Введение

Эффективное управление в настоящее время является ключевым требованием, предъявляемым к организациям со стороны рынка. Постоянные перемены (прежде всего в экономической среде) ведут к непрерывному поиску и совершенствованию стратегии и тактики ведения бизнеса.

С другой стороны, в современных условиях невозможно достичь эффективности ведения бизнеса без использования ИТ, в свою очередь, бурно и интенсивно развивающихся именно под воздействием стоящих перед бизнесом стратегических и тактических задач.

Фактически, одновременно произошли две взаимно повлиявшие друг на друга революции – в бизнесе и в ИТ, следствием которых стало резкое повышение востребованности услуг в области стратегического управления информационными системами.

Стратегическое управление информационными системами представляет собой комплекс теоретических основ и методов, которые обеспечивают целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленных на повышение эффективности владения и развития информационных систем для достижения бизнес-целей организаций и создания новых конкурентных преимуществ. Изучение этих методов позволяет:

  1. анализировать и формировать показатели эффективности использования информационных технологий для организации стратегического и оперативного управления их развитием;
  2. разрабатывать стратегии развития информационных систем;
  3. организовывать ИТ-службу и управлять ее деятельностью;
  4. эффективно управлять портфелем ИТ-проектов;
  5. рационально организовывать взаимодействие с вендорами и партнерами;
  6. руководить проектами в области ИТ-консалтинга;
  7. организовывать переход к аутсорсингу и контролировать его выполнение.

Необходимость подготовки специалистов такого профиля обусловлена объективными потребностями бизнеса и сферы госуправления. Современный бизнес требует наличия стратегии управления развитием информационных систем, которая бы обеспечивала поддержку реализации стратегии развития самого бизнеса, и руководителей, способных разрабатывать и осуществлять соответствующие планы.

Заметим, что в настоящее время отмечается качественное расширение понятия и термина "система", происходящее в международных комитетах и профессиональных сообществах, ориентированных на ИТ. На современном этапе под системой понимается "комплекс, состоящий из процессов, технических и программных средств, устройств и персонала, обладающий возможностью удовлетворять установленным потребностям или целям". Отметим, что это определение достаточно близко к определению понятия "автоматизированная система", приведенного в ГОСТ 34.003-90.

Информационная система представляет собой систему, предназначенную "для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации потребителям и состоящая из следующих основных компонентов:

  1. программное обеспечение;
  2. информационное обеспечение;
  3. технические средства;
  4. обслуживающий персонал.

В стандартах присутствует и четкое определение понятия "ИТ-система", так в ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10000-1-99 информационно-технологическая система определяется как "набор информационно-технологических ресурсов, обеспечивающий услуги по одному или нескольким интерфейсам".