Лекция 12. СССР в 1945–1991 гг. 4 страница

На рубеже 1999–2000 гг. произошла смена руководства Российской Федерации, завершившая определенный этап постсоветского развития. 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин досрочно покинул свой пост, передав полномочия главе правительства В.В. Путину, который таким образом стал временно исполняющим президентские обязанности. 26 марта 2000 г. Путин был избран президентом.

Новое руководство заявило о своем стремлении консолидировать общество, укрепить его стабильность, способствовать подъему экономики и повысить роль России на международной арене. Основное внимание в области внутренней политики уделялось укреплению государственности. Это достигалось за счет усиления роли центра и прежде всего президентской власти. Стала выстраиваться так называемая «вертикаль власти». В 2000 г. в стране были созданы 7 федеральных округов, во главе которых были поставлены полномочные представители президента. Осенью 2004 г. вместо всенародного избрания губернаторов был утвержден принцип их утверждения федеральными парламентами по представлению президента. В 2001 г. вышел закон о политических партиях России, согласно которому партии превращались в общефедеральные организации. В ходе перерегистрации ряд политических партий прекратил свое существование, но возникали и новые. Так, произошло слияние двух крупных общественно-политических объединений «Единство» и «Отечество – вся Россия», в результате чего образовалась партия «Единая Россия». Именно она стала партией власти – самой крупной и влиятельной.

7 ноября 2003 г. состоялись выборы в Четвертую Государственную Думу РФ. Подавляющую часть депутатских мандатов (350 из 450) получили представители «Единой России», КПРФ – 52, ЛДПР – 36, «Родина» – 36, независимые депутаты – 23. Председателем Думы был избран Б.В. Грызлов.

Во время второго срока пребывания В.В. Путина на посту президента продолжали проводиться реформы в области государственного управления. Серьезные изменения были внесены в законодательство о выборах в Госдуму. Отменялись выборы по одномандатным округам, предусматривалось избрание исключительно по партийным спискам. Запрещалось создание предвыборных объединений и блоков. Повышался также с 5% до 7% порог проходимости в Думу для политических партий. На основе нового законодательства в декабре 2007 г. состоялись выборы в Пятую Думу. На них опять убедительную победу одержала «Единая Россия», получившая 315 мандатов из 450.

Подавляющее превосходство «Единой России», безоговорочно поддерживающей президента и правительство, позволяло власти проводить свои решения в Думе и вести политику без учета мнения оппозиции, что стало негативно сказываться на политической жизни страны. В начале марта 2008 г., после истечения второго срока полномочий президента В.В. Путина, состоялись выборы нового главы государства. Победа досталась Д.А. Медведеву, исполнявшему до этого обязанности первого заместителя председателя правительства. Его кандидатура была поддержана В.В. Путиным и «Единой Россией». Сам же В.В. Путин после ухода с поста президента страны стал председателем правительства. Состав правительства, сформированного Путиным, не претерпел заметных изменений. Это относилось и к сути проводимой его кабинетом внутренней политики.

В 2008–2009 гг. разразился мировой экономический кризис, оказавший негативное влияние на развитие российской экономики. В создавшихся условиях правительство предоставило банкам значительные кредиты и в апреле 2009 г. приняло федеральный антикризисный бюджет. Это позволило стабилизировать ситуацию и постепенно преодолеть последствия кризиса, после чего вновь начался рост экономики. Однако к концу первого десятилетия XXI в. все отчетливее стали проявляться недостатки в развитии страны. Это выражалось прежде всего в том, что экономика РФ приобрела ярко выраженный сырьевой характер и полностью зависела от цен на нефть и газ на мировом рынке. Промышленное производство тем временем сокращалось. Хотя власти неоднократно подчеркивали, что дальнейшее развитие России предусматривает модернизацию экономики на основе передовых технологий, на практике ощутимых результатов не наблюдалось. В стране так и не были созданы благоприятные условия для развития предпринимательства и вложения инвестиций. Коррупция и бюрократизация достигли угрожающих размеров, продолжался отток капитала и «утечка мозгов».

4 декабря 2011 г. состоялись выборы депутатов в Шестую Думу. Впервые Дума избиралась на пять лет. Подавляющее большинство мест в ней вновь получили представители «Единой России». Новые президентские выборы в марте 2012 г. принесли победу В.В. Путину, причем президент впервые был избран на 6 лет.

Внешняя политика новой России.Внешнеполитический курс российского руководства складывался непросто. После распада СССР в мире осталась одна сверхдержава – США, что существенно изменило международную обстановку. В 1990–1996 гг. внешней политикой России руководил А.В. Козырев. При нем курс МИДа был нацелен на сотрудничество с НАТО, США и Европейским Союзом. После назначения на пост министра иностранных дел Е.М. Примакова (1996–1998), а затем его преемников, Россия попыталась занять самостоятельную позицию по ряду вопросов. В частности, российское руководство не одобрило бомбардировки Югославии (1999). Чтобы создать противовес США, Москва стала искать более тесных контактов с КНР.

Образовавшееся на развалинах СССР СНГ за все время своего существования показало себя как аморфная и недееспособная организация. В течение 90-х гг. возникали проекты создания иной формы конфедеративного союза. В частности, в 1994 г. президент Казахстана Н. Назарбаев предложил создать Евразийский союз. Предполагалось, что в союз войдут пять республик бывшего СССР – Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан. Это предложение не было реализовано. 2 апреля 1997 г. было провозглашено образование союза России и Белоруссии. Союз задумывался как мягкая федерация, у которой в будущем появится единый парламент, общая конституция, исполнительные органы власти и единая валюта. Однако и это соглашение не было реализовано.

В начале XXI в. внешняя политика России заметно активизировалась. Значительное влияние на характер международных отношений оказали трагические события, произошедшие в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. В ответ на них США стали проводить политику, нацеленную на борьбу с терроризмом по всему миру и на объединение стран Европы и Азии для этой борьбы. Хотя Россия не одобрила некоторые действия США, например, вторжение в Ирак (2003), сама идея борьбы с терроризмом была ею поддержана. Примером российско-американского сотрудничества в этой сфере может служить соглашение о транзите американских грузов через территорию РФ в Афганистан, где войска США развернули военные действия против талибов.

В целом российско-американские отношения сохраняли двойственный характер. С одной стороны, налицо было определенное сближение стран после прихода к власти в США Б. Обамы. Заявляя о готовности к сотрудничеству и налаживанию хороших отношений, представители американского внешнеполитического ведомства даже пустили в оборот термин «перезагрузка». Однако, с другой стороны, США, выйдя из договора о противоракетной обороне (ПРО), не отказались от размещения противоракетных комплексов на границах РФ, что потребовало ответных мер с российской стороны. Позиции Москвы и Вашингтона не совпадали в период гражданских войн в Ливии (2011) и Сирии (с 2012) и кардинально разошлись в период политического кризиса на Украине в начале 2014 г.

В первое десятилетие XXI в. улучшились отношения России со странами Западной Европы, вырос товарооборот с ними, проводилось определенное сотрудничество и в других сферах. Стало совершенно ясно, что в условиях продолжающейся глобализации бороться с терроризмом, незаконной миграцией и распространением наркотиков можно лишь совместными усилиями.

Большое внимание Россия продолжала уделять странам ближнего зарубежья, прежде всего членам СНГ. Так, в 2010 г. начал действовать единый таможенный союз между Казахстаном, Белоруссией и РФ. С некоторыми постсоветскими государствами отношения складывались менее удачно. В частности, это относится к Грузии. Пришедший там к власти после революции 2004 г. президент М. Саакашвили стал проводить прозападную политику и занял антироссийскую позицию. Летом 2008 г. Грузия предприняла военное вторжение в Южную Осетию. Россия оказала военную помощь осетинам, агрессор получил отпор, после чего РФ объявила о признании Республики Южная Осетия и заключила с ней соглашение. Напряженность наблюдалась и в отношениях с Украиной. Здесь периодически обострялась так называемая нефтегазовая проблема, связанная с транзитом российской нефти через украинскую территорию в Европу. Заметное ухудшение отношений между двумя странами произошло после прихода к власти на Украине президента В. Ющенко. В результате новых выборов и победы на них В. Януковича российско-украинские противоречия на время утратили прежнюю остроту, однако начавшиеся на Украине в конце 2013 г. массовые акции протеста привели к свержению существующей власти и очередному кризису в отношениях Москвы и Киева.

В целом, характеризуя внешнюю политику Российской Федерации в первом десятилетии XXI в., можно сделать вывод, что ее целью являлись защита национальных интересов и повышение роли страны на международной арене.