грубиян, 490: «Больше значит один свидетель видевший, чем десять слышавших»; Гораций. Наука поэзии, 180 сл.: «То, что дошло через слух, всегда волнует слабее, / Нежели то, что зорким глазам предстает необманно / И достигает души без помощи слов посторонних» (пер. М.Л. Гаспарова).

 

[882]84.См.: V, 31, 6.

 

[883]85.См. выше: 1, 11 и примеч. 8–11.

 

[884]86.Ср. выше: 2, 3 и примеч. 13 и 14.

 

[885]87.Битва на Габийской дороге («у восьмого камня») произошла в 390 г. на следующий день после попытки галлов захватить Капитолий (см.: V, 49, 6). Всякий раз Ливий подчеркивает, что никто из врагов не вернулся домой с вестью об исходе сражения (см.: примеч. 126 к кн. V).

 

[886]88.По Фесту (498L.), Тит Квинкций, диктатор, посвятил Юпитеру золотой венец весом в два и одну треть фунта и оставил в храме надпись, где говорилось, что за девять дней он взял столько же городов и еще десятый – Пренесту. О статуе, вывезенной из Пренесты, нигде более не упоминается. Цитируемая Ливием надпись, возможно, представляет собой сатурнийский стих.

 

[887]89.Видимо, реминисценция из «Энеиды» Вергилия (X, 756–757): «...с обеих сторон убивали равно и валились / Мужи...»

 

[888]90.Речь идет о реставрации стен, частично разрушенных во время войны с галлами.

 

[889]91.Эти слова могут быть отнесены к вольскам вообще, но не специально к антийцам.

 

[890]92.О Матери Матуте см.: примеч. 42 к кн. V. Культ ее был распространен в Центральной Италии.

 

[891]93.Он был отцом трех Фабиев, отправленных в 391 г. до н.э. послами к галлам и нарушивших право народов, приняв участие в битве (см.: V, 35–36).

 

[892]94.В кн. XXXIX (15, 1) Ливий упоминает об обычае продолжительных молебствий перед началом голосования в комициях. Плиний Младший в «Панегирике» (63, 3) говорит, что голосованию предшествует «длинное молебствие комиции, продолжительный момент, не допускающий улыбки» (пер. В.С. Соколова).

 

[893]95.Для времени до 367 г. до н.э. таковыми были лишь должности консула, военного трибуна с консульской властью и диктатора (затем – также претора и курульного эдила – см.: примеч. 122 и 124).

 

[894]96.Капитолийские фасты сообщают: «В течение пяти лет не был избран ни один курульный магистрат».

 

[895]97.Т.е. недостаточно просто допустить плебеев в число кандидатов.

 

[896]98.С 444 г. до н.э., когда согласно традиции впервые были вместо консулов избраны военные трибуны с консульской властью, до 400 г., когда на эту должность был избран плебей Лициний Кальв (см. V, 12, 9).

 

[897]99.Речь идет о должности военных трибунов с консульской властью.

 

[898]100.Квесторов стали избирать из плебеев в 409 г. до н.э. (IV, 54, 3).

 

[899]101.Знатными считались те, кто сам или чьи предки занимали курульные должности (см.: примеч. 95). Первоначально знать включала в себя лишь патрициев (патрицианские роды), с допущением плебеев к высоким должностям появляются и знатные плебейские роды, но и новая патрицианско‑плебейская знать (нобилитет) делается таким же замкнутым кругом, как старая патрицианская.

 

[900]102.См.: примеч. 22 к кн. III.

 

[901]103.Никакого интеррекса в это время не было, и о «междуцарствии» в строгом смысле слова говорить не приходится.

 

[902]104.Согласно Капитолийским фастам, он был назначен диктатором «для успокоения возмущения и ведения государственных дел».

 

[903]105.Возможно, это отец знаменитого народного трибуна. Диодор Сицилийский (XV, 57, 1) упоминает Гая Лициния среди военных трибунов с консульской властью 378 г. до н.э. Правда, Ливий его среди трибунов этого года не упоминает, но рукописное чтение гл. 31, 1 не вполне ясно, а списка военных трибунов для 376 г. Ливий вообще не дает.

 

[904]106.Считалось и нормальным, и вполне почтенным назначить своим помощником «близкого родственника». Здесь речь идет о cognatio – родстве (плебея с патрицием) не по мужской линии.

 

[905]107.Собств. «оптиматов» (см. примеч. 73 к кн. III).

 

[906]108.Есть и другое понимание этого текста: «Подвергаясь величайшим личным опасностям и ничего не выигрывая для общего блага» (Пер. П. Адрианова, почти так же у Б.О. Фостера).

 

[907]109.О его деде см.: III, 33 и далее.

 

[908]110.См.: II, 16, 4–5.

 

[909]111.Т.е. желающие, подобно Тарквиниям, захватить всю власть в свои руки.

 

[910]112.См.: II, 11, 1.

 

[911]113.См.: V, 39 и далее.

 

[912]114.На Капитолии стояли статуи римских царей, на пьедесталах которых были указаны годы царствования (но они были поставлены позднее).

 

[913]115.Имеется в виду предусмотренная ритуалом шапка фламина Юпитера (см.: примеч. 71 к кн. I), без которой он не мог появляться вне дома.

 

[914]116.См.: примеч. 74 к кн. I.

 

[915]117.Собств. penetralia – внутренние помещения храмов, куда вход был разрешен лишь немногим.

 

[916]118.Т.е. как два царя‑соправителя.

 

[917]119.Свою экспрессивную и полную злой иронии речь Аппий у Ливия завершает сатурнийским стихом: «Хотел бы, чтоб вам боги / подали удачи».

 

[918]120.Ср. выше: VI, 37, 12.

 

[919]121.Клавдий Квадригарий – римский историк рубежа II и I веков до н.э. Автор «Анналов» в 23 книгах, охватывавших время от захвата Рима галлами до гражданских войн 80‑х годов I в. до н.э., один из прямых предшественников Ливия.

 

[920]122.Слово «претор» первоначально обозначало высших должностных лиц и этот его смысл всегда сохранялся в слове «преторий» (так называлась в военном лагере палатка главнокомандующего, будь то консул или диктатор). С 367 г. до н.э. вводится новая должность претора, «младшего товарища» консулов, к которому переходит судопроизводство (отсюда второе значение слова – ср. совр. итал. pretore – «мировой судья»). Учреждение этой должности имело и компенсаторное значение, вознаграждая патрициев за потерю исключительного права на консульство. Впрочем, с 337 г. до н.э. и преторская должность стала доступна плебеям (см.: VIII, 15, 9).

 

[921]123.О Великих играх см.: примеч. 119 к кн. I.

 

[922]124.О плебейских эдилах см.: примеч. 14 к кн. III. Эдилы из патрициев стали называться курульными, их должность была более почетна, но плебеи почти тут же получили доступ и к ней (см.: VII, 1, 1–6).

 

[923]1.О понятии «новый человек» см.: примеч. 110 к кн. IV.

 

[924]2.См.: примеч. 122 и 124 к кн. VI.

 

[925]3.Где происходили выборы должностных лиц (см. примеч. 11 к кн. II).

 

[926]4.См.: примеч. 6 к кн. III.

 

[927]5.См.: примеч. 3 к кн. II.

 

[928]6.Речь идет о Камилле, который, согласно Плутарху (Камилл, 63), умер «в столь преклонном возрасте, какого удается достигнуть немногим».

 

[929]7.О первом лектистернии (399 г. до н.э.) см.: V, 13, 5–6 и примеч. 27 к кн. V. Когда был второй, у Ливия не сказано. Может быть, в 392 г. до н.э. по случаю «голода и мора» (ср.: V, 31, 5)?

 

[930]8.Рассказывая об учреждении сценических игр, Ливий, возможно, использует сочинение Луция Цинция Алимента – римского историка конца III в. до н.э. Один из ранних анналистов, он, как и его предшественник Фабий Пиктор, писал по‑гречески. Свидетельства о сочинениях Цинция сохранены главным образом у Феста, Авла Геллия и Макробия. См. также: VII, 3, 7 и примеч. 19.

 

[931]9.Валерий Максим (II, 4, 4) пишет, что танцы этих «игрецов» (ludiones) были заимствованы из Этрурии, а этруски, пришедшие, по его мнению, из Малой Азия, заимствовали их у лидийцев и у Куретов, спутников Реи (матери Зевса – так же назывались ее жрецы), пляски которых известны по мифам о рождении и младенчестве Зевса.

 

[932]10.Пляски без слов, типичные для этрусков, быстро слились с теми древними обрядами в честь Цереры и других земледельческих богов, которые всегда сопровождались криками и песнями (см.: Вергилий. Георгики, I, 343–350; Тибулл, I, 1, 23–24).

 

[933]11.Фесценнинский стих, по мнению античных комментаторов и этимологов (ср.: Фест, 76L.), получил свое название либо от этрусского города Фесценнии, либо от слова fascinum, которым обозначалось колдовство (соответственно эти вирши рассматривались как оберегающие от него); тем же словом обозначался и фаллический символ, обычный для праздников плодородия.

 

[934]12.Сатуры, несомненно, появились значительно позже, не ранее середины II в. (Энний, Луцилий и т.д.). Здесь речь идет, видимо, о текстах, написанных так называемым сатурнийским стихом.

 

[935]13.Ливий Андроник писал более века спустя (во второй половине III в. до н.э.). Грек по происхождению (из Тарента), раб, а затем отпущенник, он положил начало ученой римской поэзии (своими переводами) и римскому театру.

 

[936]14.Эксодий (греч.) – букв. «выход».

 

[937]15.Ателлана – род короткой комедии, где действовали четыре маски (в разных ролях, но с постоянными характерами): обжора Макк, глупый хвастун Буффон, незадачливый старик Папп и хитрый горбун Доссен. Своим происхождением обязана, скорее всего, оскскому городу Ателле.

 

[938]16.В отличие от театральных представлений греческого происхождения ателлана и в позднейшие времена сохраняла в какой‑то мере черты народного праздничного действа, так что участие в ней не считалось актерским ремеслом, а значит, не позорило римского гражданина.

 

[939]17.Профессиональные актеры (гистрионы) причислялись к эрариям (низшему разряду граждан – см. примеч. 68 к кн. IV).

 

[940]18.Логика изложения Ливия в этой главе, видимо, такова. Ища средство для прекращения бедствия, римляне прибегли к «вбитию гвоздя» как к возобновлению старого забытого обряда. «Древний закон» поручал это дело «верховному предводителю» – больше всего подходила для этого чрезвычайная должность диктатора. Он избирался всякий раз для какого‑то конкретного дела: отсюда – специальный диктатор, избиравшийся только для вбития гвоздя. Обряд приурочивался к дню посвящения храма и первый гвоздь был будто бы вбит консулом, посвящавшим храм (в первый год Республики – 509 г. до н.э.), но, рассказывая об этом событии (II, 8), Ливий о гвозде не упоминает. И Ливий, и Фест (49L.) считают, что гвоздь («годичный», по Фесту) вбивался ежегодно просто для счета лет. Прямых данных о возможном другом смысле этого заимствованного у этрусков обряда, кажется, нет. Возобновленный, он стал магическим средством для отвращения зла.

 

[941]19.Некоторые современные комментаторы Ливия полагают, однако, что речь здесь идет не о Луции Цинции Алименте (см.: примеч. 8), а о некоем современнике Ливия, ближе нам неизвестном.

 

[942]20.Норция – этрусская богиня судьбы.

 

[943]21.Империоз (лат.) – «Самовластный», «Грозный».

 

[944]22.Согласно комментарию Псевдо‑Аскония к Цицерону (Против Верре‑са, Слушание первое, 30), «есть два вида военных трибунов, первые это так называемые руфулы, они обычно избираются прямо в войске, вторые же, comitiati, избираются в Риме на комициях».

 

[945]23.О фециальной формуле требования возмещения см.: I, 32, 6 и далее и примеч. 104 к кн. I.

 

[946]24.Это выражение указывает на верховное руководство, с которым соединено было право птицегадания.

 

[947]25.Плебейское собрание, принимавшее постановление, получавшее силу закона («плебисцит»), проводилось народным трибуном, не имеющим права ауспиций.

 

[948]26.См.: примеч. 23 к кн. IV.

 

[949]27.См.: примеч. 33 к кн. II.

 

[950]28.Авл Геллий (IX, 18) донес до нас ту же историю Тита Манлия Торквата в изложении Клавдия Квадригария (см.: примеч. 121 к кн. VI). Во многом Ливий следует Клавдию, но некоторые детали меняет. Так, у Клавдия галл наг и украшен лишь ожерельем и браслетами, Ливий же одевает его в пестрое платье; Манлий надевает на себя ожерелье галла, – по Клавдию, отрубивши у трупа голову, по Ливию же, «не ругаясь над телом павшего». Но такую деталь, как окровавленное ожерелье, Ливий сохраняет, только слегка смягчив выражения.

 

[951]29.Т.е. из того же рода, что Тит Манлий Капитолийский.

 

[952]30.У галлов и испанцев, как сообщает Ливий в XXII книге (46, 5), щиты были почти одной и той же формы, мечи же различные и непохожие одни на другие, у галлов – весьма длинные и без острия на конце, у испанцев, привыкших скорее колоть, чем рубить при нападении на неприятеля, – короткие, а поэтому удобные и остроконечные. Впрочем, в IV в. до н.э. римляне еще не знали испанского оружия, а «испанский меч» фигурировал уже в рассказе Клавдия Квадригария (см.: примеч. 28).

 

[953]31.Этот язык так запомнился римлянам, что изображение галла с высунутым языком можно было видеть «на кимврском щите Мария», выставленном на римском форуме на рубеже I в. н.э. (Цицерон. Об ораторе, II, 266).

 

[954]32.Здесь Ливий дважды прибегает к гомеризмам. «Двумя ударами поразил его в живот и в пах» (“ictu ventrem atque inguina hausit”) ср.: «копьем... ранил в утробу... и внутренность медь из утробы вылила» (Гомер. Илиада, XIII, 506–508, пер. Н. Гнедича). Употребленный Ливием глагол haurio и значит «выливать». В данном тексте он не вполне уместен и поэтому мог взяться только из цитаты, заимствованной, надо думать, не из самого Гомера, а у кого‑либо из римских эпиков, скорее всего, у Энния, подражавшего «Илиаде». Второй гомеризм – падение тела, «занявшего огромное пространство» (ср.: Гомер. Илиада, XVI, 776 – «величествен он на пространстве великом... лежал»).

 

[955]33.Согласно Плинию Старшему (XXX, 15), у галлов был обычай сражаться, надев на себя золотые вещи.

 

[956]34.Торкват (лат.) – «Ожерельный».

 

[957]35.Не исключено, что об этой «смуте» упоминал Цицерон (Брут, 56): «Однажды в его (т.е. Марка Попилия) консульство, когда он в сане жреца Карменты совершал публичное жертвоприношение, его известили о бунте плебеев против сената, и он, как был, в жреческом одеянии, явился на сходку и усмирил смуту не только силой своего авторитета, но и силой речи».

 

[958]36.Это так называемый Кассиев договор 493 г. до н.э. См.: II, 33, 4 и 9, а также примеч. 76 к кн. II.

 

[959]37.Именно так поступили Марий при Аквах Секстиевых близ Массилии в 102 г. до н.э. (Фронтин, II, 4, 6) и Цезарь при Герговии (Цезарь. Записки о Галльской войне, VII, 45, 2), о чем Ливий мог быть хорошо осведомлен.

 

[960]38.Провербиальное выражение. Ср.: Петроний. Сатирикон, 44 – «дома львы, вне дома лисицы», или: Сидоний Аполлинарий. Письма, 5, 7 – «в претории львы, на войне зайцы».

 

[961]39.Приверн – город вольсков в Лации.

 

[962]40.С ними число триб достигло 27.

 

[963]41.См.: Тацит. Анналы, VI, 16: «Сначала двенадцатью таблицами было установлено, что никто не вправе взимать более одной унции росту...; в дальнейшем по предложению народных трибунов эту ставку снизили до половины унции». Унция – это 1/12 часть асса (фунта). Считают, что речь здесь идет о годовой ставке, в таком случае это 8 1/3% в год. Можно предположить, что народными трибунами, о которых упомянул Тацит, и были Дуилий и Менений.

 

[964]42.Этот налог шел в казну на пополнение резервного фонда. Накопление от двадцатины за отпуск рабов на волю за первые полтора века (357–209 гг. н.э.) составило четыре тысячи фунтов золота (см.: XXVII, 10, 11–12).

 

[965]43.Право трибунского вмешательства действовало лишь в Городе и на расстоянии не более мили от городской черты. Дальше власть консула над солдатами была абсолютной.

 

[966]44.В 376 г. до н.э. Гай Лициний Столон, будучи народным трибуном, провел закон, согласно которому никто не мог иметь во владении более 500 югеров земли. Теперь, в 357 г., он сам оказался нарушителем этого закона (см.: V, 26, 5; Плутарх. Камилл, 39).

 

[967]45.Подвластный сын «не имел ничего своего» (см.: примеч. 92 к кн. II), т.е. его имущество входило в отцовское. Лициний Столон, конечно, как любой «отец семейства», мог вывести сына из‑под своей власти (и тем самым сделать его самостоятельным собственником), но обстоятельства позволяли увидеть в этом обход закона.

 

[968]46.Ср.: IV, 33, 2 и Флор, I, 12, 7. О фуриях см.: примеч. 144 к кн. I.

 

[969]47.Ср.: III, 63, 11 – (о триумфе Валерия и Горация в 449 г. до н.э.).

 

[970]48.Поскольку интеррекс избирался не более, чем на пять дней, а до избрания новых консулов их сменилось девять, междуцарствие продлилось 45 дней.

 

[971]49.См. выше: примеч. 3.

 

[972]50.Диодор Сицилийский (XVI, 45, 8) тоже описывает эту экзекуцию, но не относит ее к 354 г. до н.э.

 

[973]51.Т.е. Тита Манлия Торквата.

 

[974]52.Ср.: V, 40, 10, а также Страбон (V, 220), где рассказывается, как во время галльского нашествия церийцы приняли к себе римских жрецов и весталок, вывезших с собой римские святыни.

 

[975]53.Храм Аполлона на Марсовом поле был посвящен в 431 г. до н.э. (см. примеч. 107 к кн. III; 69 к кн. IV). Вероятно, он был разрушен во время нашествия галлов.

 

[976]54.По закону Лициния Секстия, один из консулов должен был избираться из плебеев.

 

[977]55.Лат. “mensarii” (от mensa).

 

[978]56.Об этрусском двенадцатиградье см.: примеч. 40 к кн. I.

 

[979]57.О цензе см.: I, 42, 5 и примеч. 133 к кн. I.

 

[980]58.Этот храм (см. примеч. 24 к кн. VI) служил местом сбора для войск, которым предстояло отправляться по Аппиевой дороге.

 

[981]59.Гастаты, принципы и Триарии – три возрастных разряда римских солдат. Подробнее см.: VIII, 8, 1–13.

 

[982]60.Консул был ранен так называемой матарой, тяжелым галльским дротиком.

 

[983]61.В это время, видимо, 1 июля.

 

[984]62.Это считалось недопустимым (ср.: III, 35, 8–9).

 

[985]63.Типичное для эпохи Принципата осуждение роскоши, приведшей к растлению нравов. См., например, так называемые римские оды Горация (Оды, III, 1–6), особенно: III, 6, 33–48.

 

[986]64.Его отцом был знаменитый Марк Фурий Камилл.

 

[987]65.Авл Геллий (IX, 11, 5), со ссылкой на «знаменитых авторов», утверждает, что то был галльский вождь, а не простой воин.

 

[988]66.Типичное для римлян обращение к неизвестному божеству (чтобы не повредить делу ненадлежащим обращением).

 

[989]67.У Ливия прозвище Марка Валерия – Корв (лат. corvus – «ворон»). Лишь в двух местах (гл. 32, 15 и 40, 3) он пользуется более поздней его формой – Корвин, которую мы находим и у Авла Геллия (IX, 11, 5).

 

[990]68.См.: примеч. 22 к кн. III.

 

[991]69.Первое у Ливия упоминание о договоре Рима с карфагенянами. Диодор Сицилийский (XVI, 69, 1) тоже говорит о нем, как о первом, но Полибий (III, 22) рассказывает о договоре, заключенном в первом году Республики (509 г. до н.э.).

 

[992]70.Ср.: VI, 33, 4–5. См. также: примеч. 42 к кн. V.

 

[993]71.См: примеч. 25 к кн. IV.

 

[994]72.Об этом же рассказывает Овидий в «Фастах» (VI, 183–186): «Также над крепостью храм, посвященный Юноне Монете, / Был в эти дни возведен, как обещал ты, Камилл, / Прежде там Манлия дом находился, который от галлов / Капитолийского храм смело Юпитера спас» (пер. Ф.А. Петровского).

 

[995]73.См.: I, 31, 1–4.

 

[996]74.В Сивиллиных книгах.

 

[997]75.Ливий отмечает значение самнитских войн, начинающих новый этап римской истории, связанный с борьбой за владычество – сначала над всей Италией, затем над Центральным Средиземноморьем. Война с эпирским царем Пирром – 280–275 гг. до н.э. Пунийские войны – целая эпоха от 264 по 146 г. до н.э.

 

[998]76.Ливий повторяет здесь одну из мыслей своего предисловия ко всему труду (I, 4).

 

[999]77.Сидицины – оскское племя, обитавшее в Кампании (главный город – Теан Сидицинский).

 

[1000]78.По словам Флора (I, 16, 6), Капуя некогда была одним из трех величайших городов Италии. Позднее сделать Капую столицей всей Италии предполагал Ганнибал (XXIII, 10, 2).

 

[1001]79.Слова «склонитесь же к нам... изъявите... свою непреложную волю» окрашены эпическим стилем и представляют собой почти цитату из Вергилия (Энеида, 12, 187), восходящую в свою очередь к гомеровскому образу (Илиада, I, 528).

 

[1002]80.Флор (I, 16, 3 сл.) говорит: «Кампания – область прекраснейшая не только в Италии, но и во всем мире: нигде нет более мягкого климата; здесь дважды в год расцветают цветы; нигде нет более плодородной земли... нигде нет более гостеприимного моря» (пер. М.Ф. Дашковой).

 

[1003]81.Т.е. богов – гарантов договора.

 

[1004]82.См. выше: примеч. 24.

 

[1005]83.По‑видимому, самниты рассчитывали на то, что римляне ограничатся войной в Кампании.

 

[1006]84.См: VII, 29, 4–5.

 

[1007]85.Этрурия к этому времени была еще не вся покорена, а латины были покорены окончательно только в 340–338 гг. до н.э.

 

[1008]86.Валерий имеет в виду своего знаменитого предка Валерия Публиколу, одного из консулов 509 г. до н.э. (первого года Республики), и его ближайших потомков.

 

[1009]87.См. выше: VII, 26, 12 и примеч. 67. Прозванье Публикола осмыслялось как «Почитатель народа».

 

[1010]88.Ср. характеристику Тита у Тацита (История, V, 1).

 

[1011]89.Т.е. в 9 часов вечера.

 

[1012]90.Ср.: Вергилий. Энеида, II, 354: «Для побежденных спасенье одно – о спасенье не думать» (пер. С.А. Ошерова).

 

[1013]91.«Травяной», или «осадный», венок был очень высокой наградой – он давался за освобождение своих от вражеской осады и делался из травы (символ победы), сорванной на месте, которое было осаждено (см.: Фест, 208L.).

 

[1014]92.См.: IV, 37, 1–2.

 

[1015]93.Почва Лация могла быть названа «гиблой и бесплодной» разве в сравнении с роскошной кампанской. В V книге (54, 4) Ливий устами Камилла восхваляет плодородие почв Лация (см. также: Страбон, V, 231).

 

[1016]94.Т.е. командующим.

 

[1017]95.См.: II, 40.

 

[1018]96.Корв и Квинкций, стремясь не к расправе, а к примирению с взбунтовавшимися солдатами, находят исторический прецедент, чтобы оставить их безнаказанными, а именно: две плебейские сецессии (см.: примеч. 94), тем более, что во второй действовали не просто плебеи, но войско («легионеры»).

 

[1019]97.О священном законе см.: примеч. 71 к кн. IV.

 

[1020]98.Это постановление отвечало интересам должников: пока они оставались в войске, они могли, не опасаясь, выжидать, чтобы военная добыча поправила их дела.

 

[1021]99.Т.е. центурионом. Видимо, этот пункт не имел общего значения (вряд ли было много охотников на центурионскую должность после трибунской) и солдаты просто хотели отделаться от конкретного человека.

 

[1022]100.Примипиларий – центурион первой центурии первого манипула первой когорты легиона. Он один из всех центурионов входил в военный совет.

 

[1023]1.Он был одним из консулов 347 г. до н.э. (см.: VII, 27, 3).

 

[1024]2.Оружие и доспехи, захваченные у врага и приносимые в жертву кому‑нибудь из богов, сжигались. Ср.: I, 37, 5 (Вулкану); X, 29, 18 (Юпитеру Победителю).

 

[1025]3.Луя (Мать Луя, Луя Сатурна) – очень древнее римское божество с неясными функциями. В кн. XXXXV (33, 1) Ливий рассказывает об устроенном римлянами в Греции (в 167 г. до н.э.) публичном сожжении вражеского «всякого рода оружия», открывавшемся молитвой «Марсу, Минерве, Матери Луе и другим богам, которым позволено и положено жертвовать снятое с врагов».

 

[1026]4.В понятие «сабелльская земля» обычно включают обширную область Средней Италии, здесь более узко – страна самнитов (см.: примеч. 86 к кн. IV), которых древние авторы нередко отождествляли с сабеллами (ср.: Страбон, V, 250).

 

[1027]5.См. примеч. 77 к кн. VII.

 

[1028]6.См. VII, 19, 4.

 

[1029]7.См. VII, 30, 1; 31, 6.

 

[1030]8.Война Александра Эпирского с италиками началась лет на десять позже.

 

[1031]9.Олимпиада, мать Александра Македонского, была сестрой Александра Эпирского.

 

[1032]10.См.: I, 24 (о договоре Тулла с альбанцами) и 53 (о договоре Тарквиния Гордого с латинами).

 

[1033]11.См.: II, 19, 3; 20, 13.

 

[1034]12.Мать Земля, как и боги Маны (боги преисподней), – хтоническое божество, принимающее мертвых.

 

[1035]13.См.: примеч. 102 к кн. I.

 

[1036]14.См.: примеч. 34 к кн. II.

 

[1037]15.См.: примеч. 101 к кн. II.