Реферат

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет) (СПбГТИ (ТУ))

 

Кафедра истории Отечества, науки и культуры Факультет___

Курс___

Группа___

 

Контрольная работа №__

Тема:____________________

 

Выполнил________________________(________________________)

личная подпись расшифровка подписи

 

 

Принял__________________________(________________________)

личная подпись должность,

расшифровка подписи

 

 

Санкт-Петербург

201__

 

 


Приложение Б

(обязательное)

Образец оформления титульного листа РЕФЕРАТА

 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)» (СПбГТИ(ТУ))»

КАФЕДРА _________________________________

УГС _________________________________

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ _________________________________

НАПРАВЛЕНИЕ _________________________________

ДИСЦИПЛИНА _________________________________

НА ТЕМУ: _____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Выполнил студент ___ курса, группы ________ _____________________

Фамилия, имя, отчество

Принял_________________________________________________________

Должность, звание Фамилия, имя, отчество

Признать, что работа    
выполнена и защищена с оценкой    

«__» _________________ 201__ г._________________

подпись

 

Санкт-Петербург

201__

Приложение В

(обязательное)

Образец оформления плана РЕФЕРАТИВНой работы

 

 

Содержание

 

Стр.

Введение............................................................................................................................

 

Глава 1. [название]...........................................................................................................

1.1....................................................................................................................................

1.2....................................................................................................................................

1.3....................................................................................................................................

 

Глава 2. [название]...........................................................................................................

2.1....................................................................................................................................

2.2....................................................................................................................................

2.3....................................................................................................................................

 

Заключение.......................................................................................................................

 

Список использованной литературы.............................................................................

 

Приложение......................................................................................................................

 


Приложение Г

(обязательное)

Образец оформления списка использованной литературы

Список использованной литературы

Алексеев, Ю.Г. Государь всея Руси / Ю.Г. Алексеев. – Новосибирск: Наука, 1991.

Алексеев, Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига / Ю.Г. Алексеев. – Л.: Наука, 1989.

Алексеев, Ю.Г. Под знаменами Москвы: Борьба за единство Руси / Ю.Г. Алексеев. – М.: Мысль, 1992.

Алексеев, Ю.Г. Походы русских войск при Иване III / Ю.Г. Алексеев. – СПб., СПбГУ, 2007.

Борисов, Н.С. Иван III / Н.С. Борисов. – М.: Молодая гвардия, 2000.

Зимин, А.А. Возрожденная Россия: Россия на рубеже XV–XVI столетий: Очерки социально-политической истории / А.А. Зимин. – М.: Мысль, 1982.

Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О. Ключевский. – М.: Эксмо, 2008.

Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. – М.: Мысль, 1993.

Скрынников, Р.Г. Иван III / Р.Г. Скрынников – М.: АСТ; Транзиткнига, 2006.

Хорошкевич, А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI вв. / А.Л. Хорошкевич. – М.: Наука, 1980.

Работы в списке располагаются в алфавитном порядке, без нумерации.

Образец оформления ссылок

Библиографическая ссылка – это библиографическое описание произведения, цитируемого или упоминаемого автором работы. В реферате рекомендуется использовать постраничные ссылки, как наиболее удобные для читателя, поскольку они дают возможность наряду с общим текстом увидеть «научную кухню» автора, позволяют оперативно оценить оснащенность и основательность сочинения. В ссылках приводится краткое библиографическое описание источника информации. Оформляются ссылки в виде подстрочных, т.е. находящихся внизу страницы, сносок. С текстом сноска связывается порядковым номером, который обозначается арабской цифрой. Сноски имеют общую нумерацию в пределах одной страницы:

1 Зимин, А.А. Возрожденная Россия: Россия на рубеже XV–XVI столетий: Очерки социально-политической истории / А.А. Зимин. – М.: Мысль, 1982. – С. 243–244.

2 Борисов, Н.С. Иван III / Н.С. Борисов. – М.: Молодая гвардия, 2000. – С. 586.

3 Нефедов, С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: Османское влияние / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2002. – №11. – С. 30–53.

На примере конкретного текста ссылки будут выглядеть так:

В тексте: Как отмечал В.О. Ключевский, сообщения иностранцев о духовной жизни русского общества этого периода отрывочны и бедны, и в них «дано слишком много места личным, произвольным мнениям и взглядам самих писателей»1.

В сноске: 1 Ключевский, В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве / В.О. Ключевский. – М., 1991. – С. 8.

При повторных ссылках на одно и то же произведение приводятся только фамилия и инициалы автора, заглавие произведения и соответствующие страницы. Длинные заглавия можно сократить, заменяя пропущенные слова многоточием.

Например, в первичной ссылке: 1 Ключевский, В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве / В.О. Ключевский. – М., 1991. – С. 101.

В повторной ссылке: 3 Ключевский, В.О. Сказания иностранцев… – С. 106–107.

 

Если в реферате содержатся ссылки только на одну работу данного автора, то в повторных ссылках на нее наименование работы заменяют словами «Указанное сочинение» (в сокращенном варианте – «Указ. соч.»).

Например: Ключевский, В.О. Указ. соч. – С. 116.

 

Однако, если в реферате используются две и более работ одного автора, то следует приводить заглавие. Например, в первичных ссылках:

1 Ключевский, В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве / В.О. Ключевский. – М., 1991. – С. 101.

2 Ключевский, В.О. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае / В.О. Ключевский // Ключевский, В.О. Православие в России / Сост. Ю.В. Сокортова. – М., 2000. – С. 472.

В повторных ссылках это будет выглядеть так:

5 Ключевский, В.О. Сказания иностранцев… – С. 106–107.

6 Ключевский, В.О. Хозяйственная деятельность… – С. 486.

 

Если на одной странице даются подряд несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках используются слова «Там же». Например:

1 Ключевский, В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве / В.О. Ключевский. – М., 1991. – С. 101.

2 Там же. – С. 106–107.

 

Если какое-либо издание, документ и т.п. цитируется не по первоисточнику, то в ссылке необходимо указать источник заимствования, предваряя его словами «Цитируется по» (в сокращенном варианте – «Цит. по»). Например:

В тексте: Как отмечал австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, дважды посещавший Москву в начале XVI в., никто из бояр, «как бы велико не было его значение, не смеет ни в чем противоречить государю»1.

В сноске: 1 Цит. по: Ключевский, В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве / В.О. Ключевский. – М., 1991. – С. 93.

 

При ссылке на электронные информационные ресурсы, как и в случае с печатными изданиями, указываются автор и название работы, затем название сайта (или раздела сайта), адрес URL той страницы, на которую дается ссылка, и дата обращения. В записи обязательно должно быть указано «[Электронный ресурс]»:

Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский // Библиотека Гумер. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
History/Kluchevsk/_39.php (дата обращения: 29.02.2012).

 

Ссылки на издания и документы, с которыми автор реферата не работал, недопустимы.


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

(обязательное)

ОЧЕРК ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

(ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Идея создания Технологического института принадлежала министру финансов Российской империи генералу Егору Францевичу Канкрину (1774–1845). Его проект, внесенный 13 августа 1828 г. в Комитет Министров, был рассмотрен Государственным Советом и одобрен Николаем I. 28 ноября 1828 г. император утвердил «Положение об устройстве Санкт-Петербургского Практического Технологического института». С этой даты и ведет свой отсчет история нашего вуза.

В именном указе императора Николая I, изданном по случаю учреждения института, сказано: «Желая способствовать распространению и прочному устройству мануфактурной промышленности в Империи нашей, признали Мы за благо учредить в Санкт-Петербурге Практический Технологический институт». В самом же «Положении» было записано, что целью института является подготовка людей, «имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками или отдельными частями оных». Студентов предполагалось набирать из детей купцов 3-й гильдии, мещан, цеховых и разночинцев. Заведение было рассчитано на 132 воспитанника (младшие классы – 72 человека, старшие – 60 человек), содержание которых брало на себя государство. Учащимся назначался пенсион от правительства, и во время обучения он должны были жить в стенах института. Учебный персонал по первоначальному штату должен был состоять из 4 профессоров и 13 учителей.

Необходимость открытия Технологического института была обусловлена переменами в российской экономике и прежде всего в промышленности. В стране шло формирование элементов нового капиталистического уклада, и отечественные предприятия остро нуждались в специалистах технического и инженерного профиля. Открытие первого в России технологического института именно в Санкт-Петербурге объяснялось тем, что в столице наиболее полно была представлена производственная и научная база, необходимая для эффективного обучения будущих специалистов. Директором института был назначен член биржевой строительной комиссии, действительный статский советник Иван Михайлович Евреинов (1781–1838), а инспектором классов – известный ученый, основоположник термохимии, академик Петербургской Академии Наук Герман Иванович Гесс (1802–1850). Согласно «Положению», обучение воспитанников «по теоретической части» должно было включать следующие предметы: закон божий; чистописание; русскую грамматику; основы географии, истории, естественной истории; «рисование… машин, планов, строений, узоров и украшений»; арифметику и алгебру; геометрию и основы землемерия; физику, прикладную математику, химию; курс технологии, касающийся прежде всего «красильного искусства» и «построения разного рода машин». Для преподавания практических предметов предполагалось иметь при институте механическую, кузнечную, слесарную, токарную, столярную, литейную, гравировальную мастерские, красильню, химическую лабораторию, небольшую паровую машину. Также планировалось регулярное прохождение учащимися практики непосредственно на фабриках. Исходя из этого, Г.И. Гесс составил учебный план, предусматривающий продуманную и весьма солидную для первой половины XIX в. общетехническую подготовку.

Под будущее учебное заведение был выделен заболоченный участок между Фонтанкой, Загородным и Царскосельским (Московским) проспектами. На этом месте планировалось построить трехэтажный главный корпус, два трехэтажных жилых здания по Загородному и Царскосельскому проспектам, машинный дом, кузницы и другие службы. Парадный вход по первоначальному проекту собирались сделать со стороны Царскосельского проспекта, а перед главным зданием предполагалось разбить сад. Однако по желанию Николая I площадь перед институтом была оставлена свободной, и вход был сделан именно с ее стороны. Архитекторами главного корпуса стали А.И. Постников и Э.Х. Анерт. Впоследствии здания института неоднократно достраивались и расширялись.

Для первого набора в институт было вызвано из разных губерний 52 кандидата, в основном 15-летнего возраста. Торжественное открытие Санкт-Петербургского Практического Технологического института было проведено 11 октября 1831 г., после чего начались регулярные занятия. Теоретические уроки начинались в 7 часов утра и продолжались до 11, с 11 до 13 часов ученики занимались черчением и рисованием, а с 14 до 18 проходили практику. Мастерские института открывались постепенно: в 1831 г. имелись столярная, токарная, литейная мастерские и кузница; в 1832 г. заработали слесарная, граверная, модельная, ткацкая, суконная мастерские; в 1833 г. появились литографическая, красильная, бумагопрядильная, шелкоткацкая, мастерская набивания ситцев; в 1835 г. – белильная. Под непосредственным надзором Г.И. Гесса была устроена химическая лаборатория. Наибольшее внимание уделялось преподаванию химии, механики и основ технологии, что проявилось на переводных экзаменах из класса в класс – в целом отмечались «успехи удовлетворительные, а по механике, химии, технологии даже очень хорошие».

В июле 1837 г. состоялся первый выпуск. На выпускных экзаменах присутствовал сам Е.Ф. Канкрин и владельцы столичных фабрик. Всего выпускалось 14 человек, мастеров мануфактурного дела: 3 механика, 9 химиков (специалистов по крашению и отбеливанию) и 2 прядильщика. Двое из них получили золотые медали, один – большую серебряную и двое – малые. Девять выпускников получили звание ученого мастера, четверо – звание мастера, один не был аттестован и звания не получил вовсе. По распоряжению министра выпускникам было выдано новое обмундирование и назначены подъемные деньги. Закончившие заведение со званием ученого мастера освобождались от рекрутской повинности, подушной подати и телесных наказаний; прочие привилегий не получали.

На первоначальном этапе своего существования Технологический институт по сути являлся средней технической школой (практическим училищем), задачей которой была подготовка мастеров для текстильной промышленности. Последующие его выпуски дали уже не только текстильщиков, но и деятелей по всем главным отраслям механической и химической технологии.

С первых лет своего существования институт способствовал широкому распространению технических знаний в России. В 1833 г. при нем открылись публичные классы рисования и черчения для учеников различных возрастов и сословий. Проводились публичные лекции по химии и физике, прикладной механике. Были открыты Горная техническая школа и отделение подготовки специалистов для железной дороги, в состав института вошла медальерная школа при Монетном дворе. Технологический институт принимал участие в отечественных промышленных и сельскохозяйственных выставках, на которых работы его воспитанников были отмечены грамотами и медалями. В знак признания заслуг учебного заведения в 1849 г. Государственный Совет разрешил присваивать выпускникам звания инженеров-технологов и технологов-практикантов вместо прежних мастерских, несмотря на то, что институт еще не имел статуса высшего учебного заведения.

Дальнейшее развитие отечественной промышленности, связанное с реформами Александра II, потребовало совершенствования технического образования. В 1861 г. Технологический институт был преобразован в вуз. Период 1862–1868 гг. стал временем крупных изменений в институте, способствовавших превращению его в специальное учебное заведение высшего разряда. Общеобразовательные классы института были закрыты, и к вступительным экзаменам допускались лишь юноши не моложе 16 лет, окончившие средние учебные заведения. Согласно новому уставу, утвержденному в 1862 г., институт готовил инженеров широкого профиля по двум специальностям: механиков и химиков. Срок обучения определялся в четыре года. Для выпускников было установлено звание технолога I и II разряда. Институту было предоставлено право приобретать за границей и беспошлинно ввозить учебные пособия, образцы производства, машины и приборы. Огромная роль в проведении институтских преобразований принадлежала генерал-майору Илье Петровичу Чайковскому (1795–1880, отец великого композитора), который являлся директором института в 1858–1863 гг.

19 декабря 1863 г. по конкурсу на должность профессора химии Практического Технологического института был избран приглашенный И.П. Чайковским Д.И. Менделеев. В институте известный ученый проработал до 1872 г. В эти годы он защитил докторскую диссертацию, открыл периодический закон и разработал периодическую систему элементов. После ухода с преподавательской кафедры Дмитрий Иванович поддерживал связи с вузом, был почетным членом института. Примерно в это же время в институте работали такие выдающиеся ученые, как Ф.Ф. Бейльштейн, И.А. Вышнеградский, А.В. Гадолин, Н.А. Гезехус, И.А. Евневич, П.В. Еремеев, Д.С. Зернов, Н.П. Ильин, А.К. Крупский, Э.Х. Ленц, Н.П. Петров, Н.И. Тавилдаров и многие другие.

К 1870-м гг. Технологический институт вполне сформировался как высшее техническое учебное заведение. Срок обучения был увеличен до пяти лет, выпускники были удостоены права носить особый нагрудный знак. Институт получил возможность командировать окончивших курс технологов за границу на один год для стажировки и повышения квалификации. Технологи были в числе учредителей Русского технического общества, Русского химического общества и Общества технологов, выпускали журналы «Инженер», «Технические иллюстрации», «Электричество» и др. Институт готовил педагогические и научные кадры для вновь открывшегося Московского высшего технического училища, первого в мире Высшего женского технического училища, технологических (Московского химико-технологического, Харьковского и Томского) и политехнических (Донского, Киевского и Петербургского) институтов страны. Студенты вуза принимали активное участие в российских и международных выставках, ученые института приглашались в качестве экспертов в различные организации и правительственные комиссии. До конца XIX в. институт, в 1896 г. переименованный из «Практического Технологического» в «Технологический институт императора Николая I», являлся подлинным центром русской научной и технической мысли.

Начало ХХ в. было ознаменовано новыми достижениями специалистов-технологов. Так, изобретение первой системы передачи изображения с помощью электронно-лучевой трубки, сделанное в 1907 г. сотрудником института Б.Л. Розингом, явилось основой для создания телевидения (появилось оно в США в начале 1930-ых гг. благодаря разработкам выпускника ТИ В.К. Зворыкина). На базе Технологического института проводились разработки в области электротехники – была построена собственная электростанция, технологи Г.М. Кржижановский, В.П. Вологдин, П.П. Копняев, М.Н. Левицкий и др. вошли в число основоположников российской электротехнической промышленности и первых строителей российских электростанций. Начали свою научную и преподавательскую деятельность такие выдающиеся исследователи, как всемирно известный химик-органик А.Е. Фаворский, крупнейший специалист в области красителей А.Е. Порай-Кошиц и др. Среди выпускников института числились А.Ф. Иоффе, Д.Л. Ландау, Е.Ф. Тамм, М.П. Капица. Возросший уровень подготовки был отмечен тем, что с 1904 г. все окончившие Технологический институт стали получать звание инженера-технолога с правом поступления на государственную службу.

В это время переживают расцвет студенческие научные кружки, впервые появившиеся в России именно в стенах Технологического института, проводятся ежегодные студенческие научные конференции. Вуз привлекает людей, разносторонне одаренных – среди студентов института некоторое время числились будущие писатели В.Г. Короленко (1853–1921) и А.Н. Толстой (1883–1945).

Была, однако, у технологов и иная сфера деятельности. Студенты и выпускники вуза становились активными участниками общественного движения, в том числе его радикальных течений. Студентом Технологического института был народоволец Игнатий Гриневицкий, непосредственный убийца Александра II. Технолог Михаил Бруснев стал организатором одной из первых марксистских групп в России. После ее разгрома в 1892 г., в Технологическом Институте продолжал существовать марксистский студенческий кружок. Осенью 1903 г. в него вступил В.И. Ленин. Члены кружка: Л.Б. Красин, В.В. Старков, С.И. Радченко, А.А. Ванеев, П.К. Запорожец, Г.М. Кржижановский, были в числе основателей «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», организованного Лениным в 1895 г., причем Старков и Кржижановский вошли в руководящую тройку «Союза». На следующий год по делу этой организации были привлечены к суду 11 студентов-технологов.

Политические настроения учащихся и сотрудников Технологического института предопределили их позицию в дни революции 1905 г. После «кровавого воскресенья» занятия в вузе в знак протеста были приостановлены до начала следующего учебного года. За месяцы революции в стенах института трижды выступал Ленин, а 13 октября 1905 г. в физической аудитории прошло первое заседание Петербургского Совета рабочих депутатов. В память об этом событии институт впоследствии, в 1923 г., был переименован в Петроградский технологический институт имени Петроградского совета, а в 1924 г. – в Ленинградский технологический институт имени Ленсовета.

17 октября 1905 г. около института кем-то была взорвана бомба, и власти обвинили в этом технологов. Здание было оцеплено и несколько раз обстреливалось. Демонстрация, двинувшаяся на защиту вуза, была разогнана войсками. 19 октября помещения института подверглись обыску, после чего осада была снята.

В период Первой Мировой войны занятия в институте почти прекратились. В связи с мобилизацией и по другим причинам число студентов сократилось до 800 человек вместо двух с лишним тысяч перед войной. Большинство помещений было отдано под лазарет. В институте действовали курсы подготовки инструкторов и шоферов, гидротехников. В мастерских и лабораториях было организовано производство снарядов, взрывчатых веществ, хлора, возгонка фосфора, закалка стали. Открылись новые специальности «железнодорожное дело», «аэропланы» и др.

К концу февраля 1917 г. учебная жизнь замерла. Здания института к этому времени фактически превратились в казармы – в них были размещены более шести тысяч солдат. С осени 1917 г. всем вузам было предложено полностью прекратить занятия, однако руководство Технологического института и часть студентов старших курсов добились, чтобы на 1917–1918 учебный год был осуществлен новый прием. В результате с 1 сентября 1917 г. к занятиям приступили те, чье обучение еще до 1914 г. приблизилось к окончанию, а также 465 человек первокурсников. Однако выпуск специалистов неуклонно падал: в 1917 г. было выпущено 125 инженеров, в 1918 г. – 73, в 1919 г. – 28. Ситуация начала выправляться только после завершения Гражданской войны, на фронтах которой получили известность бывшие студенты-технологи – С.Г. Лазо, Б.А. Жемчужин, «бакинские комиссары» М.А. Азизбеков и Г.К. Петров и др.

В 1918 г. выпускник Технологического института Н.П. Горбунов возглавил научно-технический отдел Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) – первый центральный орган советской науки. Горбунову удалось привлечь к сотрудничеству с советской властью ряд известных ученых, и к концу 1919 г. в России действовали уже 33 научно-исследовательских института. Когда в Технологическом институте возобновился нормальный учебный процесс и выпуск инженеров-технологов, коллектив института активно подключился к решению задач восстановления и развития народного хозяйства. В годы первых пятилеток в стране развернулось широкомасштабное строительство заводов (в том числе химических), шахт и электростанций. Потребность в инженерах-технологах возросла, в связи с чем институт значительно расширил свою сферу деятельности. Открывались новые кафедры, подготовка специалистов становилась разнообразнее, увеличивалась численность научно-педагогических кадров, улучшалась учебно-материальная база. Теснейшая связь с промышленностью (химической, нефтехимической, микробиологической) способствовала быстрому внедрению разработок технологов в производство. На 1 ноября 1928 г. в институте учились 2248 человек. К столетнему юбилею Технологический институт, первым среди вузов страны, был награжден орденом Трудового Красного Знамени – за заслуги в революционном движении и подготовку руководящих технических кадров для важнейших отраслей промышленности.

В июне 1930 г. ЛТИ им. Ленсовета подвергся реорганизации. Текстильный и химический факультеты были превращены в самостоятельные втузы, механический факультет слился с одноименным факультетом Ленинградского политехнического института, и на этой базе были созданы машиностроительный и котлотурбинный институты. Химический факультет ЛТИ был соединен с химическими факультетами других вузов города и преобразован в Ленинградский химико-технологический институт (ЛХТИ). ЛХТИ стал крупнейшим в СССР химико-технологическим вузом. В нем действовали три факультета: технологический, инженерный химико-технологический и механический. К 1 сентября 1930 г. в институте было около 3100 студентов, около 350 преподавателей, 5 общих и 17 специальных лабораторий. Ежегодная численность выпускников в предвоенные годы достигала 650 человек. За 1935–1940 гг. на Ученом совете были защищены 137 докторских и кандидатских диссертаций. В 40-ых годах предполагалось активизировать работу по всем направлениям деятельности института, но этим планам помешала война.

С началом Великой Отечественной войны, в первые же ее дни, в действующую армию было призвано 339 студентов и 417 преподавателей ЛХТИ. При институте открылись курсы медсестер. Свыше 300 сотрудников и студентов вступило в ряды народного ополчения – дивизии Куйбышевского и Фрунзенского районов, сражавшиеся на Лужском рубеже и ближних подступах к городу. 150 студентов-комсомольцев стали бойцами истребительного батальона. На фронт были отправлены и две группы студентов-политбойцов, которые приняли участие в обороне Смоленска и Москвы. Также в июле 1941 г. из технологов был сформирован отряд особого назначения для диверсий в тылу врага, насчитывавший 100 человек. Всего в армию, народное ополчение, партизанские и диверсионные отряды, истребительный батальон, медсестрами и политбойцами из института ушли более 1500 человек – почти каждый третий из числа учащихся и работников вуза.

В связи с начавшейся войной был произведен ускоренный выпуск специалистов – свыше 200 человек, которых направили в основном на оборонные предприятия. Значительная часть института эвакуировалась, а перед оставшимися работниками была поставлена задача по производству боеприпасов и медикаментов. Кроме того, более 350 сотрудников и студентов работали на строительстве оборонительных сооружений в городе и на подступах к нему. В зданиях института были оборудованы бомбоубежища и огневые точки.

Несмотря на начало блокады, бомбежки и артналеты, осенью в вузе начались учебные занятия. Студенты совмещали учебу с работой в производственных мастерских и лабораториях. Когда люди окончательно ослабли от голода, всю учебную часть отправили в эвакуацию. В Технологическом институте оставалось около 200 человек (из них всего 19 мужчин), которые продолжали выполнять оборонные заказы, изготавливая мины, гранаты, дымовые и зажигательные шашки, медицинские препараты, противогазы, средства связи и другое снаряжение. Оставшиеся в институте ученые разработали технологию получения молока из сои и новые виды топлива, что пригодилось в борьбе с блокадным голодом и холодом.

После прорыва блокады, хотя условия оставались тяжелейшими, партийная организация вуза развернула работу по возобновлению занятий. Осенью 1943 г. институт первым из городских вузов возобновил учебные занятия – 1 октября в аудитории пришли 150 студентов (в том числе 53 ранее обучавшихся), из которых было сформировано 8 учебных групп. Как и прежде, учеба в блокадном городе перемежалась с тревогами, дежурствами, расчисткой завалов, ремонтом коммуникаций и т.п.

Другая, эвакуированная, часть ЛХТИ продолжала свою деятельность в Казани. Первый эшелон эвакуации с 49 специалистами и 322 студентами отбыл из Ленинграда еще 20 июля 1941 г. Были вывезены наиболее ценное оборудование, материалы, литература. Вторая волна эвакуации последовала в марте 1942 г. Ленинградские технологи активно включились в работу Казанского химико-технологического института, при котором из кафедр ЛХТИ был сформирован новый, третий, факультет. Директором объединенного института был назначен профессор ЛХТИ А.Е. Переверзев, его заместителем – профессор Л.И. Багал. Временное объединение двух родственных институтов привело к появлению крупнейшего втуза СССР с большим количеством кафедр и специальностей и профессорско-преподавательскими кадрами, способными решать самые трудные задачи военного времени. К началу 1942–1943 учебного года в составе объединенного института насчитывалось 2 академика, 1 член-корреспондент АН СССР, 30 профессоров, 48 доцентов, 20 старших преподавателей и 22 ассистента.

Объединенный институт стал не просто крупнейшим и ведущим в стране – он превратился, по сути, в уникальное учебно-научное заведение, поскольку после Академии наук это была единственная организация, которая вела систематическую научно-исследовательскую работу в области химии в интересах наркоматов обороны, боеприпасов, Военно-Морского Флота, химической промышленности и других. Под руководством академика А.Е. Порай-Кошица развернулись исследования в области химии и технологии органических красителей и промежуточных продуктов. Кафедра пластмасс под руководством члена-корреспондента АН СССР С.Н. Ушакова разрабатывала проблемы синтеза и производства новых пластических материалов. Сотрудниками кафедры процессов и аппаратов и ее заведующим профессором К.Ф. Павловым была проведена большая работа по модернизации техники и технологии ряда предприятий Татарской АССР. Основными направлениями научной деятельности институтского коллектива стали разработка новых производственных процессов, исследования в области заменителей сырья и полуфабрикатов, изобретение новых боеприпасов. В частности, профессор Л.И. Багал разработал технологию получения тринитробензола – взрывчатого вещества большей мощности, чем тротил.

Важнейшей задачей для объединенного института по-прежнему оставалась подготовка высококвалифицированных специалистов. В условиях военного времени наладить нормальный учебный процесс было чрезвычайно трудно, особенно в первую военную зиму. Однако, несмотря на все трудности, и эту задачу удалось успешно решить. Первый «военный» учебный год был завершен по сокращенному плану, но уже в следующем 1942–1943 учебном году восстанавливается нормальный пятилетний срок обучения. Всего за годы пребывания в Казани было выпущено 749 специалистов, а также прошла защита 3 докторских и 12 кандидатских диссертаций.

Помимо научной и учебной работы коллектив вуза делал все возможное, чтобы оказать прямую помощь фронту. Производственные мастерские института выпускали оборонную продукцию – за годы войны на фронт были отправлены десятки вагонов с боеприпасами и снаряжением. Кроме того, для нужд населения выпускались сахарин, кремни, аккумуляторы, наждачная и светокопировальная бумага и т.п. изделия. Руководителями мастерских работали преподаватели и научные сотрудники, а трудились в них главным образом студенты, которые после учебных занятий еще по 6 часов отдавали производству. Также коллектив института первым среди вузов Казани включился в сбор средств на танковые колонны «Советский ученый» и «Советский студент».

В начале 1944 г., сразу после снятия блокады, руководством оставшегося на месте ЛХТИ было принято решение ускорить восстановление института, для чего сотрудники и студенты должны были овладеть вторыми, строительными, специальностями и работать на восстановлении не менее 10 часов в неделю. За годы блокады вузу был нанесен огромный ущерб – на его территорию упало около 2000 зажигательных бомб, более 60 снарядов и авиабомб. Хотя, благодаря усилиям бойцов МПВО и обитателей института, больших пожаров и жертв удалось избежать, многие помещения были разрушены (в частности, 19 января 1944 г. один из «прощальных» немецких снарядов разрушил Новохимический корпус). Повсеместной замены требовали кровли, стекла, штукатурка, коммуникации института.

В мае 1944 г. из Казани возвратился первый институтский эшелон, в августе – второй, в феврале 1945 – последний. Прибывшие из эвакуации сразу же присоединились к восстановлению вуза, и осенью 1944 г. занятия начались на всех курсах всех факультетов. Самые неотложные работы были завершены к осени 1945 г., а последний дот в здании Технологического института был демонтирован 7 июля 1946 г.

За мужество в боях и самоотверженный труд в годы войны около 500 технологов были награждены орденами и медалями. Имена погибших студентов и преподавателей ЛХТИ запечатлены в бронзе на мемориале, открытом 9 мая 1970 г. во дворе института.

В 1945 г. ЛХТИ был вновь переименован в Ленинградский технологический институт имени Ленсовета (ЛТИ). В послевоенные годы выпускники и сотрудники института играли видные роли в передовых отраслях советской промышленности и науки. Широко развивалось производство пластмасс, искусственных волокон, синтетических смол и каучука, искусственного и жидкого топлива. По инициативе И.В. Курчатова в институте в 1949 г. был открыт инженерный физико-химический факультет для подготовки специалистов в области ядерной энергетики и защиты окружающей среды. Одним из его организаторов был К.А. Петржак, основавший кафедру ядерной физики. В результате его многолетней деятельности в институте была создана научная школа в области ядерной физики. Другим стратегически важным направлением, в котором работали ленинградские технологи, было создание ракетных топлив, обеспечивших ракетно-ядерный щит СССР, а затем и освоение космоса.

В 1950–1960-е гг. институт укрепил свое положение среди важнейших научных центров страны. В указанный период его деятельность была связана с именами академика А.А. Гринберга, профессора Н.Н. Качалова и других выдающихся представителей отечественной науки. В эти годы были внедрены новые формы учебно-методической работы, шло развитие студенческого научного творчества, крепли связи с промышленными предприятиями. Расширилось и международное сотрудничество ЛТИ – с 1948 г. в институте началась подготовка специалистов из стран социалистического лагеря: Болгарии, Венгрии, Румынии, КНДР, ГДР и др. В январе 1972 г. институту был присвоен статус технического университета, и он был приравнен к ведущим университетам страны. В 1978 г., к 150-летию, институт был награжден орденом Октябрьской Революции.

Выработанная за послевоенные десятилетия система научных и производственных связей начала стремительно рушиться после распада СССР. Вступление России в период радикальных реформ в начале 1990-х гг. стало серьезным испытанием для Технологического института. Ликвидация отраслевых министерств повлекла уменьшение числа заказчиков, произошло резкое сокращение финансирования, начались задержки заработной платы и стипендии. Встал вопрос о праве собственности института на землю, общежития и т.д. Несмотря на множество трудностей, вузу удалось сохранить материальную базу, профессорско-преподавательский состав, студенческий контингент, традиционные научные школы.

В 1993 г. институт получил государственную аккредитацию технического университета и стал именоваться Санкт-Петербургским государственным технологическим институтом (Техническим университетом). В 1995 г. была пересмотрена организационная структура вуза: старые факультеты были преобразованы, открылись новые. С этого времени институт включал в себя девять факультетов (считая упраздненный позднее военный факультет) и четыре отделения с правами факультетов, осуществляющих общенаучную подготовку.

В 2013 г. Технологический институт отпраздновал 185-летний юбилей. За годы своего существования он стал одним из крупнейших высших учебных заведений с мировым признанием. В настоящее время научные коллективы института ведут различные разработки по перспективным направлениям научных исследований. Таким образом, наш институт смог не только адаптироваться к условиям новой экономики, но и обрести уверенность в своем дальнейшем развитии.