Ленное право

Статья 61.

Статья 58

Статья 57

Статья 55

Статья 54

Статья 52

§ 1. Немцы должны выбирать короля по праву. Когда он посвящен теми епископами, которые к тому назначены, и вступает на престол [коронуется] в Аахене, тогда он получает королевскую власть и королевский титул. Когда его посвящает папа, тогда он получает и императорскую власть, и императорский титул.

§ 2. Короля избирают судьей над земельной собственностью, и леном, и над жизнью каждого. Однако император не может быть повсеместно и судить все преступления во всякое время; поэтому он передает князьям графство и графам шультгейство.

§ 2. Когда выбирают короля, он должен принести присягу верности государству в том, что он будет укреплять правду.

§ 1. Над жизнью и здоровьем князей никто не может быть судьей, кроме короля.

§ 2. Относительно свободных шеффенского сословия, которые достойны смертной казни и осуждены, никто не может казнить их, кроме судебного исполнителя.

§ 1. Императора не может ни папа, ни кто-либо другой отлучить от церкви с того момента, как он посвящен, кроме трех случаев: если он сомневается в истинной вере, или если он оставляет законную жену, или если он разрушает божий храм.

§ 2. При выборах императора первый голос принадлежит епископу Майнца, второй - Трира, третий - Кельна. Среди светских первый при выборах пфальцграф рейнский - имперский стольник, второй - герцог саксонский - маршал, третий - маркграф бранденбургский - имперский камерарий. Имперский шенк, король богемский, не имеет права избрания, потому что он не немец. Затем выбирают все имперские князья, духовные и светские. Те, которые первыми названы при избрании, должны голосовать не по собственному усмотрению, а должны первыми голосовать за того, кого все князья изберут императором.

§ 1. Имперские князья не должны .иметь никакого другого светского господина, кроме короля.

§ 2. Нет такого знаменного лена, при помощи которого кто-либо мог бы стать имперским князем, если он не получил этого лена от короля. Если другой от него получает, то он не является первым держателем лена, потому что тот раньше его получил, и он не может поэтому быть имперским князем.

§ 1. Каждые восемнадцать недель должен граф назначать заседания своего суда … в установленном правом судебном месте, где должны находиться шультгейс и шеффены и судебный пристав.

§ 2. Никто не может быть шультгейсом, если он не свободный и если он не родился в той стране, где находится суд.

§ 3. Судебный пристав должен по меньшей мере иметь полгуфы своей земли.

(Хрестоматия памятников феодального государства

и права стран Европы. М., 1961)

Глава I

4. Клирики и женщины, крестьяне и купцы и лишенные прав и неза-коннорожденные и все нерыцарского звания со стороны отца и деда - все они не имеют ленного права.

8. Ленник должен своему господину принести известную
присягу в том, что он ему будет верен и будет ему другом.
Таким образом, ленник является по отношению к своему гос­
подину обязанным, поскольку он его человек и от него дер­
жит лен.

9. Ленник должен нести надлежащую королевскую служ­
бу, объявленную решением господина в присутствии двух его
людей за шесть недель до похода. Служба должна осущест­
вляться в пределах германской земли, входящей в состав Римской империи.

16. Ленник должен также служитъ своему господину тем, что он принимает участие в решениях ленного суда, когда это потребуется господину, до полудня и в судебные дни.

24. Отец передает по наследству сыну владение равно как и лен; поэтому сын не обязан просить господина, чтобы он дал ему лен отца.

39. Земельный участок может принадлежать нескольким
господам таким образом, чтобы один имел от другого, однако
так, чтобы этот участок находился в (действительном) вла­
дении одного.

40. Если кто получает чинш с земельного участка, то счи­
тается, что он находится в его владении.

45. После смерти отца сын должен в течение года и шести недель признать перед господином со сложенными руками свою вассальную (зависимость) по отцовскому лену.

47. Когда ленник просит господина о признании вассали­
тета, он должен произнести следующие слова: «Господин, я
хочу быть наделен вами леном, который мне принадлежит
по праву, вследствие чего я прошу первый, второй и третий
раз признать мой вассалитет по отношению к вам, как мне
надлежит по праву; свидетелями этого я призываю всех при­
сутствующих ваших людей.

48. Если господин отклонит принятие его в вассалы, то
ленник будет владеть имением без обязательства службы, по
которому он предлагал быть вассалом, и больше он никогда
не должен впоследствии получать имение от того господина,
поскольку он имеет среди своих людей живых свидетелей
того факта, что господин не просил себе имения; и он будет
передавать это имение по наследству своим сыновьям исмо­
жет своим имением наделять леном своих людей.

49. Ибо согласно праву ленник сохраняет то, чем госпо­
дин, вопреки справедливости, отказался наделить.

67. Доход от лена малолетних должен получать господин, доколе они не достигнут 12-летнего возраста.

88. Кто меняет свою светскую жизнь на духовную, тот не передает лена по наследству, и надежда на лен у надею­щихся отымается.

94. Никто не может быть лишен владения, если только оно не будет от него отнято по суду.

101. Если и господин, и вассал приписывают себе владе­ние леном, то доказательства владения представляет вассал.

116. Если господин отнимет неправосудно у вассала име­ние или несправедливо откажет в наделении леном или не захочет быть гарантом (его права) на лен, который ленник от него держит, то ленник может жаловаться высшему гос­подину (сеньору), который должен в присутствии двоих своих вассалов через своего посланца от того потребовать, чтобы жалобщику оказал он правосудие. Если тот этого не сделает, то высший господин на себя берет имение и станет вместо прежнего господина гарантом (прав на) имение.

130. То, что кто-либо получает не на основании вассаль­ных (отношений), не признается леном; следовательно, если господин наделяет своего министериала, то это совершается не на основании вассалитета, а по праву (господского) двора. Эта передача - вне ленного права, а является передачей, свя­занной с должностью.

 

Глава II